Туризм в Челябинской области тормозит из-за непонимания самоидентичности

9 Ноября 2019 Автор: Сергей Иванов Фото: из архива редакции
Туризм в Челябинской области тормозит из-за непонимания самоидентичности

В рамках проекта «Экспертный клуб Челябинска» 7 ноября обсудили развитие сферы туризма на Южном Урале. Практически все участники дискуссии отмечали, что возможности у Челябинской области в этом направлении достаточно серьезны, однако пока мы используем их минимально. 

На этот раз заседание Экспертного клуба Челябинска звучала: «Туризм как драйвер экономического развития челябинской области». Обсудить ее собрались представители власти, профессионального и научного сообщества и бизнеса. Участники попытались оценить, какие возможности упускает регион в этой сфере, есть ли спрос на Южный Урал у внутреннего и внешнего туриста и что необходимо сделать, чтобы «раскачать» туристическую отрасль.

горнолыжники_подъемник_Шишкоедов_DSC1031.jpg

Быстрые изменения

То, что у Южного Урала есть, что предложить России и миру, признавали все участники дискуссии. Однако потенциал этот, можно сказать, практически полностью не раскрыт, хотя разговоры на тему ведутся уже ни один год.

«Нужно понимать, что туристы делятся на несколько потоков, — говорит Дарья Ерхова, заместитель генерального директора Туристического бюро «Спутник». — Если говорить о Челябинской области, то основные туристы — это мы с вами, южноуральцы должны быть основными потребителями услуг этой сферы. Люди, проживающие в радиусе тысячи километров, тоже будут приезжать к нам, мы им можем быть интересны. Для серьезного развития сферы туризма нас должны интересовать в первую очередь россияне из других регионов».

Но в привлечении всех этих потоков, по мнению экспертов, у нас немало проблем.

«Туризм можно развивать, основываясь на нескольких ключевых моментах, — уверен Андрей Герасименко, руководитель Семейного курорта «Утес». — Первое — уникальные ресурсы. Челябинск знают как промышленный город, но никто не знает, что у нас в области более 3 тысяч озер. Второе — предложение некой уникальной технологии для развития этой сферы, например, оздоровительный туризм. Третье — уникальные услуги или уникальное оборудование. Мы можем предложить уникальный сервис, если он будет дружелюбным и гостеприимным, то люди к нам поедут. Но есть ли такое в Челябинской области?»

водный-туризм_Шишкоедов_DSC6836.jpg

При этом Дарья Ерхова заметила, что тренды в сфере туризма меняются очень быстро, а мы все еще находимся в стадии обсуждения, не предпринимая каких-то решительных действий.

«Инфраструктура туристических объектов Челябинской области к потоку гостей не готова, — говорит наш эксперт. — При этом у нас много конкурентов. Например, если мы говорим об обилии озер, то наш прямой конкурент — Карелия. А если вы спросите: «Где самые туристические интересные маршруты?». Вам ответят: «На Алтае, Кавказе». Нужно понимать, что на внутреннем рынке нашу область не будут воспринимать как самоидентичную. Ее воспринимают лишь как часть Урала. Туристу по большому счету все равно Челябинскую или Свердловскую область он пересек. Мы уже пять лет принимаем небольшие группы туристов из Москвы, и чаще всего они выбирают смежные маршруты, например, Башкирия — Челябинская область, Свердловская область — Челябинская область. В среднем турист у нас проводит всего 3-4 дня, для массового туризма это не очень хороший показатель».

«Мир очень сильно меняется, то, о чем мы говорили в 2007-2012 годах, уже не актуально. Те форматы и идеи уже устарели, — соглашается Дмитрий Довбня, директор РА «Иероглиф», председатель комитета по туризму «Опоры России». — Во-первых, люди все больше путешествуют сами. Во-вторых, исчезает массовый туризм, он строится на индивидуальных интересах, например, на йога-турах. Мы тоже должны перестраиваться, мы должны смотреть на инфраструктуру, которая строится на Южном Урале с той точки зрения, что турист путешествует самостоятельно. Должно появляться все больше информационной литературы, QR-кодов, табличек, указателей... Центр развития туризма сделали прекрасный стенд, поставили его в ТК «Алмаз», место неплохое, но нам нужен огромный поток, а у нас въезды из Казахстана со стороны Троицка или Карталов с точки зрения туризма совсем информационно не обустроены».

Таганай_из-архива-редакции.jpg

Государство или бизнес?

Основной проблемой, сдерживающей развитие туризма на Южном Урале, почти все наши эксперты называли отсутствие инфраструктуры и идеологии. И вот здесь есть определенный спор, кто должен вкладываться в их появление и развитие. По большому счету, есть все два кармана, откуда могут прийти деньги на это – государство и бизнес. Конечно, и та и другая сторона не прочь переложить эту обязанность друг на друга.

«В 2007 году мы предлагали Башкирии вместе развивать бренд «Южный Урал», — раскрашивает примерами свою позицию Дмитрий Довбня. — Они были согласны, но с нашей стороны не было инициативы. Сейчас, когда они вовсю раскручивают бренд TERRA BASHKIRIA, им это уже не интересно. Чтобы развиваться, мы можем задействовать не только их опыт, но и опыт Свердловской, Тюменской областей. Очень хорош пример Турции, где начинали с пляжного туризма, а потом, поняв, что туристу становится у их скучно, стали развивать рафтинг, аренду экстремальной техники и другие активные виды отдыха. Ведущая роль в этом переформатировании должна принадлежать государству, потому что не один предприниматель не сможет провести серьезного исследования, не сможет создать продукт для массового использования».

Однако не все согласны с тем, что инициатива в сфере туризма должна идти именно от государства.

«Ни для кого не секрет, что ситуация в экономике непростая, многие территории остаются дотационными, — объясняет Дмитрий Столбов, руководитель «Центра развития туризма Челябинской области». — Сфера туризма находится не на первом месте по части финансирования. К сожалению, у государства нет денег, чтобы создавать вокруг озер те же экологические тропы. Каждый год снижается платежеспособность туриста. Нужен уникальный продукт. Мы ждем активности от предпринимательского сообщества. Да, можно сесть и ничего не делать, а только сетовать на то, что государством не проводятся исследования и не выделяется денег. Чем занимается Центр развития туризма? Мы выступаем в роли коммуникатора между государством и бизнесом, возможно, где-то недорабатываем, но активных людей видно сразу, мы общаемся ежедневно».

Прозвучало и мнение, что от государства сфере туризма необходимы отнюдь не только и не столько деньги.

«Мне кажется, что главная проблема туристической сферы — отсутствие системного государственного управления туристскими ресурсами как отраслью экономики, — взял слово Андрей Минченко, председатель комитета ЮУТПП по экологии и ресурсосбережению. — Каждый природный ресурс, будь то красивое озеро, природный парк или археологические достопримечательности, может быть использован по-разному. Например, у красивого озера можно поставить забор и сторожа, который будет собирать по 100 рублей за вход, можно открыть еще рядом пивной ларек. В таком формате у нас туризм сейчас очень во многих местах существует. Соответственно, никакого вклада в экономику это не несет, а создает лишь одно нелегальное рабочее место. Другой сценарий реализуется, когда на этом месте появляется отель. Если это природоохранная зона, то можно запустить экоформат без капитальных сооружений, но при этом очень достойного уровня и быть интересным для туристов со всей России и даже из-за рубежа. И это станет принципиально иным вкладом в экономику, ведь увеличивается капитализация наших туристских ресурсов, мы создаем инфраструктуру для приема гостей. Но именно такого системного развития у нас и нет. Те же предприниматели, которым удается построить подобные объекты, делают это скорее вопреки, а не благодаря какой-то поддержке. Можно и нужно этот подход изменить. Существует огромный клубок проблем, законодательных, межведомственного взаимодействия. Это первое, чем государству нужно заняться».

Кто же мы?

Но кроме инфраструктурных проблем туризм в Челябинской области зачастую спотыкается о банальное непонимание собственных возможностей и собственной уникальности.

Аркаим_Шваб.JPG

«У нас очень много структур, людей, организаций, работающих в сфере туризма, — говорит Юлия Краснова, директор «Центра историко-культурного наследия г. Челябинска». — Каждый сидит на своей кочке, очень старается, но все мы друг о друге практически не знаем. В этом году мы провели такое мероприятие как «Музейный фестиваль». Мы просто пригласили всех желающих проехать по маленьким челябинским музеям: музею медицины, музею Станкомаша, музею почты, леса и другим. Люди очень удивлялись тому факту, что у нас есть тот или иной музей. К сожалению, муниципальные структуры, продвигающие туризм, существуют отдельно, бизнес-структуры — отдельно. Чтобы себя продавать, нам нужно понять самим, кто мы такие».

«Действительно, мы не знаем, кто мы такие, — соглашается Аркадий Шохин, председатель Клуба экскурсоводов г. Челябинска. — Я очень часто бываю в школах, современному ребенку проще рассказать о пещерах в Турции, чем о достопримечательностях Челябинской области. Взрослые тоже не подозревают обо всех богатствах, которые нас окружают. Я — геолог, хочу сказать, что мы живем на самоцветах, на рудах, но востребованность этих продуктов оставляет желать лучшего. Оглянитесь в историю, человек на Урал пришел за ресурсами. Вся наша металлургия, Томинский ГОК — эта наша данность. Посмотрите, в соседней Башкирии созданы два крупных геопарка, которые вошли в систему ЮНЕСКО. Мы же, обладая гораздо значимыми ресурсами в этом направлении, находимся на последнем месте».

То, что промышленный хребет нашей экономики может помочь и развитию туризма согласны и другие эксперты.

«Будущее нашего региона и нашего туризма в промышленности, которая, с одной стороны, дает нам массу экологических проблем, с другой делает опорным краем державы, — говорит Мария Макурова, начальник музейного отдела заповедника «Аркаим». — На тему промышленности нанизывается огромное количество всего того, что с этим связано. Здесь и геология, и тот же самый Аркаим, где появилась металлургия 4 тысячи лет назад. В сфере туризма до конца не оформлена и темы заброшенных заводов, добычи металла».

Возможности развития промышленного туризма дополняет и Андрей Минченко: «У нас уникальным ресурсом можно сделать наследие ядерной отрасли. Можно создать открытый музей всероссийского масштаба по атомному проекту, начиная от добычи урановой руды до создания ядерного оружия, ракетной техники. Существует некий сегмент туристов, которые специально ездят по таким объектам. Я думаю, что этот проект мог бы стать одной из точек притяжения на Южном Урале. Об этом говорится много лет, но встречной инициативы мы не видим».

То, что спрос на это действительно будет доказывается уже существующим опытом.

«Несколько лет назад мы запустили проект, который назывался «Урал terra Incognita», в его рамках мы проводили экскурсию «По прозвищу Зубр», — говорит Дарья Ерхова. — Мы тогда были сами увлечены личностью Николая Тимофеева-Ресовского, но, если честно, никак не ожидали, что эта экскурсия вызовет такой интерес у туристов. В заброшенные лаборатории, которые находятся на берегу озера Силач, мы вывозим по 30-40 человек. Это очень узкая и специфичная тематика, но при этом она привлекает людей не хуже, чем раскрученный Зюраткуль или Черная скала».

Похоже, отсутствие полноценного ответа на вопрос «Кто мы?» действительно не дает нам ответить и на вопрос, что мы можем продать туристам.

«Ежегодно у нас на курорте отдыхают тысячи людей, их количество увеличивается, но тех, кто выбирает экскурсии, единицы, - констатирует руководитель «Утеса» Андрей Герасименко. — Почему? Мне нужен туристический продукт, упакованный в некое продолжающееся увлекательное путешествие. Сейчас его просто нет».

05.12.2019 | 09:49
Как в челябинских школах тренируют мозги маленьких гениев

С 6 по 18 декабря в Челябинске пройдет 27-й молодежный интеллектуальный форум «Шаг в будущее». Это масштабная национальная программа по выявлению одаренных детей и по внеучебной подготовке молодых ученых и изобретателей.

04.12.2019 | 14:11
Челябинск получил аэропорт, соответствующий амбициям современного мегаполиса

Челябинск наконец-то получил достойный аэропорт, соответствующий масштабу, возможностям и амбициям современного мегаполиса. Достоинства нового терминала воздушной гавани оценил губернатор Челябинской области Алексей Текслер. Здесь же глава региона провел совещание по дальнейшей стратегии ее развития.

13.10.2019 | 17:17
Фермы в тренде. В Челябинской области выстраивают поддержку аграриям

На этой неделе в Москве проходил главный в стране форум аграрной тематике – «Золотая осень». В нем широко была представлена и Челябинская область, посетил выставку и губернатор региона Алексей Текслер.

Новости   
Спецпроекты