Рукоять пистолета, чернильница и останки советских солдат
Поисковые отряды из Челябинской области вернулись с раскопок на местах боев под Санкт-Петербургом.
В урочище Гайтолово, что под Санкт-Петербургом, в конце апреля этого года съехались поисковики со всей страны. Эту территорию определили как нейтральную на линии наступления: найти можно останки как советских солдат, так и немецких.
Именные вещи — самые ценные для поисковиков
Один из поисковиков кыштымского отряда Александр Киприянов отправился на поиски впервые.
— Мы не знали, к чему готовиться в полной мере. В первую очередь думали о теплой одежде и собирали необходимые документы, — рассказал поисковик. — Инструктаж по технике безопасности был в самом лагере. К нам приезжал сапер, который объяснил, как правильно должны проходить раскопки. Некоторые ребята не только на поиски отправились впервые, но и в путешествие на поезде, поэтому было интересно. Путь был долгий. Мы ехали два дня от Кыштыма до Санкт-Петербурга. За это время успели поближе сдружиться. По приезде в Петербург мы отправились на электричке в ближайший поселок, где слились все отряды, мы сгрузили вещи и отправились в сам лагерь. Обустройство лагеря тоже оказалось тем еще квестом для нас. В отряде был подготовленный опытный поисковик и турист, который обучил нас в том числе и установке палаток, — вспоминает Александр.
Фото Евгения Гуриновича
Каждый день для поисковиков начинался с инструктажа по технике безопасности.
— Далее нам выдали щупы, лопаты, сухпаек, потому что обедали мы всегда на месте поисков, чтобы надолго не прерывать процесс. Путь до места поисков обычно составлял пять-семь километров, — поделился поисковик из кыштымского отряда.
Места раскопок были обозначены на картах: это локации, где проводились бои, а значит, высока вероятность найти следы. Разведывание территории проводилось с помощью специальных инструментов — поисковых щупов. Ими необходимо протыкать землю и ориентироваться на звук при обнаружении каких-либо твердых предметов.
— Находок был множество: и осколки (их большая часть, особенно на месте деревни Гайтолово), и гильзы, и патроны, пули. Самой впечатляющей для меня находкой был противогаз, мною и обнаруженный. Противогазы, как правило, сохраняются очень плохо. Нам повезло, мы нашли его практически в идеальном состоянии, насколько это возможно по истечении стольких лет. Определить, к сожалению, кому он принадлежал, не удастся, но было и несколько именных находок. Например, другими отрядами были найдены портмоне и рукоятка от пистолета с именем солдата, — поделился воспоминаниями Александр. — Это невероятные впечатления от соприкосновения с историей в таком ее проявлении. Опыт проживания в палаточном лагере также оставил хорошие впечатления. Команда дружная, я обязательно отправлюсь на поиски в следующий раз.
Фото Евгения Гуриновича
Впечатляющие находки отряда из Карабаша
Еще одной историей путешествия на место ожесточенных сражений под Санкт-Петербургом с корреспондентом «Полит74» поделилась поисковик-новичок Ирина Шакирова.
— Я недавно узнала, что есть такое поисковое движение. В шестом классе я писала проект о своих дедушках. С ним я попала на областной конкурс «История семья — история Победы», уже тогда начав углубленно изучать материалы о Великой Отечественной войне. В этом году ребятам из нашей школы предложили принять участие в поисковом движении, и я была одной из первых, кто согласился, — рассказала школьница из Карабаша.
Ирина отметила, что поездка для нее оказалась незабываемой и что до последнего не покидала надежда найти воевавших земляков.
— В тот момент, когда нам проводили инструктаж, я немного переживала. За время, проверенное в поисках, мы очень сдружились с ребятами, никто не хотел уезжать, несмотря на то что временами было нелегко: подводила погода, и сказывалась усталость. Но мы все понимали, что делаем большое дело для истории и ради тех родственников, которые за столь продолжительное время скорее всего отчаялись найти своих дедов, прадедов, — отметила карабашский поисковик.
Фото Евгения Гуриновича
Первая находка Ирины была впечатляющей даже для бывалых поисковиков — неразорвавшаяся бомба.
— Последующие находки в этот день были не такими впечатляющими: найдены патроны, осколки. На следующий день нам повезло больше. Точнее, отряду из Троицка, к поискам которого мы позже присоединились. Они нашли троих сражавшихся за Родину. Одного из них мы помогали поднимать. Это очень смешанные чувства, когда удается найти останки воевавших, воображение рисует их последние часы, это заставляет сопереживать и еще больше подкрепляет настрой идти дальше, продолжать поиски, — рассказала школьница.
К концу поисков Ирине посчастливилось наткнуться на предмет, который стал причиной еще одной крупной находки.
— Я наткнулась сначала на обувь, после обнаружив и останки. Это была женщина. Рядом была найдена именная накладка от пистолета. Надеемся, что удастся установить ее личность и найти родственников. Позже нашим отрядом были найдены медицинские ампулы и чернильница, — вспоминает Ирина.
Южноуральские поисковики пошли по следам солдат-земляков.
Деревня Гайтолово располагалась на возвышенности. Заняв ее, советские войска брали под контроль сразу несколько дорог, ведущих в блокадный Ленинград. Здесь все усыпано металлом: поисковики никогда не возвращаются с пустыми руками, а работа для них здесь не иссякает. Южноуральские поисковики отправились сюда неспроста. Отряды состояли из школьников, студентов и опытных руководителей.
— Мы из года в год ездим в этот район, там много работы для поисковиков. Там воевали наши земляки. В этот отряд набирались уроженцы Кыштыма, Карабаша, Озерска и Челябинска, — рассказал заместитель председателя регионального отделения «Поисковое движение России» в Челябинской области Евгений Гуринович.
Фото Евгения Гуриновича
Среди ребят, отправившихся на поиски, были и те, кто присоединился к движению впервые.
— Отряд новичков — это всегда определенное испытание, потому что в первый раз ребята не представляют, что их на самом деле ждет. Это касается и погоды, и условий, в которых придется проживать, — пояснил Гуринович. — Иногда они испытывают шок во время находок: война давно закончилась, а останки продолжают находить. Сейчас перед нами новая задача — установить личности погибших во время войны солдат, похоронить их со всем почестями, найдя родственников. Это достаточно трудоемкий процесс, экспертизы могут длиться годами.
Южноуральские отряды привезли с собой с мест раскопок необычный артефакт.
— Из Санкт-Петербурга мы привезли капсулу с землей Пискаревского кладбища. Таким образом, мы исполнили наказ Совета ветеранов Челябинской области совместно с Советом ветеранов Ленинградской области привезти на Южный Урал символичный экспонат. Земля из капсулы будет отправлена в челябинские музеи, в том числе и в школьные, — рассказал Евгений Гуринович.
Представители поисковых отрядов Челябинской области обратились к местным властям с просьбой решить проблему с узакониванием захоронений останков солдат Великой Отечественной войны, которые они привозят из экспедиций. Но до того как предать солдат земле и похоронить их со всеми почестями, отрядам предстоит масштабная совместная работа с экспертами, специализирующимися на определении принадлежности останков. Иногда экспертизы и поиски родственников занимают годы.
Фото Дмитрия Куткина («Вечерний Челябинск»)
Поисковиков из городов присутствия Челябинской области поддержал благотворительный фонд «Русской медной компании». Ребята были снабжены необходимой амуницией и прочими ресурсами, в том числе были покрыты затраты на комфортные переезды.
Благотворительный фонд РМК в 2021 году начал большой проект по поддержке поискового движения России, в Челябинской области уже создано два новых отряда, которые прошли свой первый поисковый путь от торжественного построения у Вечного огня на «Вахте памяти» до подведения итогов экспедиции в Законодательном Собрании Челябинской области.
На поиски останков солдат отправились молодые люди в возрасте от 14 до 18 лет. Руководитель благотворительного фонда РМК Татьяна Баланчук отметила, что подобные акции способствуют патриотическому и нравственному воспитанию молодежи.
Поделиться