Помощь без остановки. Как вакцинация от COVID-19 повлияла на запасы донорской крови
Сдавать донорскую кровь медики разрешают не раньше чем через три месяца после выздоровления от коронавируса и только через месяц после прививки. «ЮП» узнала, грозит ли региону дефицит крови и плазмы из-за прививочной кампании.
- В Челябинскую область привезли облегченную версию вакцины «Спутник»
- Для южноуральских доноров приготовили дополнительный пункт вакцинации
«Вакцинация спутала все наши планы, а [донорский] «светофор» неприлично красный», — цитирует специалистов ведомства «Коммерсантъ».
По словам главного внештатного трансфузиолога ФМБА России Софии Голосовой, в медучреждения кровь поставляется в нужных объемах, проблемы возникли именно с пополнением банка крови. Эту тенденцию в ФМБА объяснили сочетанием нескольких факторов. Во-первых, лето — это традиционно период отпусков, и на станциях переливания в это время всегда затишье. Кроме того, в выстроенный график донаций вмешалась кампания по массовой иммунизации от COVID-19.
Однако уже через пару дней после этого заявления ФМБА России подготовило официальный комментарий о том, что в учреждениях службы крови дефицита крови и ее компонентов нет. А сегодняшний запас плазмы превышает ежемесячную выдачу по стране в пять раз.
Тем не менее на станции переливания крови ФМБА в Челябинске наметившуюся ранее тенденцию подтверждают.
— С начала июня вакцинация от коронавируса пошла в регионе бурными темпами, прививались и наши постоянные доноры, — говорит заместитель главного врача медучреждения Даниил Чащухин. — По этой причине донации задерживались на два месяца: один месяц занимает полный курс вакцинации, и еще на месяц донору выдается медотвод.
По словам Даниила Чащухина, на станции прогнозировали такое развитие событий, поэтому, что называется, приняли превентивные меры.
— Мы это предполагали, поэтому заранее подстраховались: связались с нашими постоянными донорами, вместе с ними спланировали донации. В большинстве случаев доноры сначала шли на кроводачу, а потом на прививку. Так удалось избежать угрожающего дефицита запасов донорской крови, — объясняет врач.
Медики, конечно, не исключают, что дефицит донорской крови все-таки проявится. Это может случиться, например, если вдруг в больницу потребуется кровь определенных и редких групп, резуса и фенотипа. В этой ситуации донора сейчас найти будет сложнее, поскольку претенденты могут оказаться недавно провакцинированными.
Каждый год на челябинскую станцию переливания ФМБА приходит 5,5 тысячи доноров, около 25 % из них новые. Еще боле 20 тысяч доноров принимает ежегодно областная станция переливания крови. В ЧОСПК, напротив, говорят о росте в этом году объемов донаций и числа доноров. Так, за семь месяцев 2021 года донорами крови и ее компонентов стали на станции 19,8 тысячи южноуральцев, в этот же период 2020-го было 18,2 тысячи добровольцев. Как уверяют в медучреждении, на объемы заготовки донорской крови вакцинация никак не повлияла.
Сегодня на Южном Урале, как и всегда, больше требуется кровь I группы отрицательного резус-фактора.
Поделиться