Жить в деревне. Горнозаводским селам туризм даст второе дыхание

Только за 2021 год в России исчезло больше двух тысяч деревень. На Южном Урале сотни сел находятся в упадке и, оставаясь на географических картах, фактически теряют историческое лицо. Эксперты сходятся во мнении, что сохранить село и вдохнуть в него новую жизнь, не дожидаясь колоссальной финансовой поддержки, можно. В частности, для горнозаводских сел «новым железом» может стать сельский туризм.
Экономика, нужная селу
Несколько раз в столетие городам-заводам и селам Урала, старым промышленным центрам, в прошлом специализирующимся на промышленности, лесозаготовке или деревообработке, приходится искать «новое железо» — нестандартные идеи развития территорий с индустриальным бэкграундом, чтобы вписаться в ритмы XXI века. И если у одних это получается, то другие вынуждены уступить реалиям времени и упадку.

— Вроде бы, два во многом похожих соседних села, объединенных индустриальным прошлым, природой и дорогой. Но одно из них, Тюлюк, каждый год посещает около 60 тысяч туристов, а другое, Меседу, — ноль, — приводит пример Наталья Исакова.
По сути, «кислородным баллоном» для обоих должны стать сельский туризм и развитие сферы гостеприимства. Тем более что Тюлюк граничит с природными национальными парками — «Зигальга», «Зюраткуль» и природным парком «Иремель», а Меседа — с нацпарками и горнолыжным комплексом «Завьялиха».

— Главный вопрос: за счет какой экономической деятельности может жить село? Одна из особенностей горнозаводских сел — прекрасная природа. Есть возможности для развития туризма, а он способствует социально-экономическим преобразованиям. Тюлюк — одно из доказательств этого утверждения, — рассуждает чиновник. — Но, чтобы сфера гостеприимства стала отраслью экономики в этих местах, нужны люди, которые готовы здесь жить и инвестировать в эту территорию.
«Светлое будущее» села
Туризм — самый реальный и понятный механизм развития горнозаводских деревень, уверены эксперты. Более того, представители трех сел Катав-Ивановского района пришли к выводу о создании туристического кластера Тюлюк — Петропавловка — Меседа и даже намерены объединить свои возможности для создания и продвижения туристических продуктов. Собственно, главы поселений в объединении усилий видят шанс осуществить несколько социально значимых проектов и уверены в том, что такое партнерство даст более сильный экономический эффект.

— Наша деревня за счет гостей и живет: кто-то производит, кто-то принимает, кто-то доставляет. Восемьдесят процентов жителей заняты работой в туристической отрасли, остальные держат скотину, птицу и снабжают туристические базы продуктами, — говорит Петр Черный, глава с. Тюлюк. — Я всем говорю: «Ребята, у нас должны работать две сферы: отрасль гостеприимства и производство сельскохозяйственной продукции. Потребность туристических баз в натуральных продуктах растет. Я уверен, что две эти отрасли должны развиваться параллельно. Нельзя кинуться только на доставку и размещение туристов и про все остальное забыть.
По мнению Андрея Минченко, дорога сел в «светлое будущее» связана прежде всего с асфальтированием и газификацией. Причем, добавив в проект дополнительное обоснование, связанное с комплексным развитием туризма на территории, можно укрепить позиции.

— А наибольший эффект даст объединение сел в туристический кластер, — уверен замминистра. — В этом случае, например, появится возможность войти в программу газификации сел. Да, комплексное развитие этих территорий займет годы, но может получиться очень приличный результат!
За и против рекреационного варианта
Однако при этом у рекреационного варианта есть не только сторонники (главы сел и дачники, обитатели мегаполисов, обосновавшиеся вдали от цивилизации), но и противники. К слову, коренные жители сомневаются в том, что туризм может стать новой отраслью экономики бывших вотчин углежогов. На туризм в той же Меседе особо не уповают. Хотя уже не противятся его развитию.
— Еще шесть месяцев назад жители Меседы не хотели даже слышать о туризме, а сейчас ситуация начала меняться. Некоторые уже вдохновились этой идеей, поверили в то, что это принесет им пользу, — говорит Дмитрий Разин, глава Меседы. — Сейчас, дай бог, пойдет у нас туризм, село останется жить и, может, будет развиваться.

При этом, по мнению сельского главы, туристическую инфраструктуру лучше выносить за пределы села, чтобы сохранить одно из главных «конкурентных преимуществ» деревни — «тишину и покой».
— Конфликт между традицией и новацией — неизбежная история. Действительно, и самим туристам бывает не очень комфортно, если село не слишком ориентировано на развитие сферы гостеприимства. Очень важно находить общие ценности, общие точки соприкосновения, — рассуждает Андрей Минченко, заместитель министра экономического развития Челябинской области. — Ведь, по сути, есть только два варианта развития событий: село умирает или начинает что-то делать и получает шанс на новую жизнь.
«Вытянуть» Меседу может находящийся рядом ГЛК «Завьялиха». Правда, в прошлом популярной горнолыжке, в последние годы потерявшей часть турпотока, также необходимо выходить на современный уровень.
Поделиться