На Южном Урале нашли самый крупный в мире «ведьмин шар»

22 Июля 2023 Автор: Евгений Аникиенко Фото: предоставлены краеведом Федором Жижилевым
На Южном Урале нашли самый крупный в мире «ведьмин шар»

Происхождение природных артефактов выясняют ученые.

Осенью прошлого года челябинский краевед, член «Русского географического общества» Федор Жижилев сделал удивительное открытие — обнаружил под Миассом долину круглых камней. Необычной находкой заинтересовались ученые, началось паломничество туристов. Оказалось, что один из природных шаров – самый крупный в мире, диаметром более 4 метров. Что собой представляют эти артефакты и какие еще сюрпризы может преподнести олина каменных сфер?

Шары из разлома

— Как-то я разговорился с туристами, путешествовавшими по маршруту от Атляна до Миасса, и обратил внимание на сделанные ими фотографии, которые они выложили в соцсетях, — делится Федор Жижилев. — На них видны необычные объекты — каменные сферы, которые раньше не находили в наших местах. Ученые установили, что их возраст почти 300 млн лет. Магматические гранитные сферы были обнаружены недалеко от озера Чертаныш, небольшого лесного водоема в пойме реки Миасс. Именно в этом месте проходит как раз линия Великого уральского разлома, который образовался в эпоху раннего неопротерозоя в результате распада суперконтинента Родиния как рифтовая долина между Балтикой и Сибирью. Его называют главным Уральским разломом и изучают его сейсмическую активность.

Долина_nK_C0YfKrBk.jpg

Любопытно, что на этой гранитной сфере ученые обнаружили следы древней обработки, которой, по расчетам, около 150 лет. Камень хотели расколоть, об этом свидетельствуют равноудаленные отверстия раскола.

По словам краеведа, впервые гранитные сферы под Миассом, по некоторым данным, были обнаружены в XIX веке, когда отменили крепостное право и каменных дел мастера изготавливали из гранитных глыб мельничные жернова, выкладывали фундаменты домов, тротуары и мостовые. А когда они раскололи гигантские «яйца», те разделились не по прямой, а на сферические куски. Сочтя, что «ведьмины шары» не пригодны для изготовления жерновов, мастера забросили эту затею, и о них позабыли более чем на век.

По мнению экспертов, сегодня правильнее говорить о переоткрытии этих гранитных артефактов. Именно сейчас долина сфер представляет для туристов и науки огромный интерес, ведь появление диких «пузырей» из камня — работа самой природы.

«Арбузы Ильи Пророка»

— Эти гранитные сферы не что иное, как результат столкновения и разлома двух плит — азиатской и европейской, — рассказывает кандидат биологических наук, эколог Александр Лагунов. — Это так называемый Большой Уральский разлом, который проходит через озеро Тургояк и уходит на юг почти на две тысячи километров. Он постоянно «дышит», породы и пласты наезжают друг на друга, и тогда Уральские горы начинают расти. Была эпоха, когда пласты раздвигались, и тогда из древнего Срединного моря на разломе случался выход гранита, который мы сейчас и можем наблюдать.

Долина_7huwkb89Gdg.jpg

Как рассказали ученые, сегодня в миасской долине гранитных сфер около 13 разного размера камней сферической и полусферической формы. Из всех известных в мире гранитных сфер самая крупная зарегистрирована именно на Южном Урале. Она диаметром 4,2 метра, более чем в два раза выше человеческого роста.

— Подобные шары находят в самых разных местах планеты: в Южной Америке, Австралии, Дагестане, в казахстанском Мангышлаке… Журналисты их прозвали «арбузами Ильи Пророка». Ранее читалось, что самая крупная сфера диаметром 3 метра была найдена в Новой Зеландии, где находятся знаменитые валуны Моераки, — добавил Федор Жижилев. — Но наша на целый метр больше, самая гигантская в мире! Не исключено, что гранитный «бильярдный шар» вызвал интерес каменотесов XIX века — они-то и совершили первое сферическое открытие.

Правда, как считают исследователи, эти гранитные образования лишь условно можно назвать сферами. На самом деле они не все правильной формы, но очень напоминают мегалиты — каменные святилища первобытных людей.

Причем у миасских сфер есть одна особенность, которая встречается очень редко. Здесь можно видеть не только цельные каменные шары или полусферы, но и как бы «порезанные» на геометрически правильные сектора, или дольки, или гранитные гребни, которые, как перья, торчат из земли.

Долина_QXtNSGdEa7A.jpg

Космос исключен

Гипотез происхождения «ведьминых шаров» масса. У ученых Института минералогии РАН своя версия — «манной каши»: они предполагают, что каменные сферы образовались из вулканической магмы, которая при «варке» остыла и разделилась на круглые кусочки.

Федор Жижилев придерживается гипотезы, что эти сферы сотни миллионов лет назад «выстрелил» из чрева земли гигантский вулкан, похоже, они, остывая, приобрели круглую форму. Об этом говорит и то, что внутри они не полые, а полностью из гранита.

— Впрочем, в других местах находят и каменные сферы, в которых обнаружили так называемые живоды — кристаллы горного хрусталя, кварцита, — сообщил краевед. — Как-то мы с профессором Александром Таировым под поселком Красногорским нашли подобные образования в виде капли, которые прозвали «вулканическими бомбами». Они, попав в воду древнего океана, застыли в виде капель. Две такие находки я передал в музей ЧелГУ.

По словам геолога Аркадия Шохина, ранее похожие каменные структуры, правда, в форме не шара, а эллипса, находили в карьере под Аркаимом. Они получили название «яйца динозавра» и уже стали местной достопримечательностью.

— Сегодня никто не может сказать с уверенностью, как образовались эти необычные каменные артефакты, — подытожил Федор Жижилев. — Одно время популярной была «метеоритная» версия, но она не подтвердилась. Я с краеведом Владимиром Юриным участвовал в поиске остатков челябинского метеорита и даже нашел семь его фрагментов. Ученые исследовали и остатки метеорита, и каменные шары, но «родственных связей» не нашли. Долина гранитных сфер еще скрывает в себе немало тайн, которые предстоит разгадать.

Всероссийский субботник в Челябинске стал праздником труда и чистоты

В наведении порядка в городе приняли участие более 30 тысяч человек.

01.05.2024 | 09:59
Рапорт Сталину. О чем сообщали большевики Челябинской области

В фондах Челябинского областного архива хранится уникальный документ — «Рапорт товарищу Сталину от большевиков Челябинской области». Он был создан в 1944 году и адресован в Кремль, чтобы показать производственные достижения Челябинской области за три года войны.

Южный Урал вошел в топ-5 лидеров проекта «День собственника»

Жильцы могут проголосовать на домовых собраниях в виртуальном формате.

Владимир Путин наградил вице-губернатора Челябинской области

Также президент отметил руководителя Снежинского физико-технического института.