Челябинские студенты начали изучать «Основы российской государственности»
Это серьезный шаг для формирования молодежной политики России, считают эксперты.
Как вы оцениваете важность введения курса в вузах вашего региона? Какими разделами предложили бы вы дополнить новый курс? Каким способом, помимо «Основ российской государственности», следует воспитывать в студентах осознание принадлежности к российскому обществу и развивать чувство гражданственности?
На эти вопросы ответили члены «Экспертного клуба» Челябинской области.
Ректор Челябинского государственного университета Cергей Таскаев называет введение нового курса серьезным шагом для формирования молодежной политики нашей страны.
«Судите сами: в него включены разделы об истории и современном состоянии России, ее политических процессах и ценностях, вызовах и аспектах дальнейшего развития. Поднимаемые в рамках курса вопросы не только помогут студентам разобраться в причинах и следствиях событий и особенностях государственного устройства, но и нивелируют вред массовой дезинформации, дадут возможность сформировать свое мировоззрение», — добавил он.
По мнению замдиректора Объединенного государственного архива Челябинской области Николая Антипина, новый курс — это попытка наверстать упущенное, и, чтобы увидеть эффект, придется подождать пару десятилетий.
«Нужно признать, что подобный курс давно должен был появиться, при этом он должен опираться на базу знаний, полученную абитуриентами в школе. Думаю, следует особое внимание уделить связке «школа-вуз», — отметил он.
При этом структура курса, который получился междисциплинарным, представляется логичной, добавил Антипин.
«Я бы ввел в него географический модуль. К сожалению, знания географии родной страны мне видятся недостаточными, а ведь география России, ее природные богатства, экономика, административное устройство также формируют неповторимое лицо нашей страны», — говорит он.
По словам председателя Общественной молодежной палаты при Заксобрании Челябинской области Александра Анисимова, современная российская молодежь знает историю западных стран намного лучше, чем историю собственного государства.
«Из-за сильного влияния западной поп-культуры и медиа подростки и студенты верят в идеализированную картину «светлых рыцарей с американскими нашивками, живущих свободой и демократией» и постепенно перенимают стереотип о «превосходстве» западного мира над всеми остальными. И если к такому молодому человеку подойти на улице и спросить, кто освободил мир от нацистской угрозы, он с уверенностью ответит, что это сделали американцы с британцами, забыв о подвиге советского народа», — считает Анисимов.
Фото Дмитрия Куткина («Вечерний Челябинск»)
По его словам, внедрение занятий по «Основам российской государственности» и усилению работы по просвещению молодежи относительно истинного положения вещей и реальной истории России, ее самобытности позволит понять молодому человеку свою гражданскую идентичность, роль в становлении государства и причастность к ее будущему как с патриотической точки зрения, так и с точки зрения понимания нынешних государственных процессов и их причин.
По словам члена Общественной палаты Челябинской области Евгения Савченко, до недавнего времени роль главного воспитателя была отведена родителям, а учреждения образования позиционировались как структуры, предоставляющие образовательные услуги. При этом не учитывалось, что многие мамы и папы не имеют навыков или желания заниматься воспитанием своих чад. В результате лидирующая роль в строительстве личности перешла современным средствам коммуникаций, многие из которых находятся вне контроля госорганов и фактически нацелены на взращивание квалифицированных потребителей, но не патриотов страны.
«К счастью, в стране вновь взят курс на возврат лидирующей воспитательной роли государству. В том числе посредством использования потенциала национальной системы образования», — отметил эксперт.
Как отмечает замдиректора по научной работе Уральского филиала Финансового университета при правительстве РФ Эльвина Валеева, в кризисные времена всегда обнажаются коренные смыслы, к которым мы сейчас и возвращаемся.
«Призванный, по словам нашего президента, «дать прочную опору в виде достоверных знаний» модуль «Основы российской государственности» стал ответом России на попытку дезинформировать и дезориентировать российскую молодежь в период СВО, хотя необходимость в нем действительно назрела давно», — указывает эксперт.
Также Эльвина Валеева считает, что для дальнейшего совершенствования курса не менее важно в ходе первичной апробации публично обсуждать результаты, обмениваться педагогическим опытом.
Поделиться