Редкий вид. В сельских школах Южного Урала сохраняется потребность в учителях

14 Сентября 2023 Автор: Алексей Рожнов Фото: Олег Каргаполов («Вечерний Челябинск»)
Редкий вид. В сельских школах Южного Урала сохраняется потребность в учителях


В Челябинской области продолжается реализация программы «Земский учитель». По 1 млн рублей выделят 77 педагогам, переехавшим для работы в небольшие города и села Южного Урала.

Напомним, программа «Земский учитель» направлена на комплектацию педагогических кадров в небольших городах и селах. В 2022 году на Южном Урале 43 земских учителя были трудоустроены в сельской местности.

Помогает ли программа «Земский учитель» решить проблему кадрового дефицита на Южном Урале? Какие преференции создаются для учителей в малых населенных пунктах? Каких учителей больше всего не хватает сельской школе? Проявляют ли выпускники педагогических вузов интерес к этой программе?

На эти вопросы ответили члены «Экспертного клуба».

Маклакова Светлана,начальник управления образования Красноармейского муниципального района.jpgНачальник управления образования Красноармейского района Светлана Маклакова уверена, что «Земский учитель» поможет преодолеть проблему нехватки кадров.

«В этом году по этой программе в трех школах района будут работать четыре новых педагога. Отлично поработали специалисты управления образования и директора школ. Закрыли в своих школах вакансии учителей математики, иностранного языка, начальных классов», — отметила она.

При этом, по ее словам, больше всех повезло Донгузловской школе, куда устроились двое специалистов. «Администрация, коллектив и учащиеся школы поработали на славу: они сняли отличный рекламный ролик о школе и разместили в группе «ВКонтакте». На такую яркую визитку специалисты и откликнулись. Педагоги приехали квалифицированные. Отзывы директоров школ о «земских учителях» только положительные», — добавила эксперт.

Однако в районе остается потребность в учителях истории, русского языка, математики, истории и обществознания, начальных классов.

«Скажу так, что «везет» тем школам, где в сельских поселениях есть муниципальное жилье. Не готовы наши специалисты тратить средства на съемные квартиры. Поэтому тесно сотрудничаем с главами сельских поселений, помогает глава района. Решается вопрос о выделении муниципального жилья для педагогов в домах-новостройках», — говорит Маклакова.

урок-DSC_8538.JPG
Фото Людмилы Ковалевой

Жоров Евгений, проректор по воспитательной работе и молодежной политике ЮУрГГПУ.jpgПо словам проректора Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Евгения Жорова, программа «Земский учитель» имеет большое значение именно в контексте развития межрегиональной профессиональной миграции педагогов, обеспечения их мобильности.

«По моему опыту выпускники педагогических вузов редко выбирают возможность переезда в сельскую местность в пределах своего региона; денежное вознаграждение не играет большой роли. Наоборот, сохраняется устойчивая тенденция переезда дипломированных учителей в областные центры и другие крупные города», — отмечает он.

А вот возможность уехать в другой регион — поменять климат, социальную обстановку, получить новые возможности, карьерные перспективы — привлекает выпускников (не только бакалавриата, но и магистратуры), добавляет проректор.

«Для развития программы нужно много работать над привлекательностью региона в целом (геобрендом, развитием социальной инфраструктуры, средним уровнем зарплаты, решением экологических проблем и т.д.). Именно привлекательность того или иного региона для жизни выступает, на мой взгляд, решающим фактором для принятия решения о профессиональной миграции, в том числе в сельскую местность», — считает Жоров.

сельские-школы_Николай-Махнев_Шишкоедов_DSC8379.jpgПо словам Николая Махнева, исполнительного директора проекта «Сельские школы РФ», многим представителям общественности не совсем понятны результаты программы «Земский учитель» в Челябинской области.

«Да, есть федеральный ресурс «Земский учитель», есть запросы, которые располагаются на сайтах управлений образований муниципалитетов. Но нет системной рекламы этой темы в СМИ региона, — пояснил он. — Поэтому, на наш взгляд, нужно менять подходы, показывать школы и их возможности в разном ключе».

DSC_8067.JPG
Фото Людмилы Ковалевой

Сергей-Буяков.JPGПредседатель комитета Законодательного Собрания по социальной политике Сергей Буяков отмечает рост популярности программы «Земский учитель»: если в 2022 году по ней трудоустроились 43 педагога, то в 2023 году запланировано привлечь уже 77 учителей. «И я уверен, что этот план будет перевыполнен», — отмечает он.

Миллион рублей, жилье и социальные гарантии — большой стимул для участников программы, считает Буяков.

«Но, помимо этого, в рамках программы в Челябинской области проводится ряд мероприятий, направленных на поддержку земских учителей, — добавляет он. — В целом уже сейчас можно говорить о том, что программа «Земский учитель» является весьма эффективной мерой по решению проблемы дефицита педагогических кадров в сельской местности. Конечно, это не отменяет того, что и Законодательное Собрание, и областное министерство образования и науки работает над совершенствованием данной программы».

Поделиться

11.07.2024 | 15:04
Пора включаться. Как в Челябинской области развивают инклюзивное образование

Первый школьный ресурсный класс для детей с ментальными особенностями открылся на Южном Урале в 2019 году. Теперь таких классов восемь, еще восемь появится до конца года.

10.07.2024 | 10:00
Челябинские эксперты выделили основные направления в сфере поддержки семей

Южноуральские семьи чувствуют заботу региональных властей.

Вчера | 14:41
Как формирование многополярного мира повлияет на развитие российских регионов

Россия выступает против попыток Запада вмешиваться в дела суверенных государств и сталкивать страны для собственной выгоды.

11.07.2024 | 12:49
Полицейские изъяли у жителей Коркино контрафактный алкоголь на 1,2 млн рублей

Объем дела о подпольном бизнесе составил 26 томов.

Новости   
Спецпроекты