Как монахини села Булзи восстанавливают заброшенный храм
Чем верующие люди отличаются от неверующих? Тем, что они не надеются на себя, на какие-то связи, высшее начальство, а только на Господа нашего Иисуса Христа.
Храм наш, а земля под ним — нет
— Тринадцать лет я уже здесь, в Булзи, подвизаюсь возле святого храма, который был поруган в советское время, — говорит матушка Феодосия. — Что является главным итогом? По прошествии времени думаю: не то, что мы восстановили огромную церковь, и не то, что мы построили келейный корпус, и не то, что мы отремонтировали старинную школу и паломнический центр. Главное — то, что на службе в летнее время в воскресенье бывает до двухсот человек! Своих прихожан пятьдесят, а благодаря размещению возле храма летнего епархиального лагеря «Наследник» их становится еще больше. Первый год стояли три человека, еще пятнадцать семей стали строить здесь дома, перевезли свои семьи из Челябинска. Теперь они наши помощники.
Новой заботой для главы монашеской общины стало восстановление разрушенного каменного храма праведного Симеона Верхотурского в урочище Свобода. По благословению митрополита Челябинского и Миасского Алексия старинная заброшенная церковь, расположенная в 11 километрах от Булзей, приписана теперь к храму Покрова Пресвятой Богородицы. В 1860-е здесь было основано подворье (заимка) Ново-Тихвинского женского монастыря из Екатеринбурга. Каменный храм с колокольней имел два престола: во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца (освящен 13 апреля 1884 года) и во имя Святой Равноапостольной Марии Магдалины (освящен 1 июня 1885 года).
XX век принес Русской православной церкви беспрецедентные в ее истории гонения. Не миновали они и это монастырское подворье, которое пережило полное разорение, упразднение и забвение. Более века назад монахинь изгнали, некоторые из них осели в Булзях. Другие ушли в близлежащие сёла — Конево, Багаряк, Клеопино, Григорьевку, Новоипатово. Колокольню храма взорвали. К сожалению, не сохранилось даже фотографий старинного собора Святого Симеона. Известно только, что это был однокупольный храм. На бывших монастырских землях образовалась сельскохозяйственная коммуна под названием Свобода. Она обеспечивала картофелем Щербаковский спиртзавод для производственных нужд. Сельскохозяйственное предприятие проработало тут недолго. В 1960-е гг. последние жители покинули Свободу.
Сегодня от былой красоты храма и богатого подворья остались только обветшавшее здание церкви, фундаменты от монашеских строений и голое поле вокруг. Чудом в алтарной части храма сохранились три фрески: в центре — образ Господа, справа — образ равноапостольной Марии Магдалины, слева — икона Спасителя «Моление о Чаше».
— Я надеюсь, что с Божьей помощью нам удастся отсудить землю под храмом у частного лица. В 2020 году нашей монашеской общине было передано только здание храма, — говорит матушка Феодосия. — Нужно сказать, что неподалеку от старинной церкви находится поселение, куда привозят туристов. Хозяева налаженного бизнеса нанимают жителей Булзей, трактористов и организовывают туры выходного дня. Я неоднократно была свидетелем того, как в урочище Свобода привозят группу людей, занимающихся эзотерикой. Плата за такие выходные немаленькая. Как только я вижу медитирующих в храме, я их выгоняю, не позволяю осквернять дом Божий.
У монахинь есть документальное подтверждение того, что земельный надел для подворья был подарен Ново-Тихвинскому женскому монастырю вдовой Аграфеной Федоровной Владычиной. Данные о ней хранятся в Вознесенской церкви Екатеринбурга, в исповедной ведомости 1793 года. Женщине от ее деда достались большие участки земли. Часть этих владений Аграфена Федоровна передала Ново-Тихвинскому женскому монастырю. В 1827 году началось оформление участка. В 1850-м землю поставили на учет, но лишь в 1914 году пермский губернатор утвердил это постановление. А в 1918 году советская власть забрала землю себе.
Вне зоны
— Название урочищу — Свобода — дали коммунисты, — продолжает моя собеседница. — Они вкладывали в него такой смысл: свобода от религиозного дурмана. А мы наполнили это слово христианским содержанием. Свобода, которую человеку даровал сам Бог. Свобода от греха. То есть когда человек различает добро и зло и выбирает добро. В этом моя свобода, поэтому мы хотим на Свободу. Там такая тишина, покой, там нет цивилизации: ни электричества, ни воды, даже связь там не ловит. Хотелось бы восстановить храм и там молиться в тишине.
Действительно, место это особенное. Среди смешанного леса на огромной поляне стоит разрушенный, но все еще величественный храм. По накатанной лесной дороге, особенно после хорошего дождя, добраться в урочище можно только на тракторе.
— Справедливый и милосердный Господь обязательно даст время человеку и на покой, и на тишину, — продолжает матушка. — Но это надо заслужить. Я длительное время, до 30 с лишним лет, жила для себя, много путешествовала. Семьи у меня не было, все деньги я тратила на свои удовольствия: на приобретение дорогих фотоаппаратов, велосипеда, техники. Но теперь надо отдавать долги. И вот тружусь я здесь, изнемогаю, но понимаю, что время еще не пришло. Я еще не отдала то нужное Богу, что я задолжала.
Матушка Феодосия: «Тружусь я здесь, изнемогаю, но понимаю, что время уйти на покой еще не пришло. Я еще не отдала то нужное Богу, что я задолжала».
Монашеская община несколько раз организовывала субботник в старинном храме. Приезжали расчищать пространство внутри церкви волонтеры из челябинского храма преподобного Сергия Радонежского, добровольцы РМК. В этом году, в начале лета, два десятка энтузиастов приехали на пяти внедорожниках. Добровольные помощники закрыли разбитые окна, в притворе с обеих сторон установили решетки, поставили железную дверь и начали ремонт кирпичной кладки для настила пола. Ремонтными работами руководит Николай Попов — староста храма села Булзи.
— Впереди второй этап работ: ремонт пола в притворе, расчистка храмового крыльца, территории и крыши строения, — рассказал куратор поистине народной стройки. — Начнем восстановительные работы сверху: будем сбрасывать оттуда кирпичи и крыть крышу. Наш помощник Николай Иванов уже изготовил добротную лестницу. Теперь ее надо установить на колокольню. Проект для возведения колокольни уже есть.
Одна из первоочередных задач — наладить дорогу к старинному храму. Нужно засыпать ее щебнем, загрунтовать. Затем специалисты привезут домик для строителей, пробурят скважину, и тогда можно будет нанимать бригаду каменщиков для восстановления святыни.
— Подведение электричества в урочище Свобода — вопрос очень сложный. Его должны решать в высоких кабинетах областной администрации, — считает матушка. — А для восстановления храма праведного Симеона Верхотурского будем искать спонсоров. Уже открыт сбор средств на странице во «ВКонтакте» Покровского храма Булзей.
Первую за почти столетие Божественную литургию на заимке совершили 25 мая 2015 года. С тех пор каждый год в дни памяти праведного Симеона Верхотурского звучит в заброшенном храме молитва, возносятся песнопения.
— Когда началась Божественная литургия в мае 2015 года, ласточки устроили невообразимое: пролетали над нашими головами и щебетали. Так громко, как будто подпевали нашему маленькому хору, — вспоминает матушка. — Представьте себе абсолютную тишину: ни мычания коров, ни лая собак, ни шума проезжающих машин. Такая первозданная тишина. И церковное пение. Это было так удивительно и радостно от всего сердца.
Монахини верят, что вернут людям красивейший Симеоновский храм. Нужно только начать, а Господь поможет.
Получатель: Местная православная религиозная организация Приход храма Покрова Пресвятой Богородицы села Булзи Челябинской епархии РПЦ (так как церковь праведного Симеона Верхотурского является приписной к Покровскому храму).
ОГРН 1117400004480
ИНН 7402990015
КПП 745901001
ОКПО 30996066
ОКАТО 75226815001
Каслинский филиал ОАО «Челиндбанк»
р/с 40703810807330001455
к/с 30101810400000000711
БИК 047501711
Адрес обители: 456846, Челябинская обл., Каслинский район, с. Булзи, ул. Пролетарская, 15.
Телефон монахини Феодосии (Новгородцевой) 8 932 303-06-05.
Поделиться