В школах Челябинской области открыто 17 ресурсных классов для детей с особенностями развития

14 Декабря 2024 Автор: Елена Подольская Фото: предоставлено Елизаветой Кирилловой
В школах Челябинской области открыто 17 ресурсных классов для детей с особенностями развития


В этом году еще один такой класс заработал в Каслях. Здесь учатся особенные ребята сразу из двух городов: в соседнем Снежинске система образования оказалась не готова к школьной инклюзии. Что необходимо для того, чтобы особые дети могли учиться в обычном классе, и почему без участия родителей инклюзия не работает?

Елизавета-Кириллова.jpgВ этом «Южноуральская панорама» разбиралась вместе с экспертом, руководителем общественной организации помощи детям «Открытое сердце», проводником школьной инклюзии на Южном Урале Елизаветой Кирилловой.

— После запуска первого ресурсного класса в Челябинске инициативные родители из других городов области обратились ко мне и попросили поделиться с ними опытом, — рассказывает Елизавета Эдуардовна. — Сложилась группа, с которой я стала работать как наставник. Среди этих родителей были лидеры некоммерческих организаций из Миасса, Магнитогорска, Снежинска и Агаповского района. И если в Магнитогорске и Миассе ресурсные классы удалось открыть достаточно быстро, то со Снежинском, к сожалению, не сложилось. В этом городе хорошо развито дошкольное инклюзивное образование, но готовности организовать ресурсный класс в общеобразовательной школе мы там не встретили.

Одна семья из Снежинска, не дождавшись запуска ресурсного класса в своем городе, перебралась в Челябинск и сейчас живет на два города. В будни мама с мальчиком находятся в областном центре, а на выходные едут в ЗАТО, где остался и работает папа. Безусловно, это двойная нагрузка на семью во всех смыслах.

фото_Людмилы_Ковалевой_13363.JPG
Фото Людмилы Ковалевой, из архива редакции

— В результате ресурсный класс открыли в Каслях…

— Да, при поддержке руководства региона было принято соломоново решение, и семьям с особенными детьми предложили соседний город Касли. Ресурсный класс открыли в школе № 25. В этом году школу полностью обновили: реконструировали старое задние, организовали новые современные пространства для учеников. Но самое главное — педагоги. Семьи с особенными детьми там приняли очень тепло. Для занятий с детьми выделили два кабинета, были подобраны педагоги, по запросу родителей я провела для всего педсостава тренинги. Сегодня в классе четыре ученика, трое из них из Снежинска. Это означает, что еще в четырех южноуральских семьях, где есть ребята с особыми образовательными потребностями, улучшилось качество жизни. Люди получили надежду, что благодаря инклюзивным занятиям их дети научатся у обычных ровесников общению и самостоятельности.

— У семей началась другая жизнь?

— Конечно. Создание ресурсного класса — это ведь не только про обучение. Это и про моральную поддержку семей. Правильно организованный ресурсный класс для особенного ребенка — все равно что Гарвард для обычного. И когда ребенок учится в ресурсном классе, у его родителей есть уверенность в том, что они сделали для него все возможное. Знаете, мы очень часто разговариваем с мамой одной из учениц ресурсного класса в городе Касли Валерией Куценко. Не передать, сколько счастья у человека. Прошло всего три месяца, а Ксюша уже научилась общаться с обычными ребятами, появились первые друзья, им интересно друг с другом. Для ребенка с особенностями аутистического спектра это очень крутой результат. У родителей реально появилось ощущение полноты жизни. Они могут спокойно реализовывать себя и не думать каждый день, есть ли будущее у их ребенка. Без ресурсного класса такой истории могло бы и не быть.

photo_2024-12-12_13-09-51.jpg
Фото предоставлено Елизаветой Кирилловой

— Сколько сейчас в области ресурсных классов?

— Всего 17 в восьми муниципальных образованиях. Из них пять классов в Челябинске, а также есть классы в Магнитогорске, Миассе, Кунашакском районе, Каслях, Аше, Копейске и других городах. Судя по данным опроса, который мы провели в 2023 году, родители детей с инвалидностью ждут еще 20 ресурсных классов.

— Как принимается решение об открытии ресурсного класса?

— В начале календарного года Министерством образования объявляется конкурс, на который школы подают пакет документов. В Челябинской области школы, в которых открываются ресурсные классы, получают дополнительное финансирование из бюджета региона. Поэтому появляется возможность вводить ставки узких специалистов: логопедов, дефектологов, психологов, а для каждого ученика ресурсного класса предусмотреть тьютора. Дополнительное финансирование было принято по нашему запросу губернатором, за что мы очень благодарны. Это очень крутая история, которая отличает нас от многих других регионов. Например, в Уральском федеральном округе такое есть только у нас.

классы_271758680_школьник_тетрадка_Ковалева.jpg
Фото Людмилы Ковалевой, из архива редакции

— Проявляют ли инициативу сами школы?

— В регионе пять ресурсных классов открыты по инициативе родителей. Остальные — по инициативе школ, где в открытии ресурсных классов увидели возможности для развития образовательного учреждения. Отмечу, что разница в работе классов с активным участием родителей и без них огромная. Поясню почему. Одно из условий эффективно работающего ресурсного класса — специализированное обучение педагогов по пяти направлениям, а оно достаточно дорогое. Речь идет о сертифицированных курсах экспертов федерального уровня по прикладному анализу поведения, системе альтернативной коммуникации, сенсорной интеграции и т. д. На уровне региона есть курсы повышения квалификации, они проводятся Институтом развития образования в рамках субсидий Минобра. Как лектор таких курсов я вижу, что это очень хорошая история в плане мотивационной поддержки педагогов ресурсных классов, обмена опытом. Если говорить о глубокой работе с детьми и результатах в их обучении, то педагогам очень нужны опыт и знания сертифицированных практиков с большим опытом работы. Совсем автономно в регионе нам работать еще рано.

— Именно на эти цели не хватает бюджетного финансирования?

— Для организации обучения педагогов, приобретения оборудования и обеспечения фонда заработной платы одного ресурсного класса нужно не менее восьми миллионов рублей. Финансирования из регионального бюджета на зарплаты педагогов, региональные курсы повышения квалификации достаточно. Если мы говорим про глубокое обучение педагогов, супервизии по сложным случаям для работающих ресурсных классов, как вы предположили, уже нет. В такой ситуации выручают гранты, президентские и губернаторские. Заявки на грантовую поддержку готовят инициативные родители в рамках НКО, которые они сами же и создают. Так было, например, со 109-й школой в Челябинске, спортивной школой в Челябинске, 22-й школой Миасса и 20-й школой Магнитогорска. Вместе с командой родителей ресурсного класса города Касли мы тоже недавно подали заявку на грант губернатора.

DSC_8971-Ковалева.JPG
Фото Людмилы Ковалевой, из архива редакции

Самой школе участвовать в грантовых конкурсах намного сложнее. Не все педагоги, даже самые талантливые и вовлеченные, обладают навыками социального проектирования. Часто они еще и перегружены текущей работой. Поэтому сейчас формула для открытия эффективного ресурсного класса выглядит так: инициатива от родителей, заинтересованность со стороны школы, обмен опытом внутри региона с действующими ресурсными классами плюс гранты на обучение через НКО. Хотя не всем ресурсным классам это подходит. И не все родители умеют писать гранты. Как быть?

Мне нравится пример Белгородской и Воронежской областей, где были созданы крутые государственные центры инклюзивного образования, а в систему управления центрами были включены родители, причем не просто как волонтеры или эксперты, которые задействованы в отдельных мероприятиях. Практика показывает, что без участия родителей-экспертов проекты школьной инклюзии, как правило, сильно проседают в качестве обучения детей и, хотя называются ресурсными, такими не являются. Скажу по себе: у родителей-экспертов настолько высокая мотивация, чтобы в ресурсном классе все работало как часы, чтобы проект развивался с учетом возраста растущих детей, что люди готовы изучать и внедрять лучший опыт страны, привлекать опытных коллег. И это легко объяснить: родители заинтересованы в эффективности школьной инклюзии, потому что от этого периода очень многое зависит в будущем их детей.

Поделиться

12.01.2025 | 12:02
Почему рак во рту обнаруживают на поздних стадиях

Злокачественные новообразования языка, неба и десен увидеть легче, чем многие другие виды рака, скрытые внутри организма. Тогда почему опухоли во рту зачастую выявляются в запущенных формах?

11.01.2025 | 15:27
Как в Челябинской области праздновали Святки

В старину южноуральцы жгли костры, гадали на овечках и прыгали на кочерге.

Новости   
Спецпроекты