Наша броня. Как сложилась судьба бойцов 63-й Челябинской танковой бригады

Журналист «Южноуральской панорамы» встретилась с родственниками добровольцев.

Фото Юлии Боровиковой («Вечерний Челябинск»)
Неслучайные встречи
На ярмарке вакансий для участников спецоперации в челябинском филиале фонда «Защитники Отечества» я познакомилась с ветераном боевых действий по имени Дмитрий. Разговорились, оказалось, что его дедушка воевал в Уральском добровольческом танковом корпусе. Более того, вместе с другими челябинцами в 1944-м он освобождал Украину от немецко-фашистских захватчиков. Дмитрий продолжил его дело. Добровольцем отправился в зону СВО. Был оператором-наводчиком БМП-2. Помимо подавления противника занимался эвакуацией раненых.
— Увидел во сне деда. Проснулся и понял, что надо идти воевать. Дед ведь гонял гадов по Украине, а почему я сижу дома?! — восклицает Дмитрий.
Договариваемся с ним отдельно встретиться и поговорить подробнее о дедушке, его боевом пути. Через несколько дней раздается звонок:
— Я сейчас нахожусь у Сан Саныча Соколова. Его отец тоже был участником Уральского добровольческого танкового корпуса. Сан Санычу есть что рассказать, — сообщает мне Дмитрий. — В прошлом году вышла книга. В ней написано и про моего деда, и про отца Саныча.

Фото Юлии Боровиковой («Вечерний Челябинск»)
Решаем собраться в фотостудии Александра Александровича. Она расположена в административном здании и больше похожа на квартиру. По соседству с ней то самое издательство, в котором выпущена книга «И нам уроки мужества даны...» о подвигах уральских добровольцев-танкистов.
— Дмитрий, а как вы с Александром Александровичем познакомились? — интересуюсь.
— Это произошло в марте 2024 года. Я был в Екатеринбурге, в Центре сохранения истории народного подвига по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса и забыл там свои очки. Когда обнаружил, позвонил директору центра. Она сказала, что передаст очки через мужчину, который должен приехать из Челябинска. Скинула мне номер телефона. Я позвонил и узнал, что зовут его Сан Саныч и что отец его воевал в бригаде Уральского добровольческого корпуса, в которой сражался мой дед. Тогда же от Сан Саныча я узнал, что готовится к выпуску книга, посвященная подвигу уральских добровольцев, — рассказывает Дмитрий.

Фото Юлии Боровиковой («Вечерний Челябинск»)
Он достает военные снимки своего деда. На фотографии — мужественное лицо с ямочкой на подбородке. Грудь в орденах и медалях.
— Это фото дедушки на военных курсах, — объясняет Дмитрий. — А это его портупея от ТТ, табельного оружия. К ней идет шомпол для чистки пистолета, сохранился магазин, — поясняет Дмитрий. — Вот это планшет. Здесь лежали компас, ластик, карандаши, перочинный ножик, карта. Хочу передать вещи деда в Центр сохранения истории народного подвига по формированию Уральского добровольческого танкового корпуса.
Мечта сбылась
Дед Дмитрия Феодосий Иванович Приходько, помощник начальника штаба разведки, командир моторизованного батальона 63-й гвардейской Челябинской танковой бригады Уральского добровольческого танкового корпуса, гвардии капитан, родился в Запорожской области. Служить в армии начал с 1930 года. Был курсантом Киевской военной школы связи, Харьковского бронетанкового училища, проходил курсы командного состава в Куйбышеве (ныне Самара).
Благодаря мемуарам Феодосия Ивановича узнаю, что он мечтал попасть в Уральский добровольческий танковый корпус: «Однажды на полигоне, у костра, решил почитать свежую газету слушателям нашей учебной группы. Развернув газету, увидел заметку. В ней говорилось о том, что трудящиеся трех уральских областей решили создать на свои средства добровольческий танковый корпус: укомплектовать его добровольцами, полностью вооружить и снабдить его боевой техникой и обеспечить всеми другими видами довольствия. И отправить его на фронт… С этого времени меня не покидала мысль о танковом корпусе и не давала мне покоя».

Фото Юлии Боровиковой («Вечерний Челябинск»)
И желание Феодосия Ивановича попасть в добровольческий корпус сбылось. В штабе ему сообщили: «Товарищ капитан Приходько! Можете считать, что вы курсы окончили. И без экзаменов. Вас, как отличника учебы, УралВО направляет на формирование Уральского добровольческого танкового корпуса».
В своих мемуарах Феодосий Иванович рассказывал, что добровольцы тренировались в Челябинске на берегу озера Смолино. Здесь же они проходили строевую, физическую и политическую подготовку, а также боевое слаживание.
9 мая 1943 года в Челябинске состоялись проводы добровольцев на фронт. Вот что писал в своих воспоминаниях Феодосий Иванович: «С утра мы тщательно привели себя в порядок. Во второй половине дня колонной двинулись в город. Шли с песнями. На улицах Челябинска нас приветствовали сотни, тысячи людей. Они были всюду: на тротуарах, в окнах, стояли на балконах. Особенно много горожан было на улице Кирова, где мы встали строем. Трибуна была заполнена представителями партийных, советских и общественных организаций города и области. Нам был зачитан текст «Наказа челябинцев» и вручено красное знамя».

Фото предоставлено ОГАЧО
В ответ добровольцы-танкисты на коленях перед народом дали клятву, что выполнят наказ и вернутся на родной Урал только с победой. В подарок бойцам рабочие Златоуста изготовили и передали армейские стальные ножи с черной рукояткой и черными ножнами.
В своих воспоминаниях Феодосий Приходько подробно описал бои на подступах к городу Каменец-Подольский, что на Западной Украине. Феодосий Иванович командовал моторизованным батальоном 63-й гвардейской Челябинской танковой бригады: «С 24 на 25 марта была дождливая ночь. Наше головное походное охранение двигалось в направлении к Каменец-Подольскому. Правда, карты у нас не было, да и ориентироваться в темноте было сложно, но я знал, что недалеко находится село Должок и крепость в районе города Подзамче… Между стен и земляных валов западной части старинной крепости залег батальон, он был сжат, как боевая пружина, и она враз разжалась! Одна за другой цепи бойцов расходились по всему Подзамче. Смотрел я тогда с высоты крепости на наших бойцов, атакующих противника, и думал: «Эта атака будет здесь последней, потому что после этой уже никогда здесь не будет войны».
А теперь расскажем о боевом пути Александра Соколова. Он был командиром взвода разведки 63-й гвардейской Челябинской танковой бригады Уральского добровольческого танкового корпуса.

Фото Юлии Боровиковой («Вечерний Челябинск»)
Был артистом, стал разведчиком
Сын Александра Соколова показывает мне книгу о подвиге уральских добровольцев-танкистов «И нам уроки мужества даны…». В издании рассказывается о его отце. Книга — результат двухлетней работы сотрудников музеев, архивов, историков, потомков добровольцев 63-й Челябинской добровольческой танковой бригады.
— После окончания школы № 48 Челябинска мой папа поступил в студию драматического театра имени Цвиллинга. Свою дипломную работу, спектакль Александра Грибоедова «Горе от ума», молодые актеры должны были показывать в Златоусте, где начинались гастроли театра. Отец играл роль Молчалина. Здесь, в Златоусте, и застала его война, — рассказывает фотограф, член Союза журналистов России Александр Соколов.
Его отец, Александр Александрович, участвовал в освобождении Сталинграда. В феврале 1943 года под Павлоградом был тяжело ранен. На лечение его привезли в челябинский эвакогоспиталь. Узнав о формировании Уральского добровольческого корпуса, Соколов обратился в обком ВЛКСМ с просьбой направить в бригаду.
— В домашнем архиве отца мы нашли две рукописи, одна называется «Разведчики» корреспондента «Челябинского рабочего» Дины Доброхотовой, а другая — «Разведчик Александр Соколов» подполковника Н.А. Емельянова, — говорит сын фронтовика.

Фото Юлии Боровиковой («Вечерний Челябинск»)
Александр Александрович показывает мне статью подполковника Н.А. Емельянова, опубликованную в книге «И нам уроки мужества даны…». В материале читаем, как Александр Соколов вместе с другими разведчиками освобождал Львов от фашистов. Нашим бойцам приходилось буквально выковыривать гитлеровцев из каждого дома: «Когда разведчики спустились в подвал, то увидели, что подвалы нескольких домов были соединены между собой ходами, которые пробили фашисты… Разгадали разведчики и другую хитрость вражеских пулеметчиков. В некоторых домах гитлеровцы стали устанавливать пулеметы не на окнах, а на столах в глубине комнат. Из-за этого обнаруживать их было труднее. Разведчики вели за ними наблюдение, а танкисты уничтожали их…».
Из материала подполковника Н.А. Емельянова следует, что при освобождении Львова разведчик Соколов забросал гранатами две пулеметные точки врага, уничтожил 12 солдат и трех офицеров противника.
Храбрый разведчик дошел до Берлина, брал Прагу. Домой в Челябинск вернулся кавалером двух орденов Красной Звезды и двух орденов Славы. Работал на ЧТЗ в отделе главного конструктора руководителем кино- и фотолаборатории. Много лет был председателем Совета ветеранов 63-й Челябинской танковой бригады Уральского добровольческого танкового корпуса.
…Так случайная встреча с ветераном боевых действий Дмитрием привела меня к фронтовым историям двух участников Уральского добровольческого танкового корпуса — Феодосия Приходько и Александра Соколова. Выходит, случайные встречи не бывают случайными.
Как проходила встреча с потомками участников Уральского добровольческого танкового корпуса, смотрите в нашем видео.
Поделиться