Опасные игры. Почему детей надо защищать от игрушек
Эксперты утверждают, что Лабубу и Хагги-Вагги провоцируют у детей агрессию и фобии.

Фото Людмилы Ковалевой, из архива редакции
Детские магазины завалены игрушками. На полках — конструкторы, кубики, машинки, куклы и плюшевые монстры. Депутат Госдумы Яна Лантратова уверена, что такие, на первый взгляд, безобидные игрушки могут быть открытым каналом скрытой пропаганды.
— Под влиянием западной культуры образ доброго героя стал меркнуть. На смену ему пришли другие герои. Посмотрите, Шрек, Гринч, Корпорация монстров — всё это позитивные герои, но уже с внутренними и внешними изъянами. А со временем мы стали видеть полную демонизацию игрушек. Это игрушки стали зловещими. Клыки, рога — это стало уже нормой, — уверена председатель комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Яна Лантратова. — Детям специально стирают границы добра и зла, подменяя одно другим. Мы не говорим ни в коем случае про запрет. Но мы говорим о тех фильтрах, которые должны существовать.

Фото: телеграм-канал Яны Лантратовой
В наших магазинах продается более 70% импортных игрушек. По мнению Яны Лантратовой, «монстрики», «зубастики» и другие персонажи не нашей культуры могут провоцировать у ребенка страх, раздражение, тревогу. В современных реалиях игрушка — это еще инструмент информационной войны.
— Когда была в «Детском мире», услышала, как маленькая девочка просила маму купить куклу в гробике. Оказалось, что эту игрушку производит одна американская компания. В 2022 году она выпустила первую в мире трансгендерную куклу Барби, а в 2023-м — сто процентов прибыли от продажи новой линейки игрушек направила на поддержку ВСУ, — рассказала Яна Лантратова.
Игрушки влияют на формирование личности. Отечественным производителям необходимо сосредоточиться на выпуске изделий, которые популяризируют наши ценности, считает заместитель председателя Госдумы Анна Кузнецова.

Фото Юлии Боровиковой (Вечерний Челябинск)
— Однажды накануне учебного года зашла в магазин. Мне очень хотелось, чтобы мои пятеро мальчишек имели какие-нибудь канцелярские товары с изображением хотя бы флага Российской Федерации. К сожалению, таких товаров не оказалось ни на одной полке ни одного магазина, — рассказала Анна Кузнецова. — После этого, после нескольких моих апелляций к профильным структурам и ведомствам, мы решили действовать сами. Совместно с Министерством обороны России и «Студией Грекова» нарисовали на обложках тетрадей наших героев. И, получив все юридические согласования, которых мы добивались в течение полугода (это все стандарты, это все необходимые экспертизы, психологические, педагогические), мы запустили совместно с Минпромторгом первую линейку таких тетрадок, на которых изображались герои нашего времени. Тетрадки разлетелись в мгновение ока. Производство не успевало за тем запросом, который был у людей, у простых граждан нашей Родины. Самый большой был запрос у регионов, откуда эти бойцы. Эти простые бумажные тетрадки раздавались в виде сувениров.
Парламентарий считает, что понятие товаров патриотической направленности или способствующих воспитанию патриотизма должно быть закреплено в законе.

Фото Людмилы Ковалевой, из архива редакции
Поддержать производителей
Президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина убеждена в том, что надо развивать национальную отрасль игр и игрушек. Но для этого должна быть государственная программа.
— Считаю, что производство игрушек надо внести в перечень социальных отраслей экономики. Производить игрушки в России сегодня — подвиг. Все инвестиции венчурно-рисковые. И все больше наших российских компаний переносят свое производство за рубеж, потому что сегодняшнее производство игрушек, оно высокотехнологичное, оно должно соответствовать требованиям, потребительским предпочтениям. Нам нужна российская школа дизайна, российская школа инноваций в сфере игрушек, российские кадры и российские большие промышленные производства, — уверена Антонина Цицулина.
По ее словам, добросовестным производителям надо дать право подтверждать безопасность игрушек в формате декларирования. Также необходимо создать дополнительные меры поддержки для компаний, который занимаются производством детских товаров.

Фото : телеграм-канал Яны Лантратовой
Сегодня дети знают Микки Мауса, но не знают русских сказок. На одежде, ранцах, школьных тетрадях, альбомах, ручках, карандашах изображены персонажи западной культуры, прежде всего англосаксонской. На их месте должны быть герои наших литературных произведений, фильмов, мультиков, считает декан философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Алексей Козырев.
Директор Центра содействия патриотическому и духовно-нравственному воспитанию «Семья и Родина» Наталья Локтева рассказала, что современные дети ориентируются на блогеров. По данным исследований, подростки в возрасте 12-17 лет проводят в смартфонах семь часов в день. Большую часть времени дети зависают в социальных сетях и смотрят видео с распаковками и обзорами товаров.

Фото Дмитрия Куткина («Вечерний Челябинск»)
По итогам круглого стола депутаты разработают законы для защиты детей от деструктивных игр и игрушек.
Поделиться

