День города. Историки уточнили дату основания Миасса
Историк Михаил Бабкин за работой с документами Берг-коллегии в РГАДА
Начальная история многих городов покрыта тайной, неизвестно, кем и когда они были основаны. Однако некоторым повезло, например, городу Миассу: история его рождения подробно отражена в архивных документах.
Михаил Анатольевич Бабкин родился в Миассе. Его отец Анатолий Бабкин — кандидат технических наук, участник разработок и исследований подводного старта баллистических ракет подводных лодок. Михаил Бабкин окончил физический факультет Московского государственного университета, но увлекся историей Русской православной церкви, поступил в аспирантуру, защитил кандидатскую и докторскую диссертации и стал профессиональным историком. Сегодня Михаил Бабкин — профессор Российского государственного гуманитарного университета, преподает в Московском педагогическом государственном университете.
Книга о начальной истории Миасса — это знак благодарности и признательности автора родному городу. Отправной точкой в исследовании стал вопрос о дате основания Миасского завода. До сих пор считалось, что Миасс был основан 18 ноября 1773 года, историк Михаил Бабкин на основе архивных документов уточнил эту дату.

Карта окрестностей Златоустовского и Миасского заводов. 1782 год. ГАСО
Спор заводчиков
Во второй половине XVIII века предпринимались три неудачные попытки основать завод в окрестностях современного города Миасса, вокруг этого была масса споров, а в архивах осталось множество челобитных, указов, определений и промеморий.Первая попытка принадлежала князю Петр Репнину, аристократу, начинавшему свою службу в армии, затем — при дворе, он был камер-юнкером у великого князя Петра Федоровича. Несколько лет служил посланником в Испании, вернувшись в Россию обер-шталмейстером, вышел в отставку в чине генерал-аншефа. У него были имения, крестьяне, бумажная фабрика в Ярославской губернии, шелковая мануфактура в Москве, занимался винными подрядами, имел несколько железоделательных заводов. В 1758 году князь Петр Репнин заключил с екатеринбургским купцом и заводчиком Яковом Коробковым контракт о постройке медеплавильного и железоделательного заводов в Исетской провинции. Для железоделательного завода место выбрали на реке Миасс недалеко от озера Аргази.
В своей челобитной императрице Елизавете Петровне, опубликованной в новой книге Михаила Бабкина, князь Петр Репнин в июне 1758 года писал: «На означенном месте на речке Миясе желаю я именованной, обще с ним Коробковым в силу между нами заключенному контракту завести железный завод на две домны и двадцать молотов, на которое построение, завождение, введение в действие и впредь умножение я желаю взять из казны вашего императорского величества на десятилетнюю расплату в силу указов и Берг-регламента двадцать тысяч рублев, а на построение того заводу и впредь произвождения заводской работы необходимо надобно, чтоб в Ысетской провинции поблизости того заводу в силу указов приписаны были государственные крестьяне». Шихтмейстеру Степану Костромину не удалось обследовать место, предназначенное для завода, «за недопущение башкирцами к тому свидетельству и описанию по реке Миясу удобных мест и рудников».

План Миасского завода. 1782 год. ГАСО
Между тем Никита Демидов-младший, владевший Кыштымскими заводами, в 1760 году решил строить на реке Большой Киалим новый завод. Компаньоны Петр Репнин и Яков Коробков протестовали, ведь между их заводами было расстояние всего в 12 километров. Никита Демидов получил разрешение на возведение своего предприятия: у него на руках была купчая на землю, подписанная башкирами.
Однако против уже основанного и строящегося Киалимского завода выступил сосед Демидовых, купец Максим Мосолов, владевший Златоустовским заводом. Он заявил, что новое предприятие возводится на его землях. В итоге Берг-коллегия встала на сторону златоустовского заводчика, и строительство Киалимского завода было остановлено.
В 1760 году купец Яков Коробков инициирует вопрос о строительстве на реке Еланчик медеплавильного завода, согласно контракту его компаньоном вновь выступил князь Петр Репнин. По решению Берг-коллегии это место было обследовано, и «за неимением к тому в добыче рудных приисков» компаньонам отказано.
Михаил Бабкин заключает: «Несмотря на то что железоделательный завод на реке Большой Киалим построен не был, дата разрешения на его строительство, положившего начало самому строительству, пусть и не оконченному, — 2 (13) марта 1760 года — фактически является днем начала промышленного развития Миасского городского округа.

Здание конторы Миасского завода. 1842 год. ГАСО
В 1769 году Златоустовский завод сменил хозяина, им стал тульский купец Ларион Лугинин. Лугинины владели мануфактурами, парусно-полотняной фабрикой и металлургическими предприятиями, занимались торговлей внутри России, торговали с Китаем, Ираном, Средней Азией и Европой.
20 августа 1773 года купец писал в челобитной императрице Екатерине II: «Чрез посланных от меня служителей приискал в той же Исецкой провинции в башкирских дачах на речке Миясе место, которое сверх довольства в речке воды к построению меднаго завода почитаю я весьма способным». И просил освобождения от уплаты 10% налога. С этого начиналась четвертая попытка строительства в окрестностях современного Миасса завода, и она увенчалась успехом.

Определение Берг-коллегии о разрешении купцу Лариону Лугинину строить медеплавильный завод на реке Миасс. 1773 год
К началу 1774 года появились казармы для строителей и мукомольная мельница. Однако в это время на Южном Урале уже полыхало Пугачевское восстание. В мае 1774 года восставшие добрались и до строящегося Миасского завода. После подавления восстания в переписке отмечалось, что мельница «башкирцами в бунт сожжена». При этом мельничная плотина уцелела, и именно она послужила основой для возведения плотины медеплавильного завода.
В 1776 году, наконец, удалось провести обследование территории, предназначенной под завод, изучены рудники, составлены планы, чертежи и профили. Возобновились и строительные работы. В апреле 1777 года, когда завод уже был готов к пуску, купец Ларион Лугинин обратился к императрице Екатерине II с челобитной, в ней он сообщил о готовности завода и напомнил о положенном по закону освобождении на десять лет от уплаты 10% налога. 12 августа 1777 года четыре печи Миасского медеплавильного завода начали свою работу и в том же году выдали 1268 пудов чистой меди.
Изучая историю Миасского завода, Михаил Бабкин еще раз обратил внимание на отсутствие единого подхода в определении даты основания уральских городов, ведущих свою историю от заводов. Историк призывает унифицировать порядок определения точки отсчета от принятия Берг-коллегией определений о разрешении строить завод.

Петро-Павловская церковь Миасского завода. 1842 год. ГАСО
Поделиться

