Общество ставит диагноз российскому здравоохранению

1 Октября 2009

Реформирование российского здравоохранения обнажило серьезные проблемы в политике сбережения нации. Как решать вопросы доступности и качества медицинской помощи населению

Реформирование российского здравоохранения обнажило серьезные проблемы в политике сбережения нации. Как решать вопросы доступности и качества медицинской помощи населению, как улучшить демографическую ситуацию и утвердить ценности здорового образа жизни, как, в конце концов, продлить активное долголетие наших соотечественников? Это лишь часть тем, которые обсуждались и дискутировались участниками V Всероссийского форума «Здоровье нации — основа процветания России», прошедшего на днях в Москве. Своими размышлениями делятся участники форума председатель Общественной палаты Челябинской области Вячеслав Скворцов и директор Магнитогорского городского благотворительного общественного фонда «Металлург» Валентин Владимирцев.


— Вячеслав Николаевич, подобные форумы, особенно медицинской направленности, не только анализируют ситуацию, но и предлагают рецепты оживления отрасли. Какие предложения, прозвучавшие на этом высоком совещании, на ваш взгляд, наиболее эффективны и приоритетны в общенациональной здоровьесберегающей политике государства?
— Уже сам факт, что подобный форум проводится в нашей стране пятый раз, говорит о многом. Во-первых, о серьезных трудностях реформирования отечественного здравоохранения. Вспомним, как несколько лет назад мы говорили о состоянии российской системы охраны здоровья населения и здравоохранения как ее важнейшего элемента, — как кризисном. А ведь обострение проблем медицинских, как правило, перерастает в социальные.


С огромной болью и тревогой говорил на форуме о состоянии отечественного здравоохранения президент Общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации» академик РАМН Лео Бокерия. Да, здоровье общества — это самое большое богатство государства. Здоровая нация — это всегда сильная и процветающая страна. А по оценке Всемирной организации здравоохранения, по показателю продолжительности здоровой жизни, особенно мужчин, Россия находится ближе к концу в списке из 192 стран.
Начатая в нашей стране национальная программа «Здоровье» была объявлена приоритетной. Она несколько поправила ситуацию в здравоохранении. Из федерального бюджета были выделены немалые средства на увеличение зарплаты участковым врачам и медсестрам. А в нашем регионе по решению правительства Челябинской области дополнительные выплаты получили также и ведомственные медицинские учреждения, за счет областного фонда обязательного медицинского страхования. Этот вопрос изначально ставился в разряд проблемных, так как федеральный проект брал в расчет только муниципальные учреждения здравоохранения. А в нашей области более десятка ведомственных структур. Так что областная власть исправила этот перекос в национальном проекте.


Произошло также переоснащение поликлиник и строительство медицинских центров. Например, к радости жителей не только Челябинска, но и других городов и сел Южного Урала, по-строен Центр позитронно-эмиссионной томографии, один из первых в России. На очереди завершение федерального кардиологического центра, мощностей которого будет достаточно для полноценного обследования и лечения жителей не только Челябинской области, но и регионов России.


— А во-вторых, о чем говорит проведение очередного Всероссийского форума?
— О том, что понятие «здоровье» значительно шире, чем здравоохранение. И без системного подхода к проблемам нам их не решить.
Все выступавшие на форуме: ученые, практики, политики, представители гражданских институтов — говорили об одном и том же. Дело не только и не столько в нехватке средств. Малые деньги, которыми располагает наше здравоохранение, используются крайне нерационально. Более того, проблемы эффективности использования ресурсов постоянно обостряются, обесценивая значительную часть дополнительных вложений в здравоохранение.


Россия, увы, существенно отстает от индустриально развитых стран мира по объему финансирования, но гораздо больше по конечным показателям результативности работы системы здравоохранения. Кстати, по выводам Всемирной организации здравоохранения, США имеет крайне затратную и неэффективную систему здравоохранения, несмотря на то что тратит на нее шестнадцать процентов ВВП. И наоборот, Великобритания, Япония, Италия, расходуя относительно меньше, являются лидерами по конечным показателям деятельности здравоохранения.
В системе российского здравоохранения накопились острейшие структурные диспропорции. Одна из них — абсолютно неприемлемое соотношение между первичной медико-санитарной и специализированной помощью.
Частота направлений больного участковыми врачами к специалистам у нас превышает 30 процентов от числа первых посещений, в то время как в западных странах 4—10 процентов. А поскольку врачи в поликлиниках не имеют мотивации к тому, чтобы больше делать самим и нести реальную ответственность за здоровье населения, вся надежда больного — на госпитализацию.


Отмечу, что, связав реформу здравоохранения преимущественно с переходом на обязательное медицинское страхование, мы упустили ее главное направление — реструктуризацию системы оказания медицинской помощи. Правда, слов о необходимости оптимизации объемов стационарной помощи, развитии дневных стационаров, укреплении первичного звена говорилось много. Но реальная работа в этих направлениях идет очень медленно. Объемы госпитализаций не уменьшаются, а первичное звено остается в загоне. Медицинские вузы все более ориентируются на подготовку узких специалистов. А врачей первичного звена не хватает. В маленькой Эстонии число врачей общей практики сегодня больше, чем у нас.


— Складывается впечатление, что нам из этого тупика никогда не выбраться?
— Впечатлений столько, сколько регионов, везде по-разному. В нашей области есть опыт по сбережению здоровья южноуральцев. И он был широко показан на московской выставке «Социальные проекты и программы» в рамках V Всероссийского форума Магнитогорским фондом «Металлург». Но об этом расскажет сам руководитель этой благотворительной структуры Валентин Александрович Владимирцев. Я же хочу сделать акцент на другом.


Чтобы начать серьезные структурные преобразования в здравоохранении, нужны крупные стартовые вложения, прежде всего в сектор первичной медицинской помощи. И эту глобальную проблему не решить без тесного сотрудничества власти и бизнеса. Опыт Магнитогорского металлургического комбината и городской администрации подтверждает верность этого тезиса.
Напомню еще раз. На прошедшей летом этого года в Челябинске выставке социальных проектов Уральского федерального округа стержнем всех мероприятий стало подписание очень важных соглашений. Это Соглашение о сотрудничестве между Координационным советом Российского союза промышленников и предпринимателей в Уральском федеральном округе и Гражданским форумом Уральского федерального округа; Соглашение о сотрудничестве между Правительством Челябинской области, Союзом промышленников и предпринимателей Челябинской области, Челябинским областным отделением Российского детского фонда и Общественной палатой Челябинской области и много других.


— Но подписать соглашение вовсе не означает его выполнить. Документ должен быть еще скреплен обоюдным желанием и стремлением сторон помогать всем нуждающимся в благотворительности. Он должен быть пронизан болью за жизнь этих людей. А такой графы нет в официальных документах.
— Графы нет, но есть у южноураль-ских предпринимателей чувство сопричастности к судьбам своих земляков.


Союз промышленников и предпринимателей Челябинской области давно уже живет и работает по законам благотворительности. Руководители — бизнесмены заботятся о своих коллективах, их семьях, пенсионерах, сиротах района, города, области.
Генеральное соглашение о сотрудничестве между СПП и Челябинским областным отделением Российского детского фонда углубило эту работу в рамках проведения бессрочного областного благотворительного марафона «XXI век — детям Южного Урала».
Союз бизнеса, власти и общественных организаций оказался огромной созидательной силой. Сейчас Союз промышленников и предпринимателей области проводит в жизнь многочисленные социально-гуманитарные программы: «охрана материнства и детства», «детский диабет», «юные таланты», «теплый дом», «семейный детский дом», «детский церебральный паралич», «фронтовые дети Чечни», «детская библиотека», «театр и дети», «новые имена». Всего не перечислить.


А если говорить о структурных изменениях в здравоохранении, то сейчас обязательно нужно подключать к этому процессу и институты гражданского общества. Кого-то это может смутить. Как общественные организации смогут справиться с проблемами здравоохранения? Уверяю вас, смогут. У нас уже есть накопленный опыт в отечественной системе образования. И выражается он в создании государственно-общественной системы управления учебными заведениями.
Конечно, сейчас особенно важно привлекать население к различным формам общественного контроля за деятельностью медицинских учреждений. А для этого необходимо начать создание общественных советов в медицинских организациях. Они призваны обеспечить максимальную гласность в отношении показателей деятельности учреждений (в том числе и выбор некоторых показателей), исключить их чрезмерную коммерциализацию, привить прозрачные формы распределения поступлений от платных форм обслуживания.
Также важно развитие общественных организаций, способных участвовать в определении приоритетных направлений развития местного здравоохранения, защите прав пациентов, информировании граждан. Эти и многие другие функции могут выполнять различные общества, в том числе организации, объединяющие больных различными заболеваниями, например общества больных астмой, диабетом и другие. И у нас в области есть такие организации, они облегчают жизнь больных и защищают их интересы.


— Но может ли только здравоохранение сделать человека здоровым?
— Конечно, нет. Человек сам, в первую очередь, должен заботиться о состоянии своего здоровья: вести здоровый образ жизни, не злоупотреблять алкоголем, курением.


Кстати, V Всероссийский форум, о котором мы говорим с вами, открылся двумя важными конгрессами. Их тематика: формирование здорового образа жизни и инновационное развитие массового спорта и спортивной культуры, Россия без табака.
Уместно вспомнить, что губернатор Челябинской области Петр Иванович Сумин еще девять лет назад по заданию президента страны совместно с федеральными ведомствами, учеными и спортсменами выработали главные направления и практические меры по повышению роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни российских граждан.
Кстати, министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации Татьяна Голикова заявила на форуме, что 1 декабря 2009 года во всех субъектах Федерации откроются 502 центра здоровья, где можно будет пройти медосмотр и получить рекомендации по ведению здорового образа жизни.


АСИЯ ХАМЗИНА


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты