В Челябинске начали проводить принципиально новые операции по удалению раковой опухоли

17 Декабря 2008

В Челябинской городской клинической больнице № 3 онкоуролог Олег Таскаев впервые сделал принципиально новую операцию по удалению раковой опухоли почки.Такими операциями в России вплотную занимаются только в Боткинской больнице.

В Челябинской городской клинической больнице № 3 онкоуролог Олег Таскаев впервые сделал принципиально новую операцию по удалению раковой опухоли почки. Опасное образование хирурги убрали с помощью электрохирургической аппаратуры, разрушив опухоль радиочастотным методом без прерывания кровотока основных сосудов почки. Такими операциями в России вплотную занимаются только в Боткинской больнице.

Как пояснил профессор Николай Тарасов, руководитель кафедры урологии и андрологии Уральской государственной медицинской академии дополнительного образования, которая работает на базе урологического отделения больницы, это был сложнейший случай труднодоступной опухоли в среднем сегменте почки. «Раньше пораженный орган просто удаляли, — сказал Николай Иванович, — а для больных с одной почкой это был буквально вопрос жизни и смерти. Пока это была открытая операция, но в скором времени средние и маленькие опухоли мы будем убирать через проколы». Мы встретились специально по этому поводу с Николаем Ивановичем ТАРАСОВЫМ, заслуженным деятелем науки России, членом Европейской и Американской ассоциаций урологов, доктором медицинских наук.

— Николай Иванович, сделанная в вашей клинике операция принадлежит к категории уникальных, высокотехнологичных. Что мешало вам делать такие вмешательства раньше?

— Отсутствие необходимого оборудования, современных расходных материалов, хотя наши специалисты были готовы к таким сложнейшим манипуляциям давно. Сегодня в больнице произошли изменения. Весной этого года отделение урологии в плановом порядке посетил губернатор области Петр Иванович Сумин. Естественно, он поговорил с коллективом, выяснил, что нам необходимо в работе. И очень скоро правительством области были выделены средства, позволившие нам заказать современное оборудование, на котором работают немцы, англичане, американцы.

— Чем был вызван такой шаг губернатора?

— Мы проинформировали Петра Ивановича о том, что в нашей клинике впервые на Урале освоены эндоскопические операции в урологии. Это началось еще в 1993 году, когда в большинстве случаев наши хирурги отказались от больших разрезов и стали удалять камни, некоторые виды опухолей через проколы, используя рентгенотелевизионную технику. Мы сделали больше семи тысяч таких операций с хорошим результатом. Больные буквально к вечеру вставали на ноги, а через четыре-пять дней выписывались, хотя до этого послеоперационный период после полостных операций длился до месяца и больше. Почему был назван 1993 год? Именно тогда город впервые закупил для нас качественное импортное оборудование — без специальной техники эндоскопические операции невозможны. Еще раз город и область помогли нам в 1998 году, благодаря чему и удалось расширить диапазон высокотехнологичных операций. Но, как известно, нет ничего вечного: техника изнашивалась, а медицинский мир за десять лет ушел далеко вперед. И мы в общем то были близки к кризису.

— Что появилось в клинике сегодня?

— То оборудование, которое мы получили, можно назвать платформой к настоящему прорыву в нашей работе. Это самые последние разработки из Германии, Америки, Японии, есть несколько позиций отечественного производства. По¬явившаяся ультразвуковая техника крайне необходима для точной диагностики, контроля за состоянием больного во время операции. Раньше в отделении был всего один подобный аппарат, который мы катали по необходимости взад и вперед: из операционной на диагностику, из диагностики в операционную. Сегодня мы обладаем техникой очень высокого, экспертного класса и полностью обеспечиваем ею все процессы.

— Николай Иванович, вы, как никто другой, можете объяснить, что изменилось благодаря суперсовременному оборудованию.

— Я приведу один пример. Если раньше мы могли увидеть почку только на рентгеновском снимке или уже на операционном столе, то теперь ультразвуковая и рентгенотелевизионная установки дают на дисплее полную картину. Причем можно посмотреть почку в разных проекциях, определить скорость кровотока, узнать, как подходят сосуды к раковой опухоли. Раньше во время операций мы обходили их в общем-то вслепую, рискуя повредить их, вызвать кровотечение. Теперь на экране полная ясность, все контролируется ультразвуком. Гораздо быстрее и эффективнее удаляются почечные кисты, другие образования. Причем камни почек, мочеточников, мочевого пузыря можно убрать через проколы или вводя инструмент через естественные пути. Есть возможность подхватывать их специальной петлей или раздробить, если камень большой.

Новая уродинамическая система крайне необходима при лечении аденомы предстательной железы — заболевания у мужчин достаточно распространенного. Система помогает определиться с выбором: есть ли показания к хирургическому вмешательству, какой метод при этом предпочтителен. Она же незаменима в урогинекологии при лечении некоторых сложнейших женских болезней, которые раньше даже после тяжелейших полостных операций не исчезали до конца. Появилась у нас и фотодинамическая аппаратура, позволяющая определить не просто рак мочевого пузыря, но и пораженную раковыми клетками околоопухолевую ткань. Раньше это всегда делалось в общем-то по наитию, на глазок. Сегодня, с вводом специального красителя, все раковые клетки становятся видимыми. Удалив их, хирурги спокойны: возможность рецидива резко снижается.

— Но ведь раньше тоже делали такие органосохраняющие операции? Знаю случай, когда вы сами сделали резекцию однопочечной больной, у которой опухоль была тоже в труднодоступном среднем сегменте, и женщина живет уже около десяти лет…

— Да, делали, но это все же были крайне рисковые ситуации. Брались за скальпель, когда человек погибал, и спасали. Такие операции делал не только я, их прекрасно освоили заведующий отделением Александр Владимирович Гильдин, ассистент кафедры главный уролог города Владимир Аркадьевич Шалашов, онкоуролог Олег Валерьевич Таскаев. На эндоскопических технологиях специализируются заведующий отделением эндоурологии заслуженный врач России, доцент кафедры Анатолий Александрович Дюсюбаев, Сергей Владимирович Ковалев. А ассистент кафедры кандидат медицинских наук Виктор Николаевич Миронов освоил реконструктивные урогинекологические операции.

Вообще, о своих коллегах я хотел бы сказать особо. Пусть не покажутся мои слова пафосными, но я горжусь своим коллективом. А моя профессорская идеология такова: все должны владеть общими вопросами урологии, а кураторы конкретных направлений глубоко осваивать специальную литературу, диагностические методы, хирургические технологии, что и обеспечивает движение вперед.

Отдельно хотелось бы отметить детских урологов Андрея Ивановича Филатова и заведующего детским отделением Сергея Александровича Данилюка, которые используют высокие технологии в работе с детьми: здесь тоже многие операции делаются эндоскопически.

— Обязательно ли в век высоких технологий владеть старыми методами?

— Конечно. Техника есть техника. Всегда возможна нештатная ситуация, поломка, сбой в электропитании, — хирург обязан быстро перейти к открытой операции и доделать все руками. Кроме того, сама по себе техника ничего не делает, ею надо управлять. Как, если не знаешь точно, чего хочешь, не попробовал собственными руками? При этом, естественно, все наши хирурги проходили специальное обучение, овладевали техникой. С вводом новых операций — послать кого-то на специализацию нет проблем. Так что, если возникнет поток новых востребованных операций, дефицита высоко¬профессиональных кадров не будет. На сегодняшний день такой необходимости нет, потому что поставлены на поток практически все эндоскопические операции: в год их проводится свыше пятисот.

— Николай Иванович, это не первое ваше интервью газете. И вы всегда с горечью говорили: нет того, нет другого. Наконец проблема остроты, дефицита оборудования снята?

— Да, даже несмотря на экономический кризис. Лет на пять мы хорошо обеспечены. Я видел, как работают ведущие хирурги-урологи стран Европы, Америки. И сегодня могу сказать: уровень наших специалистов, спектр освоенных операций не уступают лучшим мировым стандартам. И дело в общем-то не в профессиональном престиже. В конечном счете все технологии осваиваются для того, чтобы спасать людей от рака, излечивать мучительные заболевания, считающиеся неизлечимыми, избавлять больных от длинного послеоперационного периода, улучшать их качество жизни и в конечном счете — существенно увеличивать ее продолжительность. К чему, собственно, и стремится сегодня государство, считая именно этот показатель одним из приоритетных в своей социальной политике.

От редакции

Сегодня корифею челябинской урологии, основателю и создателю Уральской государственной медицинской академии дополнительного образования, доктору медицинских наук, ученому, профессору, блестящему хирургу Николаю Ивановичу Тарасову исполнилось 75 лет.
Поздравляем, доктор!

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты