Мы в ответе за здоровье нации

21 Января 2012
Мы в ответе за здоровье нации

В Челябинске состоялась встреча представителей медицинского сообщества с известным детским врачом Леонидом Рошалем, директором НИИ неотложной детской хирургии и травматологии.

Считает президент медицинской палаты Леонид Рошаль

В Челябинске состоялась встреча представителей медицинского сообщества с известным детским врачом Леонидом Рошалем, директором НИИ неотложной детской хирургии и травматологии.

Список званий и наград профессора Рошаля столь велик, что представить его целиком просто невозможно. Журналисты дали ему звание «Детский доктор мира», которое и есть суть его деятельности. Рошаль и его команда всегда появляются там, где беда: катастрофа, землетрясение, стихийный катаклизм. Его знают в Японии, Калифорнии, Египте, Индии, Палестине, Израиле и других странах. Для россиян его имя связано с такими драматическими страницами как «Норд-Ост» на Дубровке, Беслан, когда, рискуя жизнью, Рошаль выходил на встречу с террористами, оказывал помощь заложникам в экстремальных условиях, спасал детские жизни.

— Я очень хорошо знаю и многих челябинских врачей, — сказал в начале встречи Леонид Михайлович, — я приезжал сюда во время Ашинской железнодорожной катастрофы и работал с вашими замечательными докторами. Особенно запомнился профессор Роман Иосифович Лифшиц...

В Челябинск доктор Рошаль прибыл с особой целью. Как президента Национальной медицинской палаты, как гражданина, его волнует состояние российской медицины. Он открыто обозначил все болевые точки в нашем здравоохранении, что вызвало в обществе огромный резонанс. Это был смелый шаг.

— Я никогда и никого не боялся, — объяснил Леонид Рошаль, — я говорил только правду.

Зал Челябинской государственной медицинской академии, где проходила встреча, был забит, желающие стояли в дверях, коридоре.

В работе актива приняли участие заместитель председателя комитета по здравоохранению Государственной Думы Сергей Дорофеев, заместитель губернатора Челябинской области Павел Рыжий, министр здравоохранения Челябинской области Виталий Тесленко, ректор Челябинской государственной медакадемии Илья Долгушин, руководитель федерального центра сосудистой хирургии Олег Лукин, врачи медучреждений города и области.

Леонид Рошаль высказал свою точку зрения на проблемы здравоохранения, которые сегодня волнуют общество.

Медицина и государство

Российская медицина пережила тяжелейшие годы перестройки, когда наша система здравоохранения была близка к полному разрушению. Страна жила в долг, поэтому свои условия нам диктовали кредиторы, даже Всемирная организация здравоохранения. Однако я считал и считаю нашу систему одной из лучших в мире. И думаю, не следует нам перенимать все, что за рубежом, а совершенствовать и укреплять то, что наработано годами. Дело же доходило до того, что нам навязывали отказаться от даже хорошо налаженной, лучшей в мире педиатрической помощи, предлагая взамен обслуживание только врачами общей практики.

В больницах не было лекарств, оборудование не обновлялось и только к 2000 году страна официально признала: медицина на нуле. Свою роль сыграла Общественная палата, ставшая рупором. У медиков появилась возможность высказать «мысли вслух», и мы были услышаны. Это было время, когда многие врачи ушли в коммерческую медицину, поликлиники были укомплектованы кадрами наполовину, зарплаты мизерны, оборудование не выдерживало никакой критики. Тогда и появился нацпроект «Здоровье», который стал поворотным в улучшении всей ситуации. Участковым терапевтам были повышены зарплаты, скорая помощь пополнилась машинами, целое направление было посвящено развитию и внедрению высоких технологий. Не все было гладко, но процесс пошел.

Государство всегда финансировало медицину по остаточному принципу и это главный тормоз в развитии здравоохранения. Сегодня на медицину выделяется 3,7 процента ВВП, тогда как для нормального функционирования отрасли нужно вдвое больше. Не говорю о развитых странах, где он составляет 7, 8, 9 и даже 15 процентов. Понимание президента Путина помогло, мы уже обсуждали цифру — 6 процентов. Но разра-зившийся кризис вновь затормозил рост. И это при том, что на фоне кризиса выросло целое поколение миллиардеров.

Что мы имеем в результате? Низкую продолжительность жизни населения, особенно мужчин, высокую детскую смертность, растущую инвалидизацию, недостаток специалистов по лечению подростков, которые становятся жертвами наркотиков, алкоголизма, ВИЧ-инфекции и других серьезных заболеваний. Все это косит подрастающее поколение, наше будущее.

Медицина — область, которой необходимо для развития нормальное финансирование, а не «наполовину». Это как человек, у которого взяли да и выпустили половину всей крови. Будет он жить?

О новом законе

Сегодня в стране вышел закон об основах охраны здоровья, который определяет политику государства в этой области. Однако этому предшествовала большая работа. Закон был сырой, недоработанный. Он практически не обсуждался, хотя там присутствовало очень много спорных моментов. Понятно, что только профессиональное сообщество может что-то реализовать в здравоохранении, поэтому нужно, чтобы оно повлияло на закон, который должен помогать, а не тормозить, как у нас бывает, работу врача. Я сам внес в него 109 поправок, которые хотели принять без всякого обсуждения. Но это неправильно. Необходимо было обсудить его по-настоящему. Ведь предлагались принципиальные новшества, хотя не было реализовано ни одного пилотного проекта. Мне пришлось обратиться к премьер-министру Путину, который на вопрос: «Зачем торопиться?», согласился: «В самом деле — зачем?» Поэтому у нас и появилась реальная возможность принять участие в разработке и улучшить судьбоносный закон.

Что можем сами?

Профессиональные медики должны объединиться. Сегодня я руковожу Национальной медицинской палатой. И вижу свою задачу в том, чтобы во всех регионах России были созданы такие ассоциации. Где лучше всего медики знают о глубинных проблемах? Конечно же, на местах. По статистике меньше трети россиян довольны медицинской помощью, по-прежнему во многих местностях не хватает узких специалистов, кадровый голод ощущает сельская глубинка, где ликвидируются даже медпункты, люди должны за десятки километров добираться до районных поликлиник. Наконец, самих врачей не удовлетворяет низкая заработная плата, ее перекосы в поликлиниках, где зарплата повышена только участковым врачам, а узкие специалисты, руководители отделений такой поддержкой обделены. Нарушаются права больных, которые весьма условно могут выбирать врача или поликлинику. Права самих врачей, которые часто перегружены, а из-за низких заработков вынуждены брать много дежурств, перерабатывать.

Немало проблем в толковании и применении лечебных стандартов и протоколов, что делает врачей юридически уязвимыми. Однако если бы у медиков была возможность регулировать проблемы самостоятельно, то многих из них было бы возможно избежать. Здравый смысл и опыт работы Национальной медицинской палаты подсказывает: такие же структуры необходимо создать по всей стране.

Здоровье нации

Я принял решение проехать всю Россию с тем, чтобы повстречаться с представителями медицинской общественности и помочь организовать медицинские палаты. Именно их взаимодействие с федеральной организацией поможет нам сформировать дальнейшую программу развития российского здравоохранения.

Какие основные направления в ней должны быть заложены?

Думаю, вы согласитесь, что это прежде всего курс на здоровый образ жизни, развитие спорта, внимание к школьной физкультуре, профилактике и борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением, нездоровым и «быстрым» питанием.

Медицина должна обрести новое качество, позволяющее увеличить продолжительность жизни, хорошее обслуживание. Чтобы больные не более 20 минут сидели в очереди, «скорая» приезжала через 15 минут, а время ожидания плановой операции было не более месяца.

Необходима разработка обоснованных порядков и стандартов оказания медпомощи, создание ассоциации клинических протоколов и методических рекомендаций, поддержка защиты прав пациентов, внедрение электронных карт повсеместно. Очень важно постоянное повышение квалификации врачей и медперсонала, решение кадрового дефицита, улучшение системы медицинского страхования.

И очень ответственный момент — совершенствование механизма финансирования здравоохранения. Деньги за лечение нужно «привязать» к пациенту, а не к больнице. Вот тогда и появится возможность реального выбора, а в отрасли — конкуренция, борьба за пациента.

Это лишь часть предлагаемой программы, которая определит стратегию развития медицины на годы вперед, позволит обеспечить хорошее качество жизни населению и одновременно улучшение условий труда и жизни самих медиков.

Во всем мире существуют организации, подобные медицинской палате, объединяющей всех врачей. С их мнением считается правительство этих стран. И в России тоже должны появиться повсеместно такие структуры, которые позволят эффективно решать возможные проблемы, работая на благо больного.

Палата будет!

После высказанных мыслей доктору Рошалю было задано множество вопросов, в том числе острых, касающихся зарплат, лекарств и других тем. На все он постарался ответить, а в отдельных случаях по мобильному звонку ответ держали те, кого вопрос касался. Этот шквал записок еще раз подтвердил: груз проблем существует, его надо облегчать.

Затем Леонид Михайлович огласил предложенный список лиц, которым предложено провести непростую работу по организации в области медицинской палаты. В него вошли доктора наук, профессора Николай Алексеев, Андрей Важенин, Алексей Фокин и другие представители областного здравоохранения. Основные организационные работы должны быть завершены уже в марте-апреле этого года.

Лидия Старикова,

фото Анатолия Колющенко

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты