На Южном Урале подвели итоги летней оздоровительной кампании

14 Ноября 2008

Нынешним летом удалось сохранить положительные тенденции, которые наметились в области в течение последних пяти лет. С каждым годом увеличивается финансирование летней оздоровительной кампании из бюджетов всех уровней. В 2008 году оно составило 855 миллионов рублей из всех источников.

Нынешним летом удалось сохранить положительные тенденции, которые наметились в области в течение последних пяти лет. С каждым годом увеличивается финансирование летней оздоровительной кампании из бюджетов всех уровней. В 2008 году оно составило 855 миллионов рублей из всех источников.
Но если раньше средства Фонда социального страхования направлялись в муниципалитеты, то сейчас они стали перечисляться непосредственно балансодержателям или работникам предприятия, организации, учреждения, приобретающих путевку. Новая система позволила повысить ответственность сторон за своевременное и полное расходование средств.

Важно отметить, что теперь и муниципалитеты стали находить деньги на организацию летнего отдыха. Дело в том, что денежные средства Фонда социального страхования предназначаются только для приобретения путевок. Муниципальные образования увеличили объем финансирования на подготовку материально-технической базы, зарплату персонала, транспортные услуги, налоги. Разумеется, это помогло улучшить условия детского отдыха.
Например, Магнитогорск выделил из своего бюджета 70 миллионов рублей, Озерск — 24 миллиона, Златоуст — более 10 миллионов рублей.
Уже третье лето подряд в детских оздоровительных учреждениях Челябинской области не регистрируются массовые инфекционные заболевания и пищевые отравления. Это происходит потому, что на Южном Урале стали тщательнее готовиться к летней оздоровительной кампании. Хотя вопросы есть, и не только медицинские.

Следует разобраться, почему деньги, выделяемые Фондом социального страхования на отдых и оздоровление детей (а это почти полмиллиарда рублей), расходуются не в полной мере? Складывается парадоксальная ситуация, когда некоторые муниципалитеты готовы «бежать» от этих денег, как от чумы, они не хотят связываться с таким хлопотным и затратным делом, как организация детского отдыха.

Нынче из этой огромной суммы освоено только 88,6 процента средств. Правда, это больше, чем в прошлом году, тогда эта цифра составляла 81 процент, тем не менее успокаиваться не стоит. Путевки в загородные лагеря были востребованы только на 85,6 процента от запланированного количества, в лагеря дневного пребывания (пришкольные площадки) — на 97,6 процента, и только санаторные, оздоровительные учреждения использовались на полную мощность.
Между тем надо отметить, что в нашей области Фонд социального страхования установил довольно высокую среднюю стоимость путевки в размере 8500 рублей. От этой суммы и происходили расчеты размера компенсации в оплате путевки. В других регионах Уральского федерального округа она была ниже: в Курганской области — 6000 рублей, в Свердловской — 7800. А это значит, что и компенсации из фонда там оказались меньше.

Тем не менее стоимость конкретной путевки в конкретный загородный лагерь устанавливает сам балансодержатель. Она складывается из множества составляющих. Если путевка максимально приближена к заданной планке в 8500 рублей, то в этом случае работник бюджетной сферы может отправить своего ребенка на отдых и оздоровление практически бесплатно. Фонд социального страхования компенсирует ему все сто процентов стоимости путевки. В сельских территориях чаще всего так и бывает, а вот в оздоровительных детских лагерях городских муниципальных образований цена путевки превышает среднюю стоимость, определенную фондом, а значит, увеличиваются и расходы родителей.

Возможно ли контролировать и сдерживать рост цен на детский отдых? Да, это станет реальным, если местные власти будут контролировать процесс ценообразования. Например, продукты для столовых можно закупать не по завышенным ценам у заинтересованного поставщика, а изыскивать более дешевые и качественные источники. Резервов немало, надо просто захотеть их увидеть и использовать.

Есть территории, где наполняемость загородных лагерей можно назвать вообще провальной. Как объяснить, например, что в первую смену в Карабашском детском лагере вместо 300 детей отдыхало 65, в Красноармейском районе при наполняемости по санитарным нормам 270 человек в лагере оказалось только 50 ребятишек?! Такие же безрадостные показатели и в Нагайбакском, Троицком, Агаповском районах. Если вторая смена оказалась более востребованной — загородные лагеря были заполнены на 98 процентов, то в третью смену опять начались проблемы — наполняемость упала до 91 процента. Депутаты решили, что надо менять эту ситуацию: подготовленные и принятые комиссией лагеря на берегах живописных озер пустуют, в то время как дети маются от безделья в пыльных городах.

К сожалению, нынче в нашей области по разным причинам не открылись шесть детских загородных лагерей. Из-за финансовых проблем предприятия и ведомства отказываются от «социалки», в том числе и от загородных оздоровительных лагерей. Например, детский оздоровительный лагерь имени Володи Дубинина завода «Станкомаш» арестован приставами и выставлен на торги. Между тем любимый многими поколениями юных челябинцев лагерь мог бы принять в смену до 700 ребятишек.
Надо полагать, что нынче из-за финансового кризиса ситуация с детскими загородными лагерями не улучшится. У муниципалитетов также не хватает средств, чтобы взять эти оздоровительные учреждения на свой баланс. Необходимо прописать такое положение, когда при продаже загородных лагерей преимущественным правом пользовался бы тот покупатель, который в состоянии взять на себя обязательство сохранить профиль детского оздоровительного лагеря.
И все-таки, при всех существующих проблемах, надо отдать должное руководству области, которое смогло сохранить систему детского отдыха и оздоровления в принципе. В большинстве других российских регионов о таких масштабах, цифрах и показателях, какими располагает Челябинская область, могут только мечтать.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты