Кошачья радость. На Смолино рыбы осталось только на «уху» для кота

18 Февраля 2015
Кошачья радость. На Смолино рыбы осталось только на «уху» для кота

— Такой холод, и не сидится тебе дома! — Жена зайцем прыгнула на диван, когда я распахнул балкон и с него морозцем пахнуло, как из паровозной трубы. — Да закрывай же скорей, квартиру выстудишь. Рыбак с печки бряк…

 Такой холод, и не сидится тебе дома! — Жена зайцем прыгнула на диван, когда я распахнул балкон и с него морозцем пахнуло, как из паровозной трубы. — Да закрывай же скорей, квартиру выстудишь. Рыбак с печки бряк…

Да-а, у нынешнего февраля с погодой все вкривь да вкось: то штиль, то буран, то с крыш капает, то дубак прихватывает на лету. Вот и сегодня минус двадцать с «хвостиком», хотя три дня назад было почти под ноль… А самое главное то, что рыба нигде не ловится и есть подозрение, что это совсем не из-за глухозимья, а потому, что наши промысловики почти выгребли ее всю. Так, «по бедности», остался в озерах самый минимум, которому вполне хватает естественного корма, а посему рыбка плавает по дну — не поймаешь ни одну…

Ладно уж, не скрипи, родная! — Забрав бур с волокушами, я захлопнул балконную дверь. — Видишь, Васька-кот помирает, ухи просит. Ну как я могу дома сидеть?!

По протоптанной тропе

Сегодня я решил отправиться на озеро Смолино, где в этом сезоне время от времени на середине толпился народ и, по слухам, ловил некрупного чебака. Чебак хоть и не из семейства лососевых, да зато болото под боком: перешел дорогу, и вот тебе берег, топай куда глаза глядят…

Эх, лепота! Через полчаса, оказавшись на берегу Смолино, впрягаюсь в свои груженые сани и, перекрестившись на купала «Утоли моя печали», ходкой рысью начинаю буровить снежную целину. Несмотря на минус 22 градуса, «чайник» под собачьим треухом вскипел через десять минут, и если бы вскоре под ногами не оказалась широкая утоптанная тропа, так бы и остался молиться под колокольный звон. Что ж, нахоженная дорога — свидетельство рыбацкого паломничества, которое, в свою очередь, не бывает без веских причин. Так что сани в руки, в руки ноги — топчем боты по дороге…

Через пройденный километр, когда до места оставалось всего ничего, прямо по курсу нарисовался встречный рыбак, который, несмотря на 10 утра, уже спешил в обратную сторону.

Ну и как дела? — затормозил я перед встретившимся заиндевевшим дедком. — Чего так рано? Бабка на печи, что ль, ждет?!

Дела как сажа бела! — дедок сердито хрюкнул простуженным носом. — Иди сам помотай сопли на кулак, — и старыми калошами засеменил к берегу.

Что ж, Смолино оно и есть Смолино: почти всю рыбу отсюда выгребли еще лет двадцать назад. И хотя здесь остались почти все рыбьи представители, характерные для озер Челябинской области (карп, лещ, чебак, сиг и др.), но в таком малом количестве, что им вполне хватает естественной кормовой базы, а потому видели они нас, рыбачков, «на крючке». И только костлявая разносортица (чебак, ерш, мелкий окунь) в зависимости от погоды худо-бедно радует местных пенсионеров, у которых кроме велосипеда для поездки по озерам другого транспорта нет. Сегодня холодно, да и давление слишком высокое, а посему вместе с морозом под доху забиралась хандра: поди, и мелочь-то в такую погодку не будет клевать…

Ершистые «олени»

Палатка поставлена, снасти насажены и опущены, но легкого душевного мандража, который всегда присутствует в первые минуты рыбалки, как не было, так и нет. Да и с чего ему быть, если рыбы здесь меньше, чем сетей, которыми опутан весь водоем. Однако посидим — поглядим, глядишь, хоть кота накормим…

Через полчаса первая поклевка. Поплавок (леска 0,1мм, мормышка, гирлянда) вздрогнул несколько раз и подвсплыл. Удочку на себя (без подсечки: тонкая леска), и, к моему удивлению, на мормышке повисло что-то весьма существенное. Интересно девки пляшут, каблуками доски мнут! Похоже, зря я заранее свою рыбалку у берега отпевал! Секунда-другая, и вскоре первый «смолинец» (окунь 200 г) был подхвачен рукой из лунки и водворен в пакет…

Окушок, окушок — пять колючек, рост с вершок! После первой достойной рыбешки горбачи почему-то закончились, зато до часу дня полосатый «мусор» (окунь 30-40 г) так бойко наседал на обе удочки, что даже целлофановый пакет стал слегка зеленеть. Такой рыбалки, а вернее, такой добычи моя душа долго вынести не могла, а потому, сварив чай и смочив внутренности, вскоре я выбрался на морозец и пошел по палаткам разузнать кого чем бог наградил…

Ну и как у вас, — сунул нос я в недалекую от меня палатку, — крупная рыбка есть?

Вот видишь, какой олень фильдеперсовый! — добродушно ответствовали из глубины укрытия, и в ту же секунду «палаточные» руки, что были мне видны, из лунки выхватили ерша. — Рога колючками так и торчат…

Оббежав с десяток соседских палаток, ныряю в свой чум, включаю газ и опускаю снасти ко дну. Тут же без всяких пауз поплавок одной из них сразу пошел вниз. Мягкая подсечка, и почти никакого сопротивления. Ну вот, и здесь олени с тайменя — внутри шевелилась изжога, когда я снимал попавшегося ерша…

Были сборы недолги

В четвертом часу вечера —первая поклевка, при которой поплавок необычно резко дернуло вниз: сработала гирлянда в четыре крючка. Несколько перехватов с 5-метровой глубины, и в лунке засеребрился стограммовый чебак, позарившийся на мотыля в полутора метрах от дна. Ну надо же, да тут, оказывается, не только ерши с «матросиками» глаза пучат, оказывается, есть и съедобный вариант. Не успев отцепить рыбешку, краем глаза замечаю, как поплавок второй удочки тоже с поверхности воды резко шмыгнул вниз. Подсечка, и на леске заупирался очередной серебристый чебак. Ну вот, а жизнь-то налаживается!

Вечер мерзким холодом ворвался в расстегнутую палатку, и в мгновение ока почти домашний уют превратил в белые клубы пара. Как там в песне: «Были сборы недолги от Кубани до Волги…»? Теперь надо делать все в темпе, пока уши не отпали на снег! Вскоре свернув амуницию, среди которой числился и улов (4 кг всякой всячины), я бодро вышагивал к родному берегу, вдоль которого уже зажигались придорожные фонари…

 

Как это было

Без улова почти 30 лет

1985-й — именно в тот год то ли в шутку, то ли еще в связи с чем по радио прозвучало: на озере Смолино рыба мешает купающимся, иногда даже сбивает с ног! Правда это было или нет, не суть главное.

В те времена крупной рыбы в Смолино действительно было всякой: сиг, рипус, лещ, карп, окунь, чебак, линь. И не просто было, а все это чешуйчатое богатство хорошо клевало на любительские снасти, и все, что оставалось, это выбрать, какую рыбу ловить. Летом мы специализировались на карпе (до 16 кг), а по льду в основном ловили сига (до 3 кг) и рипуса (до 300 г). И вот прозвучала эта шутка по радио, посмеялись мы над ней от души, а напрасно! В тот же год впервые на Смолино выставилась бригада промысловиков, которые протянули километры сетей, чем перегородили основное нерестилище — Сухомесовский залив. Насколько это было законно, нам, рыбачкам, никто не докладывал, но именно с того года наступило начало смолинского конца. Дальше хуже: сетей стало больше — рыбы меньше, и вот сегодня мы имеем брошенный водоем с исключительно аборигенной рыбой — ершом, окунем, чебаком. Грустно! Так и хочется крикнуть: ау, люди! Возьмите водоем в аренду, зарыбьте, пожалуйста! Хотя бы наши дети узнают, что есть другие виды рыб, кроме ротана и ерша. А в ответ тишина… Еще бы, какой чудак нас, бесплатных халявщиков, будет кормить?! Вот такой на сегодня смолинский хеппи энд!

 

Дневник рыболова 12 — 18 февраля.

Середина февраля — и куда «крестьянину» с удочкой податься?! Озера повсеместно пустые, а там, где еще что то клевало по первому льду, нынче тоже окончательный облом. И что, и куда? Правильно, в Казахстан, хотя там тоже маслом для нас не мазали. Но это все же лучше, чем в Челябинской области пустой «стадион»…

13 — 15 февраля — Вонючка (Кустанай), окунь. Каждый год, как только на наши озера приходит февральский «отнюх», мы собираемся в «казахские дали», чтобы половить окуней. В этот раз отправились на Вонючку (система отстойников), где в январе вполне успешно уже побывали наши друзья.

Первый день прошел неудачно — дул сильный ветер, и мы все время просидели в палатках, поймав по 5-7 кг среднего окушка. Затем переночевали и переехали за остров, где нашли наших соплеменников (свердловчан), которые в свою очередь рыбу нашли. Окунь (120 — 400 г) проклевывал целый день, поэтому наловив по 20 кэгэ полосатиков, мы не стали оставаться на вторую ночь. В общем, не рыбалка, а сплошной праздник души!

17 февраля — озеро Смолино, чебак, окунь. Отдохнув после Казахии, решил прогуляться на Смолино, ибо нигде не клюет, а Смолино хотя бы под боком, и если надоело, встал да ушел!

Рыбачили на середине, до обеда клевал мелкий окунь, ближе к вечеру подошел чебак. Конечно, рыбешку (80 — 100 г) сложно назвать настоящим чебаком, но главное — довольным остался кот. Итог: 4 кг.

Слухи.

Со слов местного жителя: в Казахстане на озере Банном поклевывает окунь, щука и крупный чебак (200 — 500 грамм). Путевка 300 теньге.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты