На Западном фронте без перемен

29 Апреля 2010
На Западном фронте без перемен

Эрих Мария Ремарк в свое время был едва ли не самым популярным зарубежным писателем с романом «На Западном фронте без перемен». Без перемен — это и из фронтовых сводок Совинформбюро — без побед и особого отступления, операции местного значения...

Эрих Мария Ремарк в свое время был едва ли не самым популярным зарубежным писателем с романом «На Западном фронте без перемен». Без перемен — это и из фронтовых сводок Совинформбюро — без побед и особого отступления, операции местного значения. Без перемен — будни фронтовой жизни. Но сколько боли, ран и смертей за этими равнодушными словами! И непрерывная напряженная тревога ожидания чего-то, что может грянуть в любой миг. Общеизвестно: ждать да догонять… На Западном фронте без перемен — так можно охарактеризовать положение на правом фланге наших фронтов в первую половину войны. Правый фланг войны — это фронты от Москвы до Баренцева моря: Западный, Калининский, Северо-Западный, Ленинградский, Карельский. Они были образованы в 1941 году, и положение их на карте военных действий почти не менялось до 1943 года, а названия Ленинградский и Карельский звучали в сводках до конца войны. Самые грозные события, великие, решающие битвы гремели на других фронтах. Но кто скажет, сколько пало и сколько лежит до сих пор «неизвестных солдат», павших без вести в лесах и болотах от Ржева до мурманских тундр. Тихая кровавая мясорубка страшнее других, потому что изо дня в день, из месяца в месяц не меняла места. Мы остановились на правом фланге войны, потому что именно здесь воевала в это время большая часть челябинских воинских формирований, в местных лесах и болотах лежит больше всего наших земляков. Лежат целыми батальонами, полками, бригадами. Дивизии, воевавшие здесь, прошли не одно переформирование, а это значит — от прежнего состава почти никого не осталось. Западный фланг фронтов вправе именоваться Челябинским по участию в нем наших земляков, выдержавших великое противостояние, позволившее сломить гитлеровский блицкриг в сорок первом, переломить ход войны в сорок втором и повернуть его к победе в сорок третьем. На «тихом фронте» были свои горячие точки, а вернее, участки, где особенно гремело, горело, кровавило землю, свои Сталинграды и Курские битвы.

Ржевский выступ

Ржевский выступ назван по городу на берегу Волги в Калининской области. Здесь гитлеровцы после разгрома и отката от Москвы в конце сорок первого дольше всего стояли близ столицы. Эта опасная близость (до Москвы 250 километров) продолжалась до апреля 1943 года. Немцы здесь заступали вглубь нашей обороны на 160 километров. Сбить врага со Ржевского выступа пытались не раз и все безуспешно. Особенно ожесточенные бои шли летом 1942 года. Месяцы боев фронт почти не поколебали, но значение их велико. Сюда враг перебросил 12 дивизий, в основном с южных фронтов. Вспомним их летнее наступление с Украины, когда гитлеровцы дошли до Волги, вышли на Северный Кавказ. Если бы не отвлечение их на ржевскую мясорубку, они достигли бы здесь еще больших успехов. И вопрос, состоялась бы Сталинградская битва. Лишь в марте сорок третьего года был нанесен решающий удар подо Ржевом, кровавый выступ был ликвидирован.

Буквально в новом веке была засвечена суперсекретная, одна из наиболее успешных операций советской разведки «Монастырь». С монастырем, а точнее, Новодевичьим связано включение в «большую игру» разведок. Монастырь в советское время был превращен, по сути, в общежитие бездомных москвичей. Здесь обитал и оголтелый враг совет­ской власти, монархист, который руководил контрреволюционной организацией. В начале войны «солдаты Берии» помогли монархисту связаться с гитлеровцами. Советский разведчик через «Монастырь» был ими «завербован» и стал «работать» на абвер. Он служил в наркомате путей сообщения (а это, как известно, нервы страны, нервы войны) и поставлял в Берлин «ценнейшие сведения». Конечно, «дезу» — липу, но очень искусно подготовленную. «Наркоматчику» верили настолько, что даже после войны историки германской разведки считали его одним из самых ценных агентов. Много мы выиграли, а они потеряли от этой «большой игры». Но доверие стоило и нам крови, определенных потерь: для пущей достоверности «дезы» играли и в поддавки — включали и правдивую информацию. Так было и со Ржевским выступом. Трудно поверить, но гитлеровцы знали от своего «агента» почти о всех наших местных контрнаступлениях. Логика войны в этом кровавом месте была проста и очевидна. Ржевский выступ был вроде банки на спине вермахта, которая оттягивала кровь — многие и многие дивизии с других участков фронта, где наши затевали какую-нибудь важную операцию. Так было и с окружением вражеской группировки под Сталинградом. Сколь много крови было пролито подо Ржевом, теперь общеизвестно. Но речь шла о решающих битвах и операциях войны, и на эти потери приходилось идти.

Ожесточенные бои за Ржев начались в ходе Московской битвы в декабре сорок первого года. В них участвовали челябинские 174, 369, 373 и 381-я стрелковые дивизии. Им удалось прорвать фронт противника, однако по ним был нанесен мощный огневой удар, и овладеть Ржевом не удалось. Ожесточенные бои продолжались всю зиму, лишь весенняя распутица заставила наши войска перейти к обороне. Удалось освободить территорию примерно 120 на 100 километров. Потери наши дивизии понесли огромные, особенно 369-я и 381-я, попавшие в окружение. В этих боях 174-я стрелковая дивизия стала именоваться 20‑й гвардейской.

В кровавых боях лета сорок второго особенно трудно пришлось нашим землякам из 373-й и 381-й дивизий при прорыве из котла: полки сократились до батальонов. Бои продолжались до глубокой осени, 369-я дивизия ворвалась на окраины Ржева, но освободить город не удалось. Успешно приняла боевое крещение челябинская 97-я танковая бригада. При ликвидации Ржевского выступа к весне 1943 года отличились 369-я и 373-я стрелковые дивизии. Ржев заняла 371-я дивизия.

Севернее Ржевского выступа на Северо-Западном фронте ожесточенные долговременные бои шли за Демянский плацдарм. Здесь отличились челябинские 166-я, 171-я стрелковые дивизии, 162-я стрелковая бригада. Они сказали решающее слово и при ликвидации плацдарма одновременно со Ржевом.

Малый Сталинград

Под таким образным названием вошло в историю войны сражение за Великие Луки на Калининском фронте. То же время — конец сорок второго года. Тот же результат — окружение в городе и с капитуляцией местной группировки противника. Задача — отвлечь от Сталин­града. Так что эту битву можно считать частью Сталинградской.

Гитлер панически реагировал на события в районе Великих Лук, ведь наступавшие здесь советские войска были ближе всех к границам рейха. Он приказал коменданту окруженного гарнизона подполковнику фон Зассу держаться до последнего солдата и направил сюда танковую дивизию и другие соединения. 381-я стрелковая дивизия выдвинула в этом районе все части. В течение всего декабря челябинцы отбивали атаки гитлеровцев, рвавшихся к Великим Лукам.

Тем временем другие соединения сжимали кольцо вокруг окруженной группировки. В штурме Великих Лук участвовала и сформированная в нашей области 249-я эстонская стрелковая дивизия. 16 января 1943 года эстонцы блокировали железобетонный бункер, в котором засел фон Засс со своим штабом. Лишь после того, как они взорвали на бункере заряд в 750 килограммов и крыша бункера треснула, фон Засс капитулировал.

В это время на Калининском фронте отличилась и челябинская 37-я механизированная бригада — только 27 ноября 1942 года она освободила десять деревень, разгромила немецкий танковый полк. На следующий день группа бойцов пробилась к железнодорожной станции. На путях стояли вагоны с боеприпасами, продовольствием, снаряжением. Трофеи пригодились, когда фашистское командование, подбросив в этот район крупные резервы, отрезало наши прорвавшиеся части. Окруженные вырвались из кольца, при этом снова отличилась 37‑я мехбригада.

В карельских лесах и кольской тундре

Карельский фронт — самый северный, крайний на правом фланге фронтов в Великую Отечественную войну. Самый стабильный фронт. Оборонительные бои с переменным успехом здесь продолжались с сентября 1941 года и длились около трех лет. Как ни на одном другом фронте, южноуральские воинские соединения сыграли здесь особо заметную роль. В Карелии было сковано более двадцати дивизий противника и две финские армии. Южноуральцы воевали во многих воинских частях Карельского фронта, но больше всего их было в 367-й и 152-й стрелковых дивизиях и 65-й отдельной морской бригаде, которые были сформированы на Южном Урале, а также в 217-м и других лыжных батальонах, 328-м и 379-м гвардейских тяжелых самоходных артполках. В боях на Карельском перешейке участвовала челябинская 381-я стрелковая дивизия.

В 367-й стрелковой дивизии было особенно много каслинцев и миасцев. Через ее оборону противник старался пробиться, чтобы перерезать железную дорогу Ленинград—Мурманск. Если бы это удалось, победа захватчиков была бы обеспечена. В ожесточенных боях, особенно первых месяцев обороны, погибли многие наши земляки. 367-я дивизия отличилась в сентябре 1944 года в Ухтинской операции. После форсирования под ожесточенным огнем реки Писты 1219-й стрелковый полк первым вышел на границу с Финляндией, а затем углубился на ее территорию на 30 километров. Здесь же отличился 928-й артиллерийский полк, которым командовал полковник Г.Е. Передельский (в будущем маршал артиллерии). После этого Финляндия вышла из войны. Затем 367-я дивизия успешно участвует в Петсамо-Киркенесской операции на Кольском полуострове, где наши войска вышли на территорию Норвегии. За участие в освобождении города Никеля 367-я дивизия была награждена орденом Красного Знамени.

65-я морская отдельная бригада ушла на Карельский фронт из Нязепетровска. Южноуральцев из эшелонов бросили в бой 31 декабря 1941 года в районе поселка Масельская, где создалось угрожающее положение. Враг был отброшен ценой огромных потерь. В этом районе южноуральцы отбивали атаки противника до июня 1944 года, когда из бригады была развернута 176-я стрелковая дивизия. В ее составе южноуральцы отличились в боях севернее Онежского озера при освобождении города Медвежьегорска.

381-ю стрелковую дивизию летом 1944 года перебрасывают на Карельский перешеек, где южноуральцы штурмуют линию Маннергейма. Оборона была прорвана, город Выборг освобожден. За успешное выполнение заданий, что способствовало снятию блокады Ленинграда, 381-й стрелковой дивизии было присвоено почетное именование Ленинградской.

379-й гвардейский самоходный артполк летом 1944 года участвовал в прорыве обороны противника на реке Свирь. За успехи в этих боях полк награжден орденом Красного Знамени. Отличились челябинцы и осенью 1944 года в Заполярье в боях за города Петсамо, Киркенес, Никель. Среди челябинцев, воевавших на Карельском фронте, М.Н. Брюховский, А.С. Володин и Р.С. Левинский стали полными кавалерами ордена Солдатской Славы.

Лыжные батальоны и бригады в войну имелись только у нас и в финской армии. В первые месяцы войны они формировались и базировались в поселке Шершни. Предназначались для действий в условиях зимнего бездорожья и выполнения особых заданий: рейдов во вражеский тыл, разведки, диверсии. В 1941 году на Карельский, Волхов­ский и Северо-Западный фронты было отправлено более десяти лыжных батальонов. В Карелии челябинские лыжные батальоны воевали самое продолжительное время, пока тоже не вошли в стрелковые полки.

16-я лыжная бригада воевала на Северо-Западном фронте, здесь вошла в состав 346-й стрелковой дивизии, 15-я лыжная бригада по прибытии на фронт вошла во 2-ю воздушно-десантную дивизию. После выхода линий фронтов за пределы лесных зон все лыжные батальоны были расформированы, их бойцы пошли на пополнение различных частей.

Кавалеристы в пешем строю

В лесах и болотах Волховского и Ленинградского фронтов теряются следы единственной челябинской 80-й кавалерийской дивизии, сформированной в сорок первом году в Троицке. Четыре месяца челябинцы провели в рейде по вражеским тылам. Когда в мае сорок второго года остатки дивизии вышли к своим, по сути, она была фактически пешей: лошади пали в снегах или были съедены — питались лишь ими. По выходе кавалеристов вывели на переформирование, фактически дивизия создавалась заново.

Затем 80-я кавдивизия перебрасывается на ликвидацию Киришского плацдарма. Снова огромные потери, остатки дивизии влили в 111-ю стрелковую дивизию. В ее рядах челябинцы заслужили гвардейское знамя. 327-я стрелковая дивизия, где также было немало бывших кавалеристов из Троицка, отличилась в боях за печально известные большими потерями Синявинские высоты. За героизм в этих боях дивизия была преобразована в 64-ю гвардейскую стрелковую дивизию.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты