Тюремный храм на улице Сталина

12 Января 2012
Тюремный храм на улице Сталина

В открытой печати никакой информации об этой дореволюционной челябинской тюремной церкви никогда не было.

Старейший острог страны под завесой секретности


В открытой печати никакой информации об этой дореволюционной челябинской тюремной церкви никогда не было.

Вскользь упоминалось только то, что она оказалась среди других церквей страны, поспешно закрытых большевиками после переворота 1917 года в первую очередь.
Достаточно подробную информацию по истории этого храма челябинскому историку и краеведу Алексею Яловенко удалось найти первому. С Алексеем Федоровичем Яловенко встретился наш корреспондент Владимир Филичкин.

А был ли приход?


В.Ф.: Алексей Федорович, вы уже несколько лет исследуете историю российских тюрем и в первую очередь наших южноуральских. Ваш двухтомник о тайнах Верхнеуральского политизолятора сразу же стал библиографической редкостью, и вот на выходе новая уникальная книга…


А.Я.: Главная дореволюционная челябинская тюрьма — это сегодняшний следственный изолятор № 1 (СИЗО № 1), который, как известно, находится в Челябинске на улице Российской. Кстати, Российской она стала сравнительно недавно, только 17 ноября 1961 года, а до этого «гордо» именовалась улицей Сталина. Имя Сталина присвоили скромной челябинской улице, скорее всего только потому, что именно в этой тюрьме по пути в Сибирь некоторое время содержался будущий «вождь народов» Иосиф Виссарионович. Через наш челябинский острог прошло множество самых интересных людей и в самое разное время. Наша тюрьма в России четвертая по давности ее открытия. И как ни странно история челябинского тюремного учреждения практически до сих пор засекречена. Вот уже больше двух лет я по крупицам занимаюсь сбором информации по истории этого таинственного заведения в различных архивах самых разных городов.


В.Ф.: Известно, что подозреваемые и обвиняемые, содержавшиеся под стражей в тюрьмах царской России, могли свободно отправлять религиозные обряды в присутствии священнослужителя, закрепленного за каждой тюрьмой. По «Инструкции смотрителю губернского тюремного замка» 1831 г. тюремный священник мог беспрепятственно посещать все камеры. Распорядком дня предусматривалась утренняя и вечерняя молитва…


А.Я.: По существующей в СИЗО № 1 легенде при этой тюрьме до революции якобы была даже своя церковь, но никаких подтверждающих этот факт исторических официальных документов ранее озвучено не было. Считалось, что власти все надежно спрятали. На дореволюционном снимке этой тюрьмы (предоставленном Челябинской фотостудией «Каменный пояс»), в чердачном окне отчетливо видны колокола этой необычной церкви. К тому же мне удалось в Челябинском областном архиве найти официальные документы о Николаевской тюремной церкви — клировую ведомость, содержащую сведения о здании тюремного храма, о ее церковном имуществе и доходах, послужные списки — лиц, служащих в церкви, и статистические данные по приходу. Так церковь упоминается в клировой ведомости за 1914 год. Подробная запись произведена 14 декабря 1914 года священником челябинской тюремной Николаевской церкви Александром Ивановичем Разумовым. Николаевская церковь действительно состояла при челябинской тюрьме и входила в Оренбургскую епархию. Этот храм был построен тюремным едомством в 1908 году, и он находился на четвертом этаже каменного тюремного блока. Выяснилось, что иконостас в храме при остроге был поставлен за деньги челябинского купца Михаила Петровича Архипова — старосты Николаевской церкви…

Семья священника


В.Ф.: Михаил Архипов в истории Южного Урала личность действительно выдающаяся и совершенно незаслуженно забытая предками. Он был не только удачливый купец и успешный банкир, но и щедрый филантроп и меценат. Имел множество самых различных высоких дореволюционных наград. И в том числе был награжден в 1911 г. за заслуги в должности старосты Николаевской тюремной церкви — золотой медалью на Александровской ленте; в том же году за деятельность в должности директора челябинского тюремного отделения был награжден званием личного почетного гражданина Челябинска.


А.Я.: Очень важно отметить, что вся история православной церкви при челябинской тюрьме пример подвижничества простого русского священно­служителя. В архивах все же удалось установить, что священником этой необычной церкви при тюремном остроге был Александр Иоаннович Разумов. Происходил он из семьи причетника, то есть из семьи духовного звания. Причетник — член причта церкви, иначе церковнослужитель. Александр Иоаннович окончил Челябинское духовное училище.


После училища, 23 августа 1870 года, был направлен в Тарутинский поселок Троицкого уезда причетником. Сейчас это поселок Тарутино в Троицком районе. Потом по решению Оренбургской духовной консистории от 30 сентября 1877 года Разумов был направлен в челябинский Христорождественский собор псаломщиком. С 1880 года отбывал воинскую повинность. А 1 июля 1884 года рукоположен в дьяконы епископом Оренбургским и Уральским Вениамином в быту Василием Васильевичем Смирновым. 25 июля 1890 года рукоположен уже в священники челябинского Христорождественского собора с оставлением на вакансии псаломщика. В 1890 — 1909 годы состоял законоучителем двух младших отделений Соборной церковно-приходской школы, где трудился безвозмездно. 17 августа 1897 года по предложению директора народных училищ Оренбургской губернии был утвержден еще и в должности законоучителя Михайловского сельского училища. По предложению того же директора 01.09.1908 г. был утвержден еще и законо­учителем Первого Челябинского приходского училища. А затем тем же директором, в 1909 году, был утвержден дополнительно еще и в должности законоучителя третьего женского начального училища…

В.Ф.: Алексей Федорович, известно ли что-нибудь сегодня о семье священника Александра Разумова.

А.Я.: Александр Иванович жил с семьей в Челябинске в своем небольшом деревянном доме. После смерти жены один воспитал девятерых детей. И, на мой взгляд, это тоже подвиг.


Сын Николай 02 декабря 1877 г.р.  стал псаломщиком в Кобанском поселке Троицкого уезда.


Сын Михаил 06 февраля 1879 г.р. трудился священником в селе Максимовка Оренбургского уезда.


Сын Вячеслав 13 февраля 1880 г.р.  был дьяконом в Кочкарском поселке Троицкого уезда.


Еще один сын Константин 13 мая 1885 г.р. окончил Императорский Томский университет, в 1914 году 4 сентября был мобилизован на фронт в действующую армию врачом.


Сын Иоанн 22 сентября 1888 г.р. трудился на частной службе.


Дочь Зоя 13 февраля 1890 г.р. стала учительницей начального монастырского училища.


Дочь Анна 23 июля 1891 г.р. была учительницей церковно-приходской школы.


Еще одна дочь Мария 22 февраля 1893 г.р. тоже стала учительницей начального монастырского училища.


Сын Борис 31 января 1897 г.р. состоял на частной службе.


Эпилог


Николаевская церковь имела свой приход еще и на хуторе братьев Покровских, который находился в восьми верстах от челябинской тюрьмы. На хуторе в четырех хозяйствах (домах) проживали 99 мужчин и 87 женщин. Тюремный приход (одно здание) — это заключенные 176 мужчин и 28 женщин, тюремная администрация: 15 мужчин и 9 женщин, тюремная стража: 40 мужчин и 47 женщин, проживающих в 5 домах. Итого в приходе состояло: 10 хозяйств (домов), 330 мужчин и 171 женщина. Так же еще в приходе было духовных лиц: 6 мужского пола и 5 женского, мещан соответственно: 6 и 31, крестьян соответственно: 41 и 40 человек. Общее итого в приходе: 10 строений или хозяйств, 383 мужчины и 247 женщин. В приходе иноверцы, раскольники и инаковерующие в описываемые летописью времена не проживали.


Естественно, что почти сразу же после революции в 1918-1919 годы Николаевская тюремная церковь перестала функционировать, и в ее помещениях разместили новых заключенных. Властям новой России нужно было много места для размещения арестованных. Информации о том, что стало с «классово чуждым» тюремным священником Александром Разумовым и членами его семьи, в архивах до сих пор не обнаружено…

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты