Музыка войны

5 Августа 2014
Музыка войны

Первая мировая отменила развлечения на Южном Урале.

 Первая мировая отменила развлечения на Южном Урале.

В 1905 году почетными членами Троицкого общества стали Абдулвали Яушев и городской голова — Дмитрий Васильевич Кузнецов, первый — за организацию общества, четырехлетнюю службу его вице-президентом и строительство ипподрома, второй — за труды по устройству павильона (крытой трибуны) на ипподроме.

Продолжение. Начало в № 106, 109, 114

Троицкие бега

Во избежание несчастных случаев с лошадьми и зрителями, и, видимо, недопущения последних к бесплатному зрелищу, конное ристалище было огорожено высоким деревянным забором. На ипподромном поле обустроили прекрасную беговую дорожку из измельченной пробки и опилок, смешанных с просеянным речным песком. Такая дорожка быстро высыхала после дождя и берегла ноги лошадей. Здесь испытывались на скорость разные породы лошадей, которых доставляли с конных заводов всего Зауралья. Графики состязаний (программы сезонов) согласовывались с соседними обществами (Тюменским, Екатеринбургским и др.), чтобы дать их представителям возможность участвовать в троицких бегах. Троицкие лошади состязались не только на Урале и в Сибири, но и в Москве.

Вот, например, объявление из «Уральской жизни» (Екатеринбург) от 21.04.1906 г.: «На днях в Екатеринбург прибывает из Троицка конюшня бр.Яушевых, для участия в летних бегах… В Томске, Благовещенске и Владивостоке мы встречаем имена московских рысаков и, наоборот, в Москве на бегу видим сибирских лошадей, сибирских охотников. Ежегодно в Москву и в Петербург присылают коннозаводчики маток для случек с жеребцами, особо зарекомендованными на ипподромах; жеребцов многие отправляют в завод покрывать маток. Сибирские призовые конюшни Якса-Квятковского, бр. Яушевых (Троицк до революции считался сибирским городом. — Р. Г.) с десятком лошадей, с целым штатом прислуги периодически приходят в Москву и Петербург… Все это стоит крупных денег на тарифы, на извозчиков, подводы, вознаграждения за благополучный привоз и тому подобный неучитываемый реально цикл расходов».

Байкеры на ипподроме

Не только членство в ТООКБ, но и посещение соревнований было удовольствием не из дешевых. Деньги поступали в виде членских взносов (10 руб. в год), доходов от продажи печатной продукции Общества (афиш, программок) и входных билетов на бега, 10-процентных отчислений от разыгрываемых Обществом призов и закладов, платы за проездку лошадей на ипподроме и их освидетельствование, различных штрафов и отчислений с оборотной суммы взаимных закладов (тотализатора). Последний по популярности не уступал троицкому казино, что стоял напротив Общественного собрания (Зимнего клуба).

Как писал в своей статье «Победители конных ристалищ» («Южноуральская панорама») старейший челябинский краевед А.Моисеев, наиболее прославились своими победами на троицком ипподроме уроженец Верхнеуральского уезда казахский джигит Жусупбек Исебаев и известный своей лихостью казак поселка Арси (2 й отдел ОКВ) Гаврила Васильевич Енборисов. Для охлаждения пыла болельщиков в павильоне имелся буфет с залом, сдаваемый на лето троицким рестораторам. В 10 е гг. его арендовала госпожа Е.Л. Чехович за 250 руб.; продажа напитков и припасов ею производилась по таксе Общественного собрания.

Видимо, ее услугами и воспользовались троицкие «байкеры», запечатленные на фотографии вековой давности. На фоне ипподромного трехэтажного павильона позируют после вело- и мотогонок представители молодого поколения купеческих семей Троицка.

Ударили автопробегом

Первые велосипеды с миниатюрным мотором мощностью в 1,25 л. с. фирмы НСУ, развивающие безумную скорость — до 40 км в час, появились уже в начале века в Германии. Конечно, в то время иметь даже обычный велосипед (педальный), не говоря уж про мотовелосипед, могли только состоятельные горожане… Точной даты этого снимка нет, зато известен год зарождения троицкого ралли. Самый первый автомобиль в городе принадлежал Муллагали Яушеву. В 1910 году Торговый дом братьев Яушевых организовал и провел первый в наших краях автопробег по маршруту Троицк — Кустанай. Время пробега автогруппы по сухому тракту составило 3 час. 45 мин., т. е. 200 верст машины пролетели со скоростью свыше 50 в/ч.

Это и неудивительно, например, вслед за Яушевыми приобрел автомобиль марки «Delaunay-Belleville 45» уже упоминавшийся хлеботорговец П.Е. Степанов. «Делонэ Белльвиль» — шикарный семиместный лимузин французского производства имел четырехступенчатую коробку передач и шестицилиндровый двигатель объемом почти 12 литров. Мощный мотор (70 лошадиных сил) с легкостью разгонял автомобиль весом 2,3 тонны до 110 километров в час по ровной дороге.

«Нужен трезвый кучер»

Видимо, на машины в Троицке был спрос, т. к. вскоре в местной газете, наряду с обычными объявлениями — «Нужен опытный кучер трезвый русский или татарин об условиях справиться у А.Н. Сенокосова» (именно так, без запятых — Р. Г.) замелькала по-американски навязчивая реклама — «Величайший в мире завод. Автомобили Форд. В России нет плохих дорог, есть только дороги, по которым может ездить только автомобиль «Форд». Есть автомобили для движения по шоссе — это автомобили дорогие игрушки и есть автомобили «Форд» для движения по самым скверным дорогам — это настоящие автомобили. Автомобили «Форд» весят 38 пудов (608 кг — Р. Г.) и имеют мотор в 22, 1/2 лошадин. сил и, следовательно, только они могут ехать по песку и грязи. Шина любого автомобиля стоит около 100 рублей и работает 2.000 верст. Расход бензина - 19 фунтов на 100 верст. Расход масла - 5 фунтов на 200 верст. Ремонт 1 год стоит 40 руб. По содержанию «Форд» самый дешевый автомобиль в мире. Получены новейшие модели открытых и закрытых кузовов, отличающихся своей прочностью и элегантностью:

Дубль-Фаэтон 5-местный……………2275 р.

2-местный «Runadout»………………2100 р.

Ландолэ крытый 6-местный………3175 р.

В цены входит полное оборудование. Представительство для Зауралья Г. А. Башкиров и В. Н. Першин в Троицке, Оренб. губ.».

Батальон в клубе

Для ценителей же возвышенного, писала еще в 1867 г. газета, в Троицке «на бульваре … играет музыка для удовольствия гуляющих…». Это в хорошую погоду, а так здешняя «аристократия» имеет собрание или клуб. Для этого нанят довольно обширный двухэтажный дом, где и бывают вечера обыкновенно раза два в неделю, иногда с танцами и музыкой». Через полтора десятка лет город обзаведется собственным зданием для клуба. Оно разместилось на пересечении Татарского переулка (совр. ул. 30-летия ВЛКСМ) и Гимназической улицы (совр. Гагарина). Когда в конце XIX в. на Гимназической площади заложили городской сад (совр. ПКиО им. Томина), посреди него возвели дощатый 2-этажный летний клуб.

Судя по заметке «Переход клуба» в газете «Степь» (№ 64), «в воскресенье, 10 го мая клуб переходит в свое летнее помещение; с этого же дня в городском саду будет играть оркестр музыки», культурная жизнь города полгода проходила именно там. Бревенчатое же здание зимнего клуба позже оштукатурят под каменное с использованием в декоре элементов классицизма. Кроме украшенного лепниной просторного зрительного зала с балконом (все это сохранилось), клуб имеет неизменный буфет, залы для карточных игр и танцев. Для устройства последних, а также сопровождения спектаклей и общегородских мероприятий, нанимался оркестр. В свободное время музыканты подрабатывали еще и частным образом. Относительно благополучное существование оркестра, да и клуба в целом, прервала Первая мировая война.

Согласно телеграфному распоряжению губернатора от 13.08.1914 г., сформированный в Троицке 131 й запасной батальон, численностью до 3 тыс. человек, был расквартирован в зданиях городских школ, всех медресе (магометанских училищ) и в Зимнем клубе. Сохранилось полное отчаяния письмо дирижера оркестра клуба С.Кохановича: «в половине октября мне неожиданно объявляют, что оркестр совсем не нужен, ссылаясь на то, что зимнее помещение клуба занято войском и, если бы даже оно освободилось, все равно у них денег нет на содержание оркестра… В настоящее время, когда сезон всюду начался, [музыкантам] деться некуда. [Они] находятся в таком положении, что одних гонят с квартиры, другие же в буквальном смысле голодают, питаясь сами черным хлебом и купленной на 2-3 коп. печенкой и кормят своих ребят кусочком хлеба чуть посыпанном сахаром. Я не раз обращался к некоторым старшинам [общественного собрания] с просьбой поддержать их жизнь, выдавая хотя бы часть прежнего жалования, но получал неизменный ответ, что у них нет денег. Не хочется допустить мысли, что многочисленные члены клуба останутся глухи к той вопиющей нужде, которая испытывается музыкантами, что никто не вникнет в их безвыходное положение и не постарается его облегчить…».

Рауф Гизатуллин, краевед

Продолжение следует.

 

Читайте также:

Досуг жителей дореволюционного Троицка

 В июле троичане могли отметить 105-летие открытия городского цирка

Цирк и Сабантуй

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты