Приказчики в ТОПе

12 Августа 2014
Приказчики в ТОПе

Из массовых зрелищ к концу XX века в Троицке сохранился только кинематограф.

Из массовых зрелищ к концу XX века в Троицке сохранился только кинематограф.

Окончание. Начало в № 106, 109, 114, 118

Оказывается в Троицке было много любителей традиционной восточной музыки, их всегда ждала известная «Кумысхана Бабажанова». Ее хозяин - Мирфайз (Амирфаиз) Ахметгалиевич Бабаджанов был из числа потомков, некогда проживавшего в Троицке «Бухарского караванного начальника» Искендерджана Бабажанова. Как выяснил недавно троицкий историк И.В. Ульянов, сын последнего, однако не справился с отцовским делом и разорился.

Восточные вечера

Амирфаиза Бабаджанова, бросившего дело предков ради своего увлечения музыкой и певческим искусством, ставшего талантливым исполнителем песен тюркоязычных народов, обладавшего уникальным голосом, публика называла не иначе как «троицкий Мирфайза». Его творчество - яркая иллюстрация культурного своеобразия тюрко-мусульманского населения Троицка.

До революции в разных фирмах вышло несколько сольных граммофонных пластинок М. Бабажанова. Троицкий Мирфайза был первой ласточкой в концертно-исполнительской практике, в чьем незаурядном творчестве проявились свойства «сценического» профессионализма и отразились особенности зарождающейся татарской эстрады. Хотя в те годы в Троицке имелись сторонники и более современных форм искусства, в том числе национального.

В самом первом номере газеты «Степь» можно прочитать «В понедельник в клубе состоится восточный мусульманский вечер». «Шарык кичляре» (так это звучит по-татарски) - литературно-музыкальные собрания мусульманской молодежи г. Троицка, а также любимая форма досуга национальной интеллигенции начала XX в. Восточные вечера регулярно проводились в клубе или городском саду, иногда в домах богатых купцов. При подготовке к празднику избиралась комиссия, куда входили общественные деятели. Как правило, праздник проходил в форме карнавала, на котором играла музыка. Все приглашенные приходили туда в национальных костюмах и масках. Организаторами проводились чтения литературных произведений, мини-концерты, различные игры с шутливыми призами. Участниками этих литературно-музыкальных собраний ставились и любительские сценки, это вызывало раздражение у консервативной части общины, но, поскольку «Восточным вечерам» покровительствовали богатейшие купцы города и прежде всего их жены, «Вечера» просуществовали до 1919 года.

Клуб без вина

Во время I революции новые формы проведения досуга зародились и у небогатых троичан, прежде всего лиц наемного труда. В 1902 г., по данным челябинского историка Т.А. Андреевой, было создано Троицкое общество приказчиков (ТОП). Общество вело большую культурно-просветительскую деятельность, которая выражалась также в организации работы клуба «без вина и карт».

ТОП был закрыт в 1910 г. распоряжением столыпинского правительства как революционная организация. Этому, возможно, в немалой степени способствовали усилия кадимистов (аль-кадим – арабский «старый»), представителей консервативно настроенной части татарского общества, выступавшие за сохранение патриархальных устоев. 8.04.1909 г. из г. Троицка на имя П.А. Столыпина от группы мусульман под руководством мещанина Ш. Шагиахметова поступило прошение. Подписавшие его 122 человека ходатайствовали перед премьер-министром о закрытии троицкого «Мусульманского благотворительного общества», а также библиотеки «Нажат» и «Общества приказчиков», на том якобы основании, что они искажают истинную веру, подрывают авторитет духовенства и занимаются антиправительственной деятельностью. Вот небольшой отрывок статьи из городской газеты «Зауралье» (8.03.1907 г.), иллюстрирующий «подрывную» деятельность ТОПа: «3 марта, в помещении «Бр. Яушевых» (имеется в виду их здание по ул. Разина, № 9, т.к. «Пассаж» только строился) состоялся семейный вечер, устроенный обществом приказчиков. Несмотря на то, что в клубе одновременно шел спектакль, вечер был довольно многолюдный. Присутствовали исключительно приказчики со своими семьями. Всюду царило оживление и непринужденность; не претендуя на дорогой клубный оркестр, публика с увлечением плясала под звуки контрабаса и двух скрипок... Остается еще пожелать, чтобы на этих вечерах любителями из приказчиков ставились пьески или дивертисмент; таким образом, будет соединено приятное с полезным».

Читатели уже поняли, что театр был трендом, проще говоря – модным направлением отечественного искусства того времени; правда, как и любая мода, пришедшим в нашу южноуральскую глубинку достаточно поздно.

Мечты о «Народном доме»

О театре в Троицке первое и, пожалуй, единственное упоминание есть у Е.И. Скобелкина; вот, что он писал: «…драматический театр… был открыт в 1881 году. Сцена для профессиональных актеров этого театра была представлена в здании дворянского собрания, или, как его стали называть впоследствии, зимнего клуба (ныне здание ГДК). О том, какую популярность имел у троичан драматический театр, можно судить хотя бы по тому факту, что в начале нынешнего столетия общественность Троицка поставила перед городской думой вопрос о строительстве специального театрального здания…».

Что же касается «специального театрального здания», то здесь нужна поправка - речь идет о «Народном доме» Троицкого уездного комитета «Попечительства о народной трезвости». Попечительство это было введено в России одновременно с казенной монополией на продажу алкоголя (1894 г.), главной целью, которой являлось увеличение государственных доходов. Комитеты Попечительства представляли собой государственные учреждения, созданные «для ограждения населения от злоупотребления крепкими напитками» и действовавшие в составе департамента неокладных сборов Министерства финансов... Троицкий комитет возник в 1895 г., уже через год он открыл воскресную школу. Согласно отчету за 1900 г., Попечительствами в губернии было открыто 20 чайных и при них 10 читален. Цена одного стакана чая с куском сахара везде была определена в 1 коп., бедным его отпускали бесплатно... Целью каждого уездного Комитета было открытие Народного дома - помещения, приспособленного под проводимые мероприятия. В Челябинске Народный дом был построен в 1903 г. по проекту Р. Карвовского (здание совр. ТЮЗа).

В Троицке, как писалось в отчете за 1900 г., постройка Народного дома еще оставалась «главной мечтой… Впрочем, комитет, через особую комиссию, приступил к составлению плана и сметы». Начавшееся сооружение не менее грандиозного, чем в Челябинске, здания Народного дома, в котором предусматривался огромный зрительный зал со сценой, было прервано I Мировой войной и последующими социальными потрясениями.

«Поджег» цирк

Первым в азиатском уездном Троицке был открыт синематограф «Марс», а позже другого, как тогда говорили, «электро-театра «Фурор», о трагической судьбе последнего, павшего жертвой конкуренции, их репертуаре, прекрасно рассказал в своей книге Е.И. Скобелкин. Можно лишь скорректировать дату открытия первого кинотеатра в Троицке. Если мы откроем местную газету за 9.05.1909 г., то на ее 2-ой странице найдем аншлаг: «В субботу, 9-го и в воскресенье 10 мая в зале общественного собрания по уменьшенным ценам состоятся последние общедоступные сеансы синематографа Нодо из Парижа по совершенно новой программе. Начало в 8 часов вечера». Получается, что «фильму» в Троицке начали крутить не в 1910-м, а как минимум весной 1909 года. К концу 1914 года «Фурор» еще функционировал, хотя, как считалось нашими краеведами, должен был сгореть вскоре после открытия. Но, Гражданскую войну, из всех синематографов, пережил только «Марс».

Сохранился и функционирует переживший очень многое за свою историю Троицкий ипподром, правда на нынешней его территории оказалась часть дореволюционного погоста староверческой общины. Сохранилась традиция празднования Сабантуя, в минувшем веке он не проводился только в годы Великой Отечественной войны. Это был единственный национальный праздник, разрешенный Советской властью, с целью «отвлечения трудящихся татаро-башкирской национальности от дурмана религиозных праздников». Но, скачек на троицком сабантуе нет уже лет 80.

О Троицком цирке последнее упоминание относится к февралю 1918 г. В.И. Завершинский, знаток истории Южного Урала периода Гражданской войны, в своей книге о боевом пути Красноказачьего полка имени Стеньки Разина приводит рассказ Д.А. Тарасенкова – уроженца Ключевской станицы, одно время служившего помощником командира полка. Дмитрий Алексеевич описывал срыв выступления Н.Д. Томина перед казачеством в помещении троицкого цирка: «Почувствовав опасность зажигательной речи Н.Д. Томина и перемену в настроениях казаков, атаман 3-го Военного округа полковник Токарев громко выкрикнул: «Пожар!». Присутствовавшие разбежались, и митинг, назначенный Томиным, был сорван».

До сих пор непонятно – сгорел ли тогда цирк? Его основатель, Александр Коромыслов, вернувшийся в Приуралье, в конце июня 1919 г., сразу после того, как Красная армия заняла Пермь, был арестован «чрезвычайкой» как реакционер и монархист (он был членом правой партии – «Русского Народного Союз имени Михаила Архангела»). Арестованы были также его дочь Августина, ее муж Виктор Строкай (жокей и клоун), свекор – Эдуард Иосифович Строкай (известный фокусник и дрессировщик), всего 6 человек. Осенью того же года все они были расстреляны пермской ЧК.

М. Мунайтпасов, легендарный казахский палуан (борец), мастер классической борьбы, забытый местными властями, скончался 11.08.1948 г., в колхозе «Ленинское знамя» Темирлановского сельсовета Южно-Казахстанской области, не оставив после себя ни учеников, ни богатства, ни дома для своих детей. Умер он в возрасте 77 лет от воспаления легких в хлеву, где ютился с семьей, так как не имел собственного жилья. Правда, уже после смерти батыра на его могиле был установлен памятник, в с. Темирлановка открыт дом-музей борца; его именем были названы совхоз Бугунского района, улицы в Алматы и Семипалатинске, школа-интернат спортивного профиля в Алматы. Памяти Мунайтпасова посвящены мемориальный дом-музей в с. Темирлановка и художественные фильмы «Хаджи-Мукан» (1978) и «Знай наших» (1985).

Рауф Гизатуллин, историк-краевед

 

           Читайте также:

           Досуг жителей дореволюционного Троицка

         В июле троичане могли отметить 105-летие открытия городского цирка

Цирк и Сабантуй

Музыка войны


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты