Герои гибнут не для того, чтобы умереть

21 января 2010
Герои гибнут не для того, чтобы умереть

Так получилось, что мы, к сожалению, мало что знаем об этом интересном, незаурядном человеке, хотя именно здесь, в Челябинске, началось профессиональное становление писателя и журналиста Германа Занадворова

Так получилось, что мы, к сожалению, мало что знаем об этом интересном, незаурядном человеке, хотя именно здесь, в Челябинске, началось профессиональное становление писателя и журналиста Германа Занадворова.

Из досье «ЮП»


Герман Леонидович Занадворов, писатель и журналист, родился в 1910 году в Перми. До войны он работал сначала на Челябинском заводе имени Колющенко, потом стал сотрудником железнодорожной газеты «На стальных путях» (сейчас газета «Призыв»). С 1935 года Герман Занадворов — ответственный секретарь киевской «Рабочей газеты».

Во время войны оказался в окружении и два с половиной года жил на оккупированной территории Украины. Там он создал подпольную группу «Красная звезда», которая активно помогала партизанам.


В это время Герман пишет рассказы, главы задуманного им романа. Подпольной работой занималась и жена Германа Леонидовича — Мария Яремчук. В марте 1944 года Герман и Мария были схвачены и расстреляны фашистскими наемниками. Это произошло за неделю до прихода советских войск.


Очерки и рассказы Германа Занадворова печатались в различных газетах и журналах. В Южно-Уральском книжном издательстве вышел сборник его произведений «Дневник расстрелянного», а в Перми издана книга «Ветер мужества».

Куда улетел воздушный шар?


1943 год. Небольшая деревенька на оккупированной Украине. Тихая беззвездная ночь. Кажется, что в такую благостную пору можно только радоваться жизни. Но на самом деле эта тишина страшна и непредсказуема. И фашисты, и полицаи ни на минуту не успокаиваются, их вылазки заканчиваются убийствами, грабежами, слезами и горем. Местные жители даже днем боятся лишний раз выходить из дома.


И вдруг на фоне черного неба, среди этой зловещей тишины медленно поднимается над замершей деревушкой небольшой воздушный шар. Даже если бы кто-то увидел эту картину, вряд липоверил в ее реальность. Настолько нелепым и неестественным казался сейчас воздушный шар в небе.


Что это? Шутка? Чье-то чудачество? Романтический порыв? Ни то, ни другое, ни третье. Таким необычным способом руководитель подпольной группы «Красная звезда», помогающей украинским партизанам, журналист Герман Занадворов пытается переправить на большую землю сведения о ситуации в подполье, свои статьи и рассказы. Он вспомнил, как подростком запускал воздушные шары. И страшно обрадовался осенившей его идее.


Шар они делали тайком от всех вдвоем с женой Машей. Запустили его ночью, когда убедились, что вокруг никого нет, а ветер дует в нужном направлении. Герман долго провожал его взглядом, пока шар не растаял в ночной мгле. Как бы полететь вслед за ним! Как часто вспоминает он родную уральскую землю! На обрывках бумаги Герман рисует уральские сосны.

А в дневнике, который он ведет в трудные годы оккупации, есть такая строчка: «На Урал тянет, там сейчас работают как звери».


Так и неизвестно, долетел ли этот воздушный шар с пакетом рукописей — желтоватых колхозных накладных, обратная сторона которых была исписана микроскопическим мелким почерком, — до большой земли. Но этот, по сути, мальчишеский поступок, был вызван горячим желанием Германа Занадворова, оказавшегося в оккупации, что-то предпринимать, действовать, а не сидеть сложа руки, дожидаясь прихода советских войск.


Еще до войны


Челябинск. 1933 год. Здесь начался трудовой путь Германа: он поступил в химическую лабораторию завода имени Колющенко, а некоторое время спустя перешел работать в редакцию местной железнодорожной газеты «На стальных путях». Один из первых его крупных очерков «Его подняла революция» был опубликован в праздничном ноябрьском номере газеты в 1933 году.

Однако уже по нему можно было судить, что Герман вполне профессионально справился со своей задачей. В это время он писал в своих дневниках, что очень жалеет о том, что здоровье не позволяет ему работать на заводе, заниматься тяжелым физическим трудом. Хотя душой он там, на стройках пятилетки, в одном ряду со всеми.


«Небольшого роста молодой худощавый человек, часто одетый не по сезону: например, летом, в кашне и в валенках, с неизменной тросточкой в руках, с необычной осторожной походкой, будто боясь упасть, он напоминал чеховского персонажа. Но, когда начинал говорить, сразу завоевывал внимание: слова бросал отчетливо, весомо и емко.

И уже перед тобой был не тщедушный болезненный человек, а человек, полный оптимизма, вдохновения и уверенности в себе». Таким запомнили его коллеги по киевской «Рабочей газете». На Украину, в теплые края, Герман переехал из Челябинска по настоянию врачей, спасаясь от мучившего его еще с юных лет ревмокардита.


Там же, в редакции «Рабочей газеты», он познакомился с молодой журналисткой Марией Яремчук. Он встретил Марию и писал о ней домой родителям: «Если бы меня повели на расстрел, она пошла бы вместе со мной». Эти строки, к несчастью, оказались пророческими.

Герман полон любви и пишет родителям такие слова о жене: «И в личной жизни — в своей интимной — нашел, что дано найти человеку — женщину, которая стала настоящей подругой и спутником по делу, куда шел. Если не будет меня, очень прошу — берегите Маруську. Она — большой молодец, и то, что она была у меня, — тоже счастье, не всегда выпадающее людям».

«Красная звезда»


Вместе с женой они попали в окружение в первые недели войны: в то время Герман и Мария работали в политотделе Киевской железной дороги. С огромным трудом им удалось добраться до деревни, где жили родители Маши. Началось тяжелое время оккупации.


Саботаж, идеологическая диверсия, правильная информация о том, как и где воюет Красная армия, в противовес лживым фашистским сообщениям — все это стало их повседневной работой. Так родилась подпольная организация. Ее душой был Герман Занадворов. Позже, в 1943 году, эта подпольная организация получит имя «Красная звезда», и руководящее ядро возглавит Герман.

Сейчас трудно осознать, насколько важны и нужны были людям, оказавшимся в фашистском безмолвии, истинные сведения о ситуации на фронте.

Вот листовка «Правда о фронте», написанная Занадворовым: «На днях советские войска прорвали фронт южнее Ямполя протяжением 80 км. Освобождено более 500 населенных пунктов. На поле боя враг оставил 20 тысяч убитых и раненых.


По воспоминаниям очевидцев, Герман поддерживал связь с партизанским соединением генерала М. И. Наумова. Кроме того, он, вероятно, был связан с киевскими подпольщиками. Много тайн «Красной звезды» Герман Занадворов унес с собой. Из конспиративных соображений дневнику он доверял лишь отдельные факты, частенько зашифровывая при этом имена соратников.

Правда, в архивах Германа сохранилось кое-что: листовки, прокламации, лозунги, частушки, песни, написанные и по-русски, и по-украински.

«Она пошла бы вместе со мной»


Полицаи подобрались к хате Яремчуков, когда стемнело. Накануне они узнали, в какое окно и сколько раз надо постучать, чтобы им открыли без промедления и опаски, как и партизанам, которые в послед-ние недели часто наведывались в этот дом.


Их стук не насторожил Германа Занадворова. Он обрадовался, что опять пришли свои, и сам открыл им, хоть и двигаться было трудно: разболелись его ревматические ноги — сказывалось начало весны.


Но едва они выросли в черноте дверного проема — дула автоматов ему в грудь, он понял, что это чужие. Мариша, жена Германа, тоже поняла, что в доме враги: они держали оружие наготове и раздраженно подгоняли Германа, чтобы он скорее одевался. И Мария тоже стала собираться. Герман пытался остановить жену. Она не послушалась его. Ей тоже связали руки. И вывели Германа и Маришу во двор.

В ту же ночь Германа Занадворова и Маришу Яремчук расстреляли. Вот оно, то страшное пророчество: «Она пошла бы вместе со мной».


Об этих событиях рассказал ветеран войны подпольщик Николай Воронов. Германа и Маришу нашли в снегах лога, что между селами Вильховой и Колодистым. По пути в лог Герман оказывал сопротивление бандитам: когда их откопали, голова и лицо его были в кровоподтеках и ранах.


До сих пор неизвестно, по чьей указке убрали Германа: по указке гитлеровцев или жандармов, добровольцев немецкой армии, или националистов.

Ясно главное: он был ненавистен и страшен предателям, поэтому и был убит мартовской ночью 1944 года, за несколько дней до освобождения Вильховой частями Красной Армии.


Подводя итог прожитому, Герман Занадворов пишет: « …если не всегда действовал искусно, то всегда искренне. Не продавался ни оптом, ни в розницу. Служил тому, во что верил, и ненавидел то, что надо было ненавидеть. Прожил жизнь без того, чтобы предавать свои убеждения».


Нам нельзя забывать об этих людях. Герои гибнут не для того, чтобы умереть.


Редакция благодарит архивную службу Челябинской области и лично первого заместителя Галину Кибиткину за предоставленный материал.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты