От Цусимы до «Цусимы»

12 Декабря 2008

Подлинную, объективную, со множеством документальных фактов летопись Военно-морского флота России собрал и издал в своей книге, солидном фолианте, капитан второго ранга Балтийского флота Юрий Смолин.

Подлинную, объективную, со множеством документальных фактов летопись Военно-морского флота России собрал и издал в своей книге, солидном фолианте, капитан второго ранга, командир БЧ-3 эсминца, а затем флагманский минер соединения строящихся кораблей, старший офицер минно-торпедного отдела Балтийского флота Юрий Смолин. Десять лет без выходных и праздничных дней он запирался на кухне в своей крохотной квартирке и ровно с девяти вечера до пяти утра нес своего рода боевую вахту — работал со множеством документов, фактов, источников, справочников. Книга называется «Российский флот. От Цусимы до Цусимы».

Юрий Иванович сравнивает боевые потери флота Российской империи с конца ХIХ века, в русско-японской войне 1905 года, битве при Цусиме, потери флота в Первой мировой войне, гражданской, Великой Отечественной войне — до времен целенаправленного и срежиссированного на Западе уничтожения некогда великого Российского флота в современной «цусиме». Когда прекрасные боевые корабли, честь и гордость страны, шли за бесценок «на иголки», то есть списывались в металлолом, в основном за рубеж. Когда были отправлены в бессрочное увольнение на берег офицеры — бесценное многовековое достояние флота, его золотой запас. А вместе с ними — их боевой опыт, традиции, знания.

Сама по себе фамилия Смолина точно указывает на место родовых корней — поселок Смолино. Затем до 1947 года Юрий Смолин жил в Челябинске.
— Родился в многодетной (шесть детей) бедной крестьянской семье, — вспоминает Юрий Иванович. — Надо отдать должное моему отцу, Ивану Павловичу, — он не отправил меня с юных лет к станку на завод, чтобы помогал семье трудовой копейкой. Напротив, благословил на учебу в Копейском горном техникуме. Затем — служба в армии, в зенитной артиллерии. Однажды мой друг, сослуживец по роте, принес в нашу казарму газету «Красная Звезда», где было крупно опубликовано объявление: «Ленинградское высшее военно-морское училище имени Фрунзе приглашает для участия в конкурсе на поступление». Собрались, поехали. Правда, мой приятель в самый последний момент поступать раздумал. Поступал в это училище я один. А этот военно-морской вуз, бывший императорский морской корпус, сейчас входит в элиту вузов для моряков. Конечно, за время службы в армии многое подзабыл, да и предыдущая подготовка была не ахти какая. По итогам оценок на экзаменах — так себе, троечки по математике — явно не входил в заветное число тридцати принятых на учебу курсантов. Вызывает меня для откровенного разговора капитан второго ранга, ведавший приемом абитуриентов, Петр Антонович Михайловский (его памяти и посвящена книга Смолина):
— В список по оценкам экзаменов не попадаешь. Учиться именно здесь сильно хочешь?
— Конечно!
— Значит, будешь.
Очевидно, мудрый командир Петр Антонович предварительно изучил все личные дела поступающих. Как мне сегодня кажется, «маменьких сынков» он не очень уважал. А тут парнишка из бедной крестьянской семьи, откуда-то из Смолино, без протекции, со слабенькими знаниями по базовым предметам, но с горячим желанием поступить. Короче, взял грех на душу Петр Антонович, кого-то из «блатных» отфутболил из списка курсантов, а я, из сухопутного поселка Смолино, стал в списке принятых курсантов двадцать девятым.
— Надеюсь, капитан второго ранга Михайловский в этом своем поступке впоследствии не раскаялся?
— Не дал ни малейшего к этому повода. Безусловно, поначалу постигать науки было очень тяжело, но упорно грыз гранит наук. И к моменту окончания ВММУ имени Фрунзе, к моменту получения командирского кортика и лейтенантских погон офицера флота был в числе лучших выпускников. Думаю, возможны ли сегодня, в нашей реальности, такие варианты? Чтобы никому не известный парень, без блата, финансовых «вливаний» в карманы экзаменаторов, из нищей многодетной семьи, к тому же с весьма средними знаниями по предметам на экзаменах, сумел поступить в элитный морской вуз страны?! Ответ, увы, очевиден.
— Как служба дальше складывалась?
— Командовал на эсминцах новейших по тем временам проектов, минно-торпедной боевой частью, на Балтийском флоте. Конечно, не сразу — прошел все ступеньки служебной лестницы. Мог бы служить и дальше, военно-морской стаж у меня 28 лет, но отвратительно было наблюдать, как в момент распада великого флота, великой державы адмиралы, призванные флот укреплять, распродавали флот к своей личной выгоде или по заказу политиков, без зазрения совести. У всех нас, флотских офицеров, на глазах! Заканчивал службу на базе в Балтийске старшим офицером минно-торпедного отдела штаба флота, видел всю эту планомерную работу уничтожения боевых кораблей… Ушел с флота, вернулся в Челябинск, на свою родину.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты