Подводная эпопея Челябинска

15 Мая 2008

До ближайшего моря тысячи километров. Но у нашего региона есть собственная морская подводная история, заложенная еще в 1940-х годах. Об этом нам рассказал директор музея Военно-морского флота МОУ СОШ № 147 кандидат исторических наук Алексей Терехов.

Татьяна Гончарова   

До ближайшего моря тысячи километров. Но у нашего региона есть собственная морская подводная история, заложенная еще в 1940-х годах. Об этом нам рассказал директор музея Военно-морского флота МОУ СОШ № 147 кандидат исторических наук Алексей Терехов.

Везучий «Челябинский комсомолец»

Подводная одиссея Южного Урала началась 65 лет назад, 21 апреля 1943 года, когда новенькой подводной лодке М-106 присвоили имя «Челябинский комсомолец» — в честь комсомольцев нашего края, сумевших в трудные военные годы найти деньги для строительства подводной лодки. Более 55 миллионов рублей собрали за месяц южноуральцы. Комсомолка Наталья Ревина из колхоза в Кизильском районе внесла на строительство судов 15 тысяч рублей. В первом мартеновском цехе ММК более 140 рабочих и инженеров перечислили компенсации за неиспользованный отпуск на строительство кораблей. Сумма составила 68 тысяч. Дети фронтовика Михаил и Зина Агаповы внесли 135 рублей. Так, по копеечке, была собрана нужная сумма. Передавать лодки выехали наши земляки: Александр Кривонос, рабочий ММК, Афанасий Черноиванов, комбайнер Сосновского района, и девушка по имени Лиза из комсомольской организации Миасского автомобильного завода. По дороге в Мурманск их поезд несколько раз бомбили, но все обошлось благополучно. В матросском клубе челябинцы встречались с моряками и даже участвовали в художественной самодеятельности, пели сатирические куплеты о бесноватом фюрере. На другой день под звуки Интернационала лодки были переданы подводникам.

«Челябинский комсомолец» вошел в состав Северного флота. Наша подводная лодка показала себя на славу. Всего за год действий она совершила 10 боевых походов и потопила 6 вражеских судов общим водоизмещением 37 тысяч тонн. Выполняли подводники и специальные секретные задания. Экипаж лодки за боевые заслуги трижды награждался почетными грамотами наркома Военно-морского флота. При этом моряки не забывали рассказать о своих успехах тем, чьими усилиями было построено их героическое судно. В Челябинскую область из Молотовска (ныне Северодвинска) летели радостные телеграммы. А обратно, на Север, с Южного Урала шли поздравительные письма и сообщения о трудовой вахте на заводах, полях и рудниках.

«Челябинский комсомолец» был удачлив. Судно пять раз попадало под бомбежку, но всякий раз подводникам удавалось оторваться от противника. И немалую роль в такой везучести сыграли надежность оборудования корабля и прочность его корпуса. К примеру, в октябре 1943 года противник преследовал лодку в течение шести часов. Он сбросил на нее 53 глубинные бомбы. Ситуация еще раз повторилась в марте 1944 года, но тогда «Челябинский комсомолец» был атакован 172 бомбами. Бог хранил подводников, и оба раза лодка выходила победительницей и успешно возвращалась на базу. «Что такое бомбежка,— писал в своей книге комсорг подлодки М-105 Николай Хомутов,— испытать на себе может каждый, забравшись в металлическую бочку и попросив кого-нибудь изо всей силы поколотить по бочке кувалдой. Особенно доставалось акустикам, они ведь среди взрывов глубинных бомб должны были прослушать шумы винтов вражеских кораблей, определить их курс».

Служить на «Челябинском комсомольце» было непросто: теснота, под водой воздуха хватало лишь на несколько часов, потом включалась система регенерации воздуха, от которой у многих начинало давить в висках и болеть голова. Отопления на подлодке не было никакого, а температура воды в Баренцевом море ниже нуля. Матросы находились на судне не в бескозырках с ленточками, а в шапках, валенках и меховых костюмах. Спали не раздеваясь, и к концу двухнедельных походов все выглядели одинаково: небритые, немытые. На корабле никогда не было ни крыс, ни мышей: выживать в таких условиях мог только человек. Кошки и собаки, которых подводники заносили в лодку, с воем вырывались на берег.

Зато кормили на подводных лодках хорошо. Николай Хомутов вспоминает, что, когда удавалось отправить на дно вражеский корабль, на столе обязательно появлялся жареный поросенок.

За год до окончания войны «Челябинский комсомолец» был переведен в ведение Черноморского флота. По дороге эшелон попал в аварию, но везучая подлодка опять не пострадала. И хотя в боевых действиях «Челябинский комсомолец» не участвовал, в 1945 году во время Ялтинской конференции глав союзных держав судно на определенном ей участке бражировало вдоль берегов Ялты во фронтовом режиме.

После окончания войны челябинские шефы разыскали свою подлодку и пригласили моряков в гости. В марте 1948 года моряки встречались с рабочими, студентами, школьниками, журналистами. На одной из встреч на заводе «Оргстекла» комсорг лодки Николай Хомутов познакомился с заместителем секретаря комсомольской организации завода Кларой Карач. Моряк влюбился. Вспоминая впоследствии эту встречу, Николай Александрович сказал: «Я ведь моряк и толк в женщинах знаю. Где я только не был и чего не видел, но такую красивую девушку встретил впервые». В свою очередь, красавицу привлекли в моряке, по ее признанию, бравый вид, матросская форма и орден Красной Звезды на груди. Молодые люди стали переписываться и через год поженились. Свадьба была очень скромной. Друзья пары отдали им свои талоны на питание, и на них молодожены организовали небольшое торжество. В качестве подарков супруги получили двухтомник «Порт-Артур», стеклянный кувшин с изображением экзотического дерева и несколько метров белого материала и байки для одеяла. И пусть подарки и застолье были очень скромными, счастливее молодоженов в тот день никого не было.

По словам Алексея Терехова, дальнейшую судьбу подлодки можно проследить лишь по отрывочным данным. Известно, что в 1949 году она была отнесена к классу малых подлодок, в 1953 году выведена из боевого состава ВМФ и переквалифицирована в учебную, а 27 августа 1955 года подлодку «Челябинский комсомолец» в поселке Инкерман разделали на металл… Но на этом история «Челябинского комсомольца» не заканчивается.

Солнечные блики погибшего судна

Впрочем, чтобы не уходить от хронологии событий, сначала нужно рассказать о другой подводной лодке, построенной параллельно с «Челябинским комсомольцем» и тоже на деньги челябинцев. Подводная лодка М-106 «Ленинский комсомол» была заложена в 1940 году на Горьковском заводе. Затем ее перевезли в Севеордвинск, где на деньги челябинцев довели до уровня требований, предъявляемых при плавании в северных широтах.

В первый боевой поход «Ленинский комсомол» вышел 13 мая 1943 года. Лодка двигалась в надводном положении. В районе мыса Май-Наволок была атакована торпедой. На подлодке ее вовремя увидели и поворотом вправо уклонились от столкновения. Экипаж приготовился к бою, но больше атак не последовало. Моряки были разочарованы: «Ну вот, в поход сходили, а нашим шефам-челябинцам и доложить не о чем…»

Во второй поход «Ленинский комсомолец» вышел через месяц после возвращения. Выполнив поставленное задание, лодка вернулась невредимой. В третий и последний поход лодка вышла 30 июня 1943 года. Видимость была идеальной, и в течение двух часов «Ленинский комсомолец» прикрывали самолеты и катера — морские охотники. Подлодка действовала решительно и дерзко. Но погода резко испортилась, опустился густой туман. Лодке было дано распоряжение вернуться на базу, но она так и не появилась. 13 июля, когда закончился ее срок автономности, экипаж «Ленинского комсомола» и саму подлодку стали считать погибшими. По версии моряков, вероятнее всего М-106 атаковала 5 июля 1943 года группу противолодочных кораблей противника, на нее были сброшены 73 глубинные бомбы. Из-за полученных повреждений лодка была вынуждена всплыть. И получила таранный удар корабля противника «Uj-1217».

О трагической смерти «Ленинского комсомола» сохранилась красивая легенда. После войны норвежские рыбаки стали рассказывать, что в том месте, где предпо-ложительно затонула советская подводная лодка, по утрам не- однократно наблюдались странные блики. До сих пор остается загадкой, что это было: отражение солнечных лучей или стремление душ погибших моряков вырваться на свободу…

Футбольный матч в снегах Северного полюса

Отдавая дань памяти погибшим морякам, по традиции имя «Ленинский комсомол» получила первая атомная подлодка страны. К-3 «Ленинский комсомол» известна уникальным походом на Северный полюс по нулевому меридиану. Руководил этим походом наш земляк кыштымец Александр Петелин. В июне 1962 года подлодка вышла с базы тем же курсом, что и погибшая М-106 в последний поход, а потом, углубившись подо льды Северного Ледовитого океана, проникла в широты, ранее никем не досягаемые. К-3 впервые прошла в подводном положении через географическую точку полюса и всплыла через 60 миль по 180-му меридиану. Ребята оказались в точке нашей страны, которую не достигал еще никто из соотечественников. По воспоминаниям Льва Жильцова, командира подводной лодки, моряки бурно радовались этому событию и после водружения Красного знамени в этом историческом месте затеяли игру в снежки, стали бороться, толкаться и взбираться на высокие торосы. Были даже проведены импровизированные состязания по стрельбе из винтовки, а вот на футбольный матч в снегах полюса просто не хватило времени.

После возвращения с полюса моряки встретились с 1-м секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым и министром обороны Родионом Малиновским. Во время торжественного обеда экипаж лодки был награжден медалями и орденами. Командир лодки Лев Жильцов получил орден Ленина и «Золотую Звезду». Без награды не остался никто. В своем слове Хрущев уверял, что подводников будут чествовать на Красной площади, как космонавтов. Только надо подождать. Секретность не позволяла рассказать об их подвиге.

К-3 прошла за свою жизнь 128 443 мили и в 1988 году была выведена из состава ВМФ. Много раз из нее собирались сделать музей. Последнее сообщение об этом появилось в газете в 2006 году. Тогда хотели отбуксировать «Ленинский комсомол» в Петербург, установить за кормой крейсера «Аврора» и превратить в музей. Что с ней стало сегодня, неизвестно.

«Усталая подлодка», участница Карибского кризиса

Вторым рождением подводная лодка «Челябинский комсомолец» обязана юным челябинцам, ученикам школы № 10. Они оживили историю «Челябинского комсомольца» и обратились в областной комитет комсомола с просьбой присвоить современной подводной лодке имя фронтовой «малютки» и взять над ней шефство. Инициативу школьников поддержали и 18 января 1963 года подводной лодке Б-4 присвоили имя «Челябинский комсомолец». Учащиеся школы № 10 вручили экипажу подводной лодки более ста фотографий об истории ее предшественницы и более 350 страниц текста воспоминаний. Тысячи юношей из столицы Южного Урала пожелали служить на подводной лодке «Челябинский комсомолец», просьбы всех желающих было невозможно удовлетворить. Отбор был жесточайший.

Новый «Челябинский комсомолец» знаменит тем, что участвовал в событиях, разыгравшихся под водой в тревожные дни Карибского кризиса. Против квартета советских подлодок командование американского флота бросило три авианосца с 50–70 самолетами на борту у каждого, противолодочный вертолетоносец, более 180 кораблей сопровождения и почти 200 самолетов базовой патрульной авиации! Американцам удалось обнаружить все подводные лодки, кроме «Челябинского комсомольца». Три подлодки всплыли, а Б-4 продолжала скрываться. Командир лодки капитан второго ранга Рюрик Кетов вспоминал: «Из-за высокой влажности постоянно что-то ломалось. Электролит в аккумуляторных батареях закипал, отравляя людей парами кислоты. Маломощный опреснитель выдавал по капле воды. В дизельном и электромоторном отсеках температура достигала 60–65 градусов. Дышать было нечем, многие падали в обморок, болели». Американцы все же отыскали подлодку и, преследуя ее, сбрасывали акустические буи и бомбили. Трое суток лодка уклонялась от атак, отрывалась от преследования, меняя скорость и глубину погружения. «У лодки солидное возмещение, более двух тысяч тонн,— вспоминал командир лодки Рюрик Кетов,— а ею будто мячиком поиграли. Лампочки полопались, хоть со свечкой по отсекам ходи. В рубку начала поступать вода». Но лодка сумела опять уйти от преследования.

Всего «Челябинский комсомолец» пробороздил четыре океана, заходил в иностранные порты и участвовал в автономных плаваниях продолжительностью до восьми месяцев. Подводная лодка была выведена из состава Военно-морского флота в феврале 1991 года. Но живет память о ней. О жизни экипажа «Челябинского комсомольца» снято два документальных фильма, написан ряд книг. С палубы именного подводного корабля шагнула по стране знаменитейшая песня Александры Пахмутовой, Николая Добронравова и Сергея Гребенникова «Усталая подлодка».

Подводную эпопею Челябинской области продолжил атомный подводный крейсер «Челябинск», вступивший в строй в 1990 году. Сегодня, спустя 18 лет, крейсер пребывает в бедственном положении, не выходит в море, нуждается в капитальном ремонте, дальнейшая его судьба неизвестна и, вероятнее всего, печальна.

Находясь практически в центре материка за многие километры от ближайшего моря, Челябинск на протяжении почти 70 лет был тесно связан с Военно-морским флотом России. Сегодня капиталистические отношения эту связь практически разрушили. Молодые люди не жалуют флот, наша область вновь становится сухопутной. Подводную эпопею Челябинска, которой в этом году исполнилось 65 лет, можно было бы считать завершенной. Впрочем, надежда все же остается: готовность поддержать подводную лодку «Челябинск» выразил знаменитый ЧТЗ.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты