На достройку собора наняли крестьян из «економической» деревни

1 Января 2000
На достройку собора наняли крестьян из «економической» деревни

По иронии судьбы ответ, посланный Флоровским из Ялуторовска, через месяц с небольшим после отправки запроса из Челябинска...

По иронии судьбы ответ, посланный Флоровским из Ялуторовска, через месяц с небольшим после отправки запроса из Челябинска был получен в Челябинском духовном правлении… через два года с даты отправления — 2 декабря 1781 года.

Продолжение. Начало в номере «ЮП» за 15, 22 августа

«Опорожнили» палатки

Вопрос: зачем собирались устроить еще два придела помимо трех определенных изначально? Почему они так и не были освящены? Возможно, дело было в том, что помещения этих приделов были построены задолго до окончания работ в основной части храма, освящать приделы раньше центрального алтаря никто не стал, и их использовали как хранилище провинциальной казны. А впоследствии все просто забыли, что в этих помещениях предполагалось освятить приделы.

Но если вспомнить, что изначально на этом месте предполагалось строить какую‑то загадочную «палатку», то можно предположить, что появление двух «полаток» по бокам притвора было вполне логично и задумано изначально с совершенно светскими, «мирскими» целями, т. е. для хранения провинциальной казны и прочих нужд канцелярии. А протопоп П. Флоровский мог выступать с позиций корпоративной солидарности. Если казна хранилась в этих палатках с 1756 года, то использовать их начали еще за 10 лет до окончания строительства основной части храма (не считая колокольни).

После ликвидации Исетской провинции Челябинское духовное правление начало компанию по освобождению «палаток» от казенного содержимого, для собственного использования. В одной из пристроек предполагалось устроить ризницу, а вторую отдать под служебное помещение церковного сторожа. Чем закончилась эта переписка с Уфимским наместническим правлением, из дела не видно — она обрывается. Но поскольку уездная казна, вместе с казначейством, уже в 1784 году располагалась в доме бывшего провинциального правления (вместе с нижними расправами, т. е. судами), можно сделать вывод, что палатки «опорожнили» (выражение одного из документов). А деньги на ремонт крыши «палаток» не дошли до духовного правления и в 1782 году…

«Кресты обнять аглицкой жестью»

Но и на этом не заканчивается история «достройки» собора. В фонде городового магистрата в маклерской книге записи договоров за 1825 год обнаружился такой документ: «1825‑го года Генваря 11 дня мы нижеподписавшиеся Владимирской губернии Покровского уезда села Воскресенскаго вотчины князя… крестьянин Иван Иванов Курашов, и економической деревни Ворынанки крестьянин Дмитрий Кузьмин Чолышов учинили сей контракт с прихожанами Челябинскаго Христорождественскаго собора… в том что условились мы зделать — 1‑е, Челябинскаго Христорождественскаго собора около колокольни по всем сторонам вместо деревянных стенок закласть кирпичем и вытянуть карниз против настоящаго карниза, а бывший под сим карниз выровнять противу стены; 2‑е, вместо 4-х фронтонов на настоящей церкви зделать 4 шейки с главами и с крестами препорционально и сообразно обстоятельствам; 3‑е, на трапезе по обеим сторонам зделать соразмерно величине и вышине два фронтона с рамами и стеклами; 4‑е, плотничную работу, как на церкви главах, колокольне и на всех крестах обрешетить под железо снова обыкновенным образом, и как стропила все лежни и на карнизах колокольни где токмо доселе было дерево кроме баляс на окошках колокольни зделать совершенно все из новаго лесу, равно при входе в церковь, т. е. под колокольнею потолок перебрать и покрасить на масле краскою; 5‑е, покрыть как церковь, все олторя, кумпола, главы, колоколню с карнизом и главою ж, и на всех карнизах где будет дерево новым листовым железом в гребень, а кресты обнять аглицкой жестью; 6‑е, выкрасить всю означенную железную работу как на церкви, олторех, кумполах, главах, таки на колокольни со всеми крестами снаружи равно и внутри краскою на масле прочно, хозяйственно и обыкновенно и наип…; 7‑е, вместо прибитых близ предельных олторей к большей крыше досок забрать досками наглухо и обнять железом, на каковую постройку все материалы и припасы должны быть употреблены церковныя, за что и рядили получить денег тысячу сто рублей».

Документ весьма информативный и не менее неожиданный. Многострадальная колокольня собора, оказывается, была достроена к 1780 году в «комбинированном» виде, т. е. верх ее был деревянным. И лишь в 1825 году она обрела «законченный» вид.

С одним куполом

Не менее интересно и то, что относится к собственно храму. Выше приводилась цитата из документа, где говорилось о том, что изначально, в 1748 году, было велено строить «пятиглавую» церковь. Внешний вид собора конца XVIII — начала XIX веков можно увидеть только на рисунках, приложенных к планам Челябинска. На обоих рисунках показан вид города с юга. На одном из них у собора вообще не показан основной четверик, на другом основной объем изображен с одним куполом.

Характер этих рисунков таков, что воспринимать их как «фотопортрет» весьма сложно. Текст договора неоднозначен (по крайней мере, для понимания нас сегодняшних) — можно понимать так, что основной объем собора до 1825 года был увенчан лишь одной центральной главой, а по углам вместо еще четырех главок были сделаны «фронтоны». А в 1825 год их решили заменить четырьмя шейками, увенчанными главками. На фотографиях конца XIX — начала XX веков мы видим собор именно пятиглавым. Но вполне возможно, что собор был построен пятиглавым изначально, как и предполагалось, а в договоре под «фронтонами» имелись в виду закомары (полукруглые выступы), расположенные по сторонам основного объема, между угловых главок. В таком случае в 1825 году предполагалось из пятиглавого храма сделать девятиглавый, чего не произошло. Так что даже наличие такого полного документа как договор на строительные работы иногда лишь добавляет вопросов…

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты