Транспортная реформа: а как же льготники?

13 Ноября 2008

На Южном Урале льготники по-прежнему выстаивают огромные очереди, чтобы получить социальную карту для льготного проезда в общественном транспорте. А кто виноват - соцзащита, транспортники, банк или городские власти, здесь особенно не разбирают, кроют всю вертикаль. Причем часто словами, которые в открытой печати цитировать нельзя.

Первый раз «ЮП» обратилась к теме попрания прав пенсионеров на бесплатный проезд в городском транспорте 2 октября сего года. В статье «Вольготно ли льготнику?» рассказывалось о мытарствах пожилых людей, вынужденных метаться от районных центров социальной защиты населения к Инвестбанку, потом — к трамвайному депо № 1, выстаивать очереди, которые можно сравнить только с очередями на отоваривание карточек военных лет, и зачастую уходить ни с чем.

Нельзя сказать, что газета не получила откликов на это свое выступление. Не откликнулись, правда, транспортники, а соцзащита и банк тут же: первые — по телефону, а Инвестбанк — в лице своего представителя. Они уверяли, что такая ситуация сложилась прежде всего потому, что начало квартала, в течение двух-трех дней все утрясется, очереди рассосутся.

Через неделю мы вновь посетили остановку у трамвайного депо № 1. И увидели: очередь не то что не исчезла, но даже и не уменьшилась, хвост ее стал еще длиннее. А люди в ней — еще накаленнее.
И тогда 7 октября мы отправили официальное письмо заместителю председателя правления ОАО «Челябинвестбанк» Владимиру Вацурину:

«Уважаемый Владимир Валерьевич! Редакция областной газеты «Южноуральская панорама» просит Вас ознакомиться с публикациями «Вольготно ли льготнику?» (от 2 октября с.г.) и «Хвост очереди стал еще длиннее» (от 7 октября с.г.) и прояснить читателям «Южноуральской панорамы» ситуацию, создавшуюся в результате попытки монетизации транспортных льгот, а именно: почему произошла задержка с выдачей социальных карт, почему большое количество карт оказалось заблокировано. Хотелось бы знать, что делается для исправления создавшейся ситуации».

В городское управление социальной защиты населения и транспортникам мы писем не отсылали, считая, что в отличие от банка, который акционерное общество, это структуры муниципальные, то есть государственные, следовательно, их руководители должны заботиться о том, чтобы население города вовремя было информировано, что и как этими структурами делается для блага этого самого населения. А если случаются критические замечания, непременно или опровергнуть их, или извиниться и сообщить, какие и когда меры для устранения недостатков будут приняты.
Прошел месяц. Начало ноября дало новую волну конфликта между льготниками и теми, от кого льготы зависят.

А у нас — молчок.

Банк не счел нужным ответить. Господин Вацурин, вы и ваш банк не видите за собой никакой вины? Так объясните людям, штурмующим ваших сотрудников, почему вы белые и пушистые, чтобы от вас отстали, наконец. Если есть хоть какая-то доля вины банка, у солидной фирмы корона бы не покачнулась, принеси вы свои извинения и сообщи, чего ждать в ближайшем будущем. Согласитесь, тысячи новых инвесторов, которые стали клиентами Инвестбанка помимо собственной воли (нас, пенсионеров, никто не спрашивал, какой банк выбрал бы каждый из нас), имеют право на уважительное к себе отношение.

Молчат соцзащита и транспортники. Впрочем, заместитель главы Челябинска по транспорту, дорожному строительству и благоустройству Владимир Алейников высказался на страницах в газете, издаваемой муниципальным унитарным предприятием, то есть подведомственном городской администрации «Вечернем Челябинске» (10 ноября с. г.). Названа эта публикация «Льготники сами себя наказали». А вот ее начало: «…Владимир Алейников расставил все точки над i в ситуации с блокировкой социальных карт льготников. Как оказалось, проблема возникла не по вине транспорта и банка, а из-за невнимательности пенсионеров».

Простите, Владимир Георгиевич, но это уж как-то очень напоминает слова Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского, гоголевского городничего, о том, что унтер-офицерская вдова сама себя высекла.
10 ноября, 11:15. Мы разговариваем с людьми, находящимися в конце очереди.

Анатолий Михайлович, был формовщиком железобетонных изделий:
— Я ветеран труда, ездил по удостоверению. Сейчас все переиграли. Сюда пришел из центра соцзащиты Ленинского района, надо получить соцкарту. Может быть, сегодня удастся.

Валентина Александровна, работала станочницей на ЧТЗ, ветеран труда:
— Заявление на соцкарту сдала в августе, вот теперь послали из Ленинского района получать ее. Но уже отстоявшие говорят, что тем, у кого сегодняшнее число, пока не выдают, карточки не готовы, приходить придется в декабре. Так что зря я сюда из Ленинского района приехала…

Юрий Михайлович, в прошлом электросварщик ЗСО:
— Заявление лежало в соццентре больше месяца. Получу ли социальную карту сегодня, не знаю.

Нуриман Сулейманович, работавший шофером на ЧТЗ:
— Карта не работает, деньги не пришли. Получал ее в сентябре или октябре, уже не помню. Говорили, что будет действительна до конца две тысячи девятого года, а она не работает…

Аниса Файзрахмановна, труженик тыла (!), ветеран труда, и на ЧТЗ работала, и на ЧМЗ, всюду на тяжелых работах:
— Два месяца в соцзащите (я живу в Курчатовском районе) ждала бумагу, чтобы получить соцкарту, вот теперь сюда приехала. Такое мучение! Наверное, хотят, чтобы пенсионеры поумирали тут, в очередях…

Пенсионеры, не по своей воле заблудившиеся в трех соснах: соцзащите, банке и транспортном управлении, — обсуждают в очередях два извечных российских вопроса: «Что делать?» и «Кто виноват?»
Что делать, большинство по-прежнему не знает. Люди боятся начала каждого нового месяца, а уж начала года — тем более. Порядка, ясности как не было, так и нет.
А кто виноват, здесь особенно не разбирают, кроют всю вертикаль власти. Причем часто словами, которые в открытой печати цитировать нельзя.

Согласитесь, что-либо вернее, чтобы уронить авторитет государства в глазах народа, чем неумело и наплевательски по отношению к самой заслуженной части этого народа проводимая нынешняя кампания, придумать трудно.
Еще больший урон сможет нанести разве что коммунальная реформа, если будет проведена на таком же профессиональном и этическом уровнях. Там предстоит размах пошире.
А это так, репетиция. Подумаешь, какие-то 140 тысяч стариков…

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты