«Квасное дело»: патент есть, а защиты от пиратов—нет

16 Апреля 2009

Оказывается, украсть миллион, да не один, можно вполне открыто, что называется, среди бела дня

Оказывается, украсть миллион, да не один, можно вполне открыто, что называется, среди бела дня. Когда дело касается интеллектуальной собственности изобретателя, — казалось бы, находящейся под надежной охраной государства, поскольку у изобретателя имеются соответствующие патенты на изобретение Российской Федерации, — нет нужды пиратам-ворам ни пользоваться фомкой-отмычкой, ни выискивать пробелы в законах России. Призывы изобретателя к справедливости просто-напросто тонут в бумажных отписках и волоките тех государственных органов, что должны как раз стеной стоять на страже закона.


Он на своем примере со множеством чиновных бумажек-отписок в руках может рассказать в деталях, каково автору интеллектуальной собственности защищать свое законное право. Закон это право гарантирует — реальность, увы, иная…
Несколько слов о моем герое. Он изобретатель потомственный. Еще в 1967 году его отец, Анатолий Григорьевич, был признан лучшим рационализатором страны по Министерству черной металлургии СССР. Работал в железнодорожном цехе ЧЭМК и изобрел очень удобный и многофункциональный фонарь для путейцев. Воронин-младший тоже проявил изобретательскую жилку во время службы в знаменитой Каунасской дивизии ВДВ. Служил техником по вооружению, пристреливал самое разнообразное оружие. Для удобства работы сделал множество приспособлений, которые и сейчас в ходу в десантных войсках. Отличился еще и в том, что с друзьями разработал ускоренный способ швартовки на платформах боевой техники перед ее загрузкой в десантные самолеты. Посудите сами: чтобы зашвартовать БМД на платформе, требовалось не двадцать две нормативных минуты, а всего пятнадцать. Причем с этой работой справлялись всего трое, а не семеро бойцов. Заслужил похвалу самого командующего ВДВ генерала Василия Маргелова. На гражданке в Челябинске тоже не бросал изобретательства, что помогло ускорить реконструкцию литейного пролета, например, чугуно-литейного цеха № 1 ЧТЗ. Имеет незаконченное высшее экономическое образование закончил институт патентоведения при ВОИР. На счету множество рацпредложений и авторских заявок. Воронина, занимающегося рационализацией и изобретательством более двадцати лет, в этой сфере новичком никак не назовешь. В его активе достаточно дипломов минэкономразвития области. Но и у такого опытного и грамотного человека совершенно беззастенчиво и нагло его интеллектуальную собственность по-пиратски крадут. Не где-нибудь за тридевять земель, а тут же, в Челябинске. Как говорится, не отходя от кассы!

Квас — дело жизни
Казалось бы, что нового можно изобрести в технологии производства исконно русского напитка — кваса или сбитня?! Однако лет десять как Воронин изобретательствует на ниве пищевой промышленности и сумел-таки сказать новое слово в технологии производства древнего напитка. Все это изложено в его патенте Российской Федерации № 2177501 на изобретения «Способ производства хлебного кваса на основе полуфабриката». Воронинский квас — это нечто изумительное и непередаваемое по полезности и вкусовому букету. К своему глубокому изумлению, Воронин пять лет назад внезапно обнаружил, что у него появились… незаконные «братья-близнецы». Здесь же, в Челябинске. Торговля напитком, внешне похожим на квас, изобретенный Ворониным, шла в Челябинске бойко и открыто. Украли не только идею производства кваса, но и некоторые внешние атрибуты этикетки. Например, что данный напиток якобы имеет патент России. Нет, Воронин, конечно, не против того, чтобы производство столь популярного напитка, который он изобрел, расширялось. Но, во-первых, с соблюдением всех тонкостей его технологии. С тем чтобы состав напитка соответствовал авторскому, а не представлял собой некую быстренько приготовленную бурду. Не полезную, скорее вредную для здоровья.
Во-вторых, законопослушный Воронин рассчитывал, что его подпольные соперники должны бы действовать по закону. То есть приобрести у автора-патентообладателя лицензию на технологию, на производство напитка, с тем чтобы в конце концов осуществлялся авторский надзор за всеми тонкостями производства.


Читатель может воскликнуть: квасное производство — копеечное дело! Совсем нет. Пиратство имеет многомиллионный рублевый теневой масштаб. Как подсчитал изобретатель, только у него лично за пять лет украдено около 20 (!) миллионов рублей. Государство же пираты нагрели аж на 36 миллионов! Государству-то пираты-квасовары никаких положенных налогов не платили, интеллектуальная собственность была попросту украдена у изобретателя, украдены солидные деньги у государства, не полученные в бюджет… Не говоря уже о возможном вреде здоровью граждан, хлебнувших «левого» кваску. Пираты работали и работают и сегодня, прикрываясь на своих этикетках… российским патентом Воронина. Естественно, никаких обязательных анализов, проверок, положенных при сертификации любого пищевого продукта, их подпольный квасок не проходил и в помине… Меня могут спросить, неужели Воронин молчал столько лет?! Наносился ущерб государству, здоровью граждан, ему самому. Как так, безо всяких процедур обязательной сертификации, совершенно открыто в мегаполисе продавался пиратский напиток? Где же слуги народа и стражи закона?


Бумажная карусель
Ровно пять лет назад Воронин обратился с заявлением о незаконном использовании его интеллектуальной собственности в антимонопольный комитет Челябинской области. Оттуда оно было отослано в ГУВД по Челябинской области, затем в прокуратуру Курчатовского района. Доследственная проверка там прошла формально, ответа по существу заявления Воронин так и не получил. Отмахнулись от изобретателя-квасника! Новое заявление, после перерыва, связанного с болезнью, Воронин принес в ту же прокуратуру. Результат тот же — ответа не последовало. Отмахнулись, как от назойливой мошки! В этом же году Воронин обратился в прокуратуру Калининского района, по месту дислокации одного из пиратов. Порекомендовали обратиться в суд, не выдав, правда, необходимого официального отказа о возбуждении уголовного дела. А без этой бумаги суд никакие заявления не рассматривает. Были еще попытки с аналогичным результатом. В своей жалобе заму генпрокурора РФ по УрФО и в прокуратуру области Воронин изложил все подробности своих пустых хождений по инстанциям — о ненадлежащем исполнении должностных обязанностей стражами закона — в феврале 2009 года. После вмешательства прокуратуры Челябинска прокуратура Курчатовского района очнулась, Воронин получил очередное послание оттуда, которое юридически цены не имеет. Нет у изобретателя официальной бумаги о возобновлении следствия либо об отказе в возбуждении уголовного дела. Без этих документов, повторяю, гражданин попадает в юридический тупик. Вроде ответ есть, но с такой бумагой в суд не обратишься… Нет юридического основания.
Очередной заход Воронина на ту же тему недавно состоялся на уровне прокуратуры области. Оттуда поступила команда в Курчатовскую прокуратуру — жалобу изобретателя пересмотреть и доследовать дело в очередной раз. Чем это закончится сейчас, можно только гадать.
Тем временем, изобретатель Воронин свою работу не бросал — получил предложение из Башкирии, где существует целевая программа поддержки сельхозпроизводителей и переработчиков продукции. Есть желание наших соседей построить по технологии Воронина крупный завод, дайте только лицензию и помогите организовать производство.


Что же в Челябинске? Геннадий вместе с женой Ольгой арендуют крохотный цех, где производят сами 500 литров фирменного кваса в сутки. Откликнулся комбинат питания ЧТПЗ — трубопрокатчикам такая продукция оказалась нужной. Как и Челябинской епархии Русской православной церкви. Около восьми лет Воронин поставляет свой квас для служителей церкви. Он им, конечно, нужен. Ведь у священнослужителей 180 дней в году — постные, а квасок как раз самый подходящий для этого напиток. Поступило предложение открыть специальную квасоварню при челябинских соборах в честь святых бессребреников Козьмы и Дамиана. Есть предложение свозить продукцию Воронина на выставку в Париж. Сам Патриарх Русской православной церкви Алексий II некогда, будучи в Челябинске, отведал отменный квасок Воронина. Есть даже благодарственное письмо по этому поводу.


Но решения о защите прав изобретателя, о возмещении нанесенного квасными пиратами солидного ущерба как государству, так и Воронину — как не было пять лет назад, так и нет по сию пору. Как говаривал великий Гоголь: «Грустно, господа…»

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты