Южный Урал: снизятся ли цены на горючку до 12 рублей?

26 Ноября 2008

Мировые цены на нефть упали, и в Америке сегодня горючее дешевле, чем в России. Собираются ли наши бензиновые короли снижать ценовую планку.

Мировые цены на нефть упали, и в Америке сегодня горючее дешевле, чем в России. Собираются ли наши бензиновые короли снижать ценовую планку.

— Начиная с 2004 года мы проводим еженедельный мониторинг цен на нефтепродукты, — говорит заместитель руководителя облуправления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Елена Семенова. — В 2006 году выявили факты согласованных действий на бензиновом рынке компаний «Лукойл—Челябинскнефтепродукт» и ИП Казыханова. И выиграли дело в трех инстанциях арбитражного суда, доказали свою правоту. В октябре 2007 года снова возбудили антимонопольное дело по «Лукойлу»… И в этом году уже решался вопрос о возбуждении дела в отношении той же компании, но пришла информация о снижении цены.

Санкции в отношении продавцов горючего разные. Если на юридическое лицо (к примеру, «Лукойл») накладывается крупный штраф с возмещением нанесенного ущерба, то на должностных лиц «чепэшек», таких как Фарида Казыханова, — всего 17—20 тысяч рублей. Поэтому многие фирмы, чтобы уйти от ответственности, меняют статус на «индивидуальное предприятие».

По данным ФАС, на «Лукойл» приходится 44,4 процента бензинового рынка области, на ИП Азаркевич (бренд «Сибнефть») — 10,16, на ИП Казыханова (бренд «Челнефть») — 5,93 процента. За последние месяцы «Лукойл—Уралнефтепродукт» снизил цену на бензин А-80 на 80 копеек (сегодня он стоит 19 рублей 70 копеек за литр), на ИА-95 – на ту же сумму, на АИ-92 — на 1 рубль 70 копеек, а на дизельное топливо (23 рубля 30 копеек за литр) — на 1 рубль 20 копеек. Примерно на том же уровне снижены цены и у ИП Казыханова. Правда, здесь солярка подешевела на полтора рубля — до 23 рублей 10 копеек за литр.

Но это, по сравнению с падением мировых цен на нефть, мизер. Не случайно Федеральная антимонопольная служба вынесла решение оштрафовать и нефтеперерабатывающие заводы: компании ТНК — на 1,1 миллиарда, Газпром-нефть — на 1,3 миллиарда рублей. Ужесточает контроль за ценой на бензин и челябинская мэрия. Сегодня на Южном Урале у «Лукойла» 101 АЗС, у ИП Азаркевич — 41, у ИП Казыханова — 36, у фирмы «Регион» — 24. Все они подстраиваются под лидера бензинового рынка области — «Лукойл—Уралнефтепродукт».

Однако порой под брендом того же «Лукойла» работали частники, у которых бензин куда хуже по качеству. По словам заместителя директора челябинского филиала ООО «Лукойл—Уралнефтепродукт» Олега Лушпаева, раньше частникам, продававшим горючее на франчайзинговых началах, разрешали пользоваться брендом «Лукойла» (им сдавали малорентабельные заправки в аренду), но с конца прошлого года это запрещено. За качество бензина «чужих» продавцов компания ответственности не несет.
— Цены на нефть и нефтепродукты напрямую не связаны, — заявляет Олег Лушпаев. — Цена на нефть в декабре 2007 года упала до 70 долларов за баррель, а в июне 2008-го подскочила почти вдвое. Но мы держали ценовую планку на приемлемом уровне (удорожание тогда было всего 16 процентов). Сейчас цены на сырье снова упали, и мы с сентября этого года трижды (11 сентября, 24 октября и 25 ноября) уменьшали стоимость горючего. Но для «двойного снижения», я считаю, нет никаких оснований.

По прогнозам «Лукойла», если мировая цена на нефть в первом квартале 2009 года упадет до 50 долларов за баррель, не исключено, что оптовая цена продукции нефтеперерабатывающих заводов опустится до 7500 рублей за тонну. В этом случае цены на горючее могут снизиться до 12—16 рублей за литр.

Представитель «Лукойла» пояснил, что в условиях кризиса компания оптимизирует свои расходы, ужимает социальные программы. Но увольнений и перехода на сокращенную рабочую неделю не последует.
— Мы вскрыли серьезные нарушения антимонопольного законодательства и у компании ООО «Лукойл-аэро», — заявляет начальник отдела товарных рынков облуправления Федеральной антимонопольной службы Эрна Шиллер. — Из-за этого цена керосина в челябинском аэропорту была выше, чем в других регионах России. В июле 2008 года в отношении этой фирмы, завышающей цены на авиационное топливо, было возбуждено антимонопольное дело. Мы считаем, что она нарушила требования Федерального закона «О защите конкуренции». 13 ноября вынесено решение антимонопольной комиссии о признании фактов таких нарушений, было выдано предписание об их устранении. Хотя позже в «Лукойл-аэро» дважды снижали цену, в отношении фирмы будет возбуждено и административное дело. Ей грозит наложение крупного штрафа — минимум один процент от стоимости нанесенного ущерба.

Авиаперевозчики неподъемные расходы на горючее переложили на плечи пассажиров: цена на воздушные перевозки сразу выросла. Сейчас, по-видимому, следует ожидать снижения топливных сборов, но что-то утверждать в условиях кризиса нельзя. У авиаторов, в свою очередь, всякий раз находятся свои отговорки, они «держат тариф» до последнего. И все же хочется надеяться, что судьба обанкротившейся компании «Дальавиа», в отношении руководства которой возбуждено уголовное дело, многому научит и наших авиаперевозчиков.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты