Банки и автодилеры обманывают клиентов, ссылаясь на форс-мажор

27 Ноября 2008

На какие только ухищрения банки не шли, чтобы только вкладчики несли к ним денежки! От опубликования отчетности с комментариями независимых экспертов до доставки денег на дом вкладчикам: только доверяйте нам… Сейчас главное для банков — удержать деньги. Любыми способами.

На какие только ухищрения банки не шли, чтобы только вкладчики несли к ним денежки! От опубликования отчетности с комментариями независимых экспертов до доставки денег на дом вкладчикам: только доверяйте нам… Сейчас главное для банков — удержать деньги. Любыми способами.
«Сегодня попытался вывести сравнительно небольшую сумму из банка. Эквивалент 100 тысяч рублей в валюте. Банк ввел ограничение на вывод с пластиковой карты (зарплатной пластиковой карты) в 5 тысяч рублей в день на человека, со вкладов — 10 тысяч рублей в день на человека. Уже не смешно. Я видел лица людей, которые не могут снять со счета в банке СВОИ деньги! Одно из этих лиц я видел в зеркале…»
И такие высказывания в сети Интернет сейчас далеко не единичны. Люди обсуждают тему банковских хитростей на работе, в очередях, при любой возможности узнать: «Это только мой банк так чудит или подобному поведению можно уже не удивляться?» Случаев невыплаты вкладов или изменения условий кредитных договоров пока не так много, однако складывающуюся ситуацию нетрудно предугадать: банки будут выживать в том числе за счет заемщиков и вкладчиков.

Вечный вкладчик

В начале года, отмечает управление Роспотребнадзора по Челябинской области, потребитель страдал от «навешивания» скрытых процентов при оформлении кредита и открытии счетов, и с того времени практически ничего не изменилось. В условиях финансовой нестабильности банковское сообщество поправляет свое положение тоже за счет потребителя.

Вспомните, на какие только ухищрения не шли банки, чтобы успокоить вкладчиков этим летом, в основном используя психологические методы — от опубликования отчетности с комментариями независимых экспертов до доставки денег на дом вкладчикам банка: только доверяйте нам… Сейчас главное для банков — удержать деньги. Любыми способами. Жалобы областных вкладчиков касаются в основном невозврата вложенных сбережений. Конкретные учреждения, которые это практикуют, региональное управление Роспотребнадзора пока не называет — в надежде на то, что ситуация еще примет другой оборот. Однако происходит пока следующее.

Чтобы не допустить снятия денег с депозитов, причем даже тех, у которых закончился срок, многие банки идут на обман. Они по окончании срока действия накопительного вклада без ведома и согласия клиента продлевают договор. Как рассказал клиент одного из банков, 15 октября истек срок действия депозита в долларах, но, когда он захотел снять часть средств, получил в банке отказ:
— Сообщили, что депозит пролонгирован задним числом. Мол, банк может так поступить согласно договору, если клиент не сообщил раньше о своих намерениях снять средства со счета. Но как такое возможно, если меня не уведомили о сроке окончания договора даже по телефону!

Просто банки на сегодняшний день имеют лучшую нормативную базу, чем потребители, которые, с одной стороны, защищены законом «О защите прав потребителей», с другой — у них нет подзаконных актов, которые есть у бизнес-сообществ, — считает руководитель управления Роспотребнадзора по Челябинской области Анатолий Семенов.
Официально представители банковских учреждений заявляют, что у них нет проблем со снятием депозита, если пришло время завершения срока вклада, и никто права клиентов не нарушает. Неофициально же банкиры признаются, что в условиях финансового кризиса они любыми способами стараются ограничить отток средств. Некоторые банки идут клиентам навстречу, с другими крайне сложно договориться. В последнем случае можно смело обращаться в суд: в Гражданском кодексе ясно говорится, что вклад должен быть возвращен по первому требованию вкладчика. И в договорах это прописано. Вместе с тем, даже в ГК есть свои лазейки для банков, уверены юристы. Но если банк, приводит пример Анатолий Семенов, предлагает порционно снимать деньги, допустим, с конца декабря — это уже не соответствует ни одному закону.

Выявилась и еще одна хитрость банкиров. Уже более изощренная, чем просто не выплатить деньги. В последнее время многие банки, незадолго до отзыва у них лицензии, незаконно проводили операции по искусственному формированию «вкладов» на счетах физических лиц с целью получения либо увеличения размера страхового возмещения. Об этом говорится в сообщении, опубликованном на официальном сайте Агентства по страхованию вкладов (АСВ).

Купил машину — жди, когда отдадут

Так же часто и регулярно, как на хитрые банки, челябинцы сегодня жалуются разве что на автодилеров. Участились жалобы на то, что после заключения договора купли-продажи автомобиля новоявленный автовладелец не может пользоваться своим приобретением: ему либо не сразу поставляют оплаченный автомобиль, мотивируя это ситуацией, сложившейся в мире, либо предоставляют его без документов.

— Оказалось, — говорит Анатолий Семенов, — что дилеры продают машины, за которые сами еще не полностью рассчитались с по­ставщиками, поэтому документы на автомобиль находятся у поставщика до полного расчета.

Привлечь к ответственности таких дилеров практически невозможно, так как в их договорах дата поставки автомобиля конечному потребителю, как правило, не прописана.

Также в последнее время автодилеры вслед за строителями и банками начали проводить агрессивные рекламные кампании для привлечения клиентов. Потенциальным покупателям обещают в «довесок» к автомобилю и комплекты шин, и бесплатные страховые пакеты, и многое другое. Когда же покупатель начинает требовать свой подарок, ему зачастую сообщают, что акция уже закончилась, хотя рекламная кампания продолжается. Покупку клиент, как правило, все равно делает, тем более что неприятный факт выясняется уже после заключения договора.

— При заключении любой сделки с любой организацией (будет это банк или автодилер) потребитель в первую очередь должен очень внимательно отнестись к договору, — призывает Анатолий Семенов. — В нем должно быть прописано абсолютно все, и если не учесть его положения, никакой надзорный орган уже не поможет.

Однако хитростей хватает и в самих договорах. Как правило, в любом из них есть графа «форс-мажор» (обстоятельства непреодолимой силы, то, что не связано с волеизъявлением человека: землетрясения, катаклизмы…), но банки защищают этим пунктом далеко не потребителя, а стараются обезопасить себя буквально со всех сторон. Причем под «форс-мажором» они подразумевают, к примеру, нормативные документы банка России — а это уже зависит от воли человека, значит, не является форс-мажором.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты