Жители Челябинска не могут получить причитающиеся им льготы
Есть такая проблема…
…И «даже целая проблемища», как выразилась одна из пациенток, сидевшая в очереди на прием к сурдологу. Она тоже вхожа в число тех людей, которые страдают от неразберихи в системе льготного обеспечения слабослышащих людей. По закону инвалиды и люди с потерей слуха третьей-четвертой степени имеют право получить слуховой аппарат бесплатно — это в мире теоретических возможностей. А в реальности они могут годами ждать очереди, все сильнее теряя слух и страдая от вечного недопонимания из-за своего недуга. Ранее в «ЮП» уже публиковался материал, посвященный этой проблеме, и он вызвал немало откликов как от врачей, так и от пациентов.
Сурдолог Елена Куклина, которая более 30 лет проработала в Челябинской городской больнице № 1, знает не понаслышке о том, какие трудности возникают у людей при обращении за льготным обеспечением. По ее словам, врачей не ставят в известность о том, по какому принципу формируются очереди за получением слуховых аппаратов. А жалуются пациенты чаще всего как раз своим докторам.
Между нами говоря, трава зеленее не только на соседнем участке, но и на нашем, если оценивать ее в ретроспективе. Когда в 2011 году функция по обеспечению инвалидов слуховыми аппаратами была передана в министерство социальных отношений Челябинской области, врачи-сурдологи с грустью обернулись назад: там, в далеком 2005 году, за это дело взялся Фонд социального страхования (ФСС). «Тогда все было четко организовано, — рассказывает Елена Вадимовна, — ФСС предоставлял нам конкретные списки очередников, где было указано: кто и когда получит слуховой аппарат. Уже действовала система тендеров, но открыто. А теперь мы не знаем, объявлен тендер или нет, и на какой стадии вообще находится работа. Конечно, и до 2011 года были задержки с получением слуховых аппаратов. Но, по крайне мере, не было ситуаций, когда только что обратившийся за аппаратом человек получает его, а другой стоит в очереди второй год — сейчас бывает и такое».
В законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», принятом в 1995 году, в отношении сроков исполнения индивидуальной программы реабилитации (ИПР) указано, что уполномоченный орган обязан рассмотреть заявление пациента в 15-дневный срок с даты его поступления, и уведомить инвалида о постановке на учет по обеспечению его техническим средством. Этого не происходит, а ведь нарушение сроков исполнения ИПР наносит значительный вред здоровью людей, которые и так признаны инвалидами. «В течение нескольких лет продолжается массовое нарушение федерального закона, но надзирающие за его исполнением почему то этого не замечают, — сетует Елена Вадимовна. — Мы ведем переписку с организаторами здравоохранения города, пишем пояснительные записки, обоснования, заявки… Но никаких реальных сдвигов ситуации не наблюдается».
Кто конкретно несет ответственность за получение инвалидами причитающихся им по закону льгот? Известно, что через министерство социальных отношений средства на приобретение слуховых аппаратов поступают в Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр «Импульс», который и выдает их нуждающимся. Ну…или не выдает — это уж как придется.
По второму пути
Теоретически есть еще один способ получить положенное по закону: для инвалидов, которые нуждаются в слуховом аппарате, но не могут ждать годами, есть возможность оформить покупку самостоятельно и подать заявление на денежную компенсацию, которую им обязаны возместить в течение месяца. Но слуховой аппарат — удовольствие не из дешевых, и часто у людей просто не хватает средств на его приобретение. Как рассказала «ЮП» Елена Куклина, по европейским стандартам нормой является аппарат, имеющий четыре канала настроек, и стоит он в среднем около 17 тысяч рублей. Такую сумму не каждый может осилить. К тому же обещанного три года ждут, так что надеяться на полное возмещение в положенный срок не приходится. И размер компенсации определяется стоимостью модели, победившей по тендеру, а цены этой модели, мягко говоря, занижены. В итоге инвалид получает не то, что ему нужно, а то, что включено в гарантированный перечень — и это еще в лучшем случае. Выходит, что и второй путь не дает слабослышащим людям никаких гарантий.
«Система тендеров давно устарела, — считает Елена Вадимовна. — Гораздо разумнее было бы действовать по принципу монетизации — когда выделяется определенная сумма денег на приобретение слухового аппарата. Если человек захочет купить что то подороже — он просто будет доплачивать. Челябинские сурдологи предлагали это решение для слухопротезирования еще до выхода закона об инвалидах. Но в то время число моделей слуховых аппаратов было ограниченным. Сегодня же пойти по этому пути целесообразнее всего, ведь число фирм, занимающихся разработкой и производством аппаратов, исчисляется десятками».
Откуда берется необходимость усложнять благородные порывы властей, когда те идут навстречу нуждающимся — непонятно. Но, тем не менее, привычная всем неразбериха была установлена, и на все жалобы людей в «Импульсе» только разводят руками: «Так уж вышло — не хватает денег, не дают средств, невелик бюджет, незначительны компенсации, и вообще — слишком много желающих». Так легко оказалось найти слова, о которые разбиваются надежды слабослышащих людей на нормальную жизнь. А вот найти решение проблемы никто пока не берется. Эта тема неоднократно поднималась на симпозиумах и конференциях, но дальше разговоров дело так и не зашло. «Импульс» продолжает «кормить завтраками» пациентов, а его официальный сайт по-прежнему пестрит комментариями недовольных очередников.
Поделиться

