Башкиры: угорский след

22 Октября 2009

Ни одна птица в башкирском народе не опоэтизирована так, как журавль. Это сродни русскому, где его называют не иначе, как журавушка

Ни одна птица в башкирском народе не опоэтизирована так, как журавль. Это сродни русскому, где его называют не иначе, как журавушка. А у башкир воспеты и журавлиные танцы, и курлыканье. Пожалуй, нигде более его не называют журавлиной песней. А сколько поверий, преданий связано с журавлем.

Они поклонялись журавлям


Вот документальное подтверждение из книги арабского путешественника X века Ибн-Фадлана о «северных странах»: «Мы видели, как (одна) группа из них поклоняется змеям, (другая) группа поклоняется журавлям. Мне сообщили, что они (когда-то) вели войну с (какими-то) людьми из числа своих врагов, причем они (враги) обратили их в бегство, и что журавли закричали позади них (врагов), так что они испугались и сами обратились в бегство, после того как обратили в бегство (этих) башкир!

Поэтому они (башкиры) стали поклоняться журавлям и говорят: «Эти журавли — наш господь, так как он обратил в бегство наших врагов». За это они им и поклоняются».


Тюрки-степняки в древности не обожествляли журавля, это угорское божество. Все угорские народы в прошлом поклонялись болотной птице. Не случайно финно-угорский культурный центр у нас называется «Стерх» (белый журавль). У всех угров журавль именуется сходно. У манси — тари, у хантов — тари, у мадьяр-венгров — дару, дьер.


К каким же временам следует отнести действие преданий о журавлиных людях? Речь идет о войнах ранее IX века. Исследователи относят их к V–VIII векам, в течение которых угры противостояли надвинувшимся на их земли с востока тюркам. Поле битвы простиралось от Урала до Арала. Именно здесь передвигалось пограничье первых тюркских держав-каганатов.

Древние тюрки оставили памятные письмена на могильных камнях своих каганов. Среди врагов Кюль-Тегина (VIII век), к примеру, называются оногуры, катай и бурджаны. Огус-хан (тоже VIII век) воевал с ними же в Оногурии к западу от своих владений. Оногурию помещают в районе Южноуралья.


Родичи Салавата Юлаева


Помимо племен, по сути, общих кровей, считавших своим предком журавля — «журавлиных» людей, вошедших в венгерский и башкирский народы: мадьяры (в Башкирии было племя медьер), дьермат-юрматы, тарья-тамьян, тырнаклы, в башкирский народ вошло еще более десятка заметных родственных им угорских племен, в основном в число северных башкир. Некоторые же из них, особенно среди горнолесных башкир сохранили чистоту угорской крови, переняв лишь тюркский язык и обычаи.


Среди племен, участников мадьярского похода на Дунай, называются еней и кудей. Первое племя, судя по перечню волостей, Х VIII века обитало на крайнем северо-западе Башкирии, а вот кудейцы в наших пределах, в башкирском пограничье, в северо-западном углу области. С ними связаны события Пугачевского восстания в этих местах и более того, героя башкирского народа Салавата Юлаева. Он из рода шайтан-кудей, его отец Юлай Азналин был старшиной местной волости.


Кунгурский бургомистр Юхнев отмечает Кудейскую (Кудинскую) власть в списке 1725 года в Сибирской дороге, насчитывая в ней 225 кошей — дворов и 675 душ мужского пола, способных носить оружие воинов. На картах 1773 года и в документах об участии башкир в восстании отмечается Шайтан-кудейская волость севернее Симского и Усть-Катавского заводов. Центр ее Юлай-йорт находился на Юрюзани в современном пограничье Башкорто-стана и нашей области.

Шайтан-кудейцы активно участвовали в башкирских восстаниях XVIII века и пугачевском бунте под началом старшины Юлая Азналина и его сына Салавата. Причина — заводы были поставлены на их землях чуть ли не обманом. В легенде о происхождении близкого рода урман-кудей говорится об общем предке с юрматы Юрмане-Юрми-хане.


В дупле рожденные. Куваканцы


Южными соседями шайтан-кудейцев были куваканцы. Куваканская волость в XVIII веке занимала территории нынешних Саткинского, Катав-Ивановского и Учалинского (Башкирия) районов. Название притока Юрюзани — Тюлюк толкуется по куваканским преданиям как «тюлюк — гнездо, кровля», вероятно, именно здесь находилось родовое гнездо племени.


Следует, однако, сказать, что племя куваканцев, как и прочие башкирские, было очень разнородным. Помимо коренных родов горных башкир, входили в него и тюрки-пришельцы из степей, которые появились здесь поздно при великом переселении наров в ходе татаро-монгольского нашествия. В числе куваканских родов называют сатка-саткей, давший название речкам Сатка и городу на ней, и тюбеляк, родовой йорт которого перерос в современное село Тюбеляс.


Куваканцы участвовали в Пугачевском восстании под началом Кукея Бикбулатова, Иксана Якупова. В наполеоновских войнах серебряными памятными медалями были отмечены урядники Кылыс Кизяев и десять рядовых. Сегодня потомки куваканцев проживают в деревнях Байрамгулово и Булатово Аргаяшского и одноименной деревне Уйского районов.


 «Речные» люди. Упейцы


Упейцы (упе) — очень древнее племя. В названии улавливается самодийское слово «упе, упа — река», так что «речные люди». Родство с племенем сызгы также предположительно самодийских корней. Общий диалект, несколько отличный в племенах. Значительное смешение с татарами. Островками проживали по соседству с сызгинцами от Кунгура до Южного Урала и Зауралья. На землях упейцев находилась лесная дача Нязепетровского завода.


По версии ученых упейцы из местных или пришедших из Западной Сибири угров или самодийцев. Они обитали в верховьях Уфы и есть предположение, что река названа по этому племени. В низовьях башкиры называли ее в прошлом Караидель, а название Уфа объяснить не могут. Обращает внимание окончание самоназвания упей с именами чувашских языческих богов (финно-угорская основа) Мелекей, Ермей, Опай.

В древнем упейском селении Шокур-упей (Шокурово) на реке Уфа недалеко от Нязепетровска записано предание, что пришли упейцы сюда с Иртыша. Исследователь XIX века Н.Л. Скалозубов отмечал особость упейцев: «не устраивают Сабантуя, столь любимого степными башкирами, называют их кунгурами».


Следы угорской колыбели


Тысячелетия финно-угорской прародины в наших лесах и лесостепях, а затем долгие угорские века (угры, ставшие скотоводами, кочевали и в степях Южноуралья), конечно, не могли не оставить следов на карте края. Обращаясь к финно-угорской версии толкования некоторых южноуральских названий, нельзя не соблазниться цитированием известного романа А.Н. Толстого «Петр Первый»: «Шведы поздно заметили на высоком берегу речонки Ая ушастых всадников с луками и конскими хвостами на копьях. Подполковник Ливен вышел к речке с двумя ротами и пушкой.

На том берегу косоглазые варвары подняли изогнутые луки, пустили стаю стрел…» Разве не вызывает этот эпизод недоумение? Ай — речка уральская, всадники, судя по всему, башкиры. Но при чем здесь шведы? Сроду они у нас не жили. Но все так и было, писатель в своем романе ничего не напутал, описывая первую победу русских в войне со шведами. Произошла описываемая схватка в декабре 1701 года в Эстляндии под Дерптом на речке Ай. Она и сейчас течет в тех местах.


Видный московский ученый, много работавший в наших местах, Г.Н. Матюшин принадлежит к числу археологов, которые своими находками в Уральских горах и на озерах опровергли бытовавшую в прошлом гипотезу, что прародина финно-угров Прибалтика, с территории которой они якобы разошлись на север и восток до Западной Сибири. Найденные при раскопках Г.Н. Матюшина артефакты позволяют считать, что расселение финно-угров в каменном веке началось именно с Южного Урала и Зауралья.

Ушла часть племен, сегодня потомки оставшихся на Урале и в Приуралье — это современные мари и коми, удмурты и манси, в Сибирском Зауралье — ханты. Некоторые оставшиеся в наших местах угры образовали целый ряд племенных групп, вошедших в башкирский народ. Каким же путем расселялись финно-угры? Археологические находки показали, что их путеводными нитями были реки.

Понятно, насколько важен для них был уральский водораздел, здесь несколько узлов «голубых дорог» древности — истоков рек, текущих в разные стороны света. Потому и прежде всего в названиях этих рек надо искать следы угорских языков, а также языков народностей, имевших, возможно, с ними общих предков. Такими являются кеты и селькупы, что ныне проживают в Западной Сибири.


Специалисты по топонимике находят в названиях характерные признаки угорских языков. Скопление таких названий в предгорном Зауралье: озера Арашкуль, Мисяш, Аргаяш, Инышко, Иртяш; речки: Аша, Арша, Ергалаш, Ангрышты, Югуш, Кидыш, Та-гуш, Тундуш; горы Нургуш, Лукаш (Нукаш), Нугуш, Казимаш.


В прошлом наши места считались сибирским пограничьем, еще в XVIII веке границей Сибири считался Урал-тау. О сибирах осталась память в легендах местных народов. «Старых людей», то есть тех, кто обитал на их месте в прошлом, ханты называют «себар», «савар», манси — «сипыр», «супыр»; ненцы — «сиберти»; иртышские татары — «сыбер», «сывер», кстати, манси они называют «сипырами». Отметим, что мось — одно из племенных подразделений манси — своей прародительницей (тотемом) считало лягушку — «сипыр».


Значительные материалы, собранные в последние десятилетия археологами, специалистами других направлений науки, ждут анализа угроведов. Думается, открытие древней Югории на Южном Урале не за горами.


АЛЕКСАНДР МОИСЕЕВ

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты