Приживется ли опыт компании "Тойота" на южноуральской земле?
Почти двести человек из восьми стран ближнего и дальнего зарубежья приехали в Челябинск, чтобы обсудить наиболее актуальные проблемы не только глобального финансового кризиса, но и развития всей мировой экономики. И одним из важнейших ее элементов является производственная система лин, зародившаяся в 50-е годы в компании «Тойота».
Красивая быль, с годами ставшая легендой… А как ведет себя «Тойота» сегодня во время мирового финансового кризиса? В прессу просочились сведения, что на производстве, где выпускаются автомобили марки «Лексус», намечено сокращение 800 человек.
— Никаких увольнений не будет, — твердо заявил бывший директор тайваньского завода «Тойота» Кэйсуки Одзава. — Произойдет перемещение персонала, на улицу никого не выбросят.
Президент «Lean Plus», американец Майкл Вейдер, автор книги «Инструменты бережливого производства», в этот момент едва сдерживал улыбку и от напряжения заметно порозовел. Может быть, он иронически воспринял услышанное, не исключено, просто думал о чем-то своем…
Дело, однако, в другом: почти двести человек из восьми стран ближнего и дальнего зарубежья приехали в Челябинск, чтобы обсудить наиболее актуальные проблемы не только глобального финансового кризиса, но и развития всей мировой экономики. И одним из важнейших ее элементов является производственная система лин, зародившаяся в 50-е годы в компании «Тойота». В переводе с английского лин означает «постный, без жира, стройный». Этот способ организации производства и бизнеса включает в себя оптимизацию всех технологических процессов, ориентацию на нужды потребителя, улучшение качества продукции, экономию годового оборота компании благодаря сокращениям издержек. Именно лин позволил «Тойоте» выстоять во время послевоенного кризиса, повысить производительность труда работников, улучшить качество выпускаемой продукции. Может быть, японская инновация поможет российским предприятиям модернизировать производство и сделать его более современным? Сколько можно говорить, что бережливое мышление должно сегодня стать основным ресурсом в добывающих отраслях, машиностроении, строительстве, финансовой системе? Пора от слов приступать к делу.
Давно известны три основных принципа успеха на производстве: нужно производить то, что необходимо, когда необходимо и в требуемом количестве. Просто, как все гениальное.
Вроде как оказаться в нужный момент в нужном месте. Однако реальность такова: многие российские предприятия пытаются освоить элементы системы лин, внедряют обычно один-два инструмента, быстрой отдачи не получают, разочаровываются в новации и отказываются от ее освоения. Участники форума попытались определить количество предприятий в России, где лин можно было увидеть, что называется, живьем. Насчитали четыре и остановились…
В Челябинской области одними из первых новую систему пытались освоить на ОАО «Автомобильный завод «Урал».
— Стратегия развития нашего производства на период до 2020 года включает в себя несколько этапов: смена мышления методов, изменение процессов и культуры, сохранение долгосрочной конкурентоспособности на рынке автомобильной техники, — говорит директор по развитию ОАО «АЗ «Урал» Николай Крайнов. — Последний этап — «предприятие мирового класса» — включает в себя функционирование гибких, адаптирующихся к рынку процессов проектирования и производства продукции.
— Система лин получает воплощение в конкретных людях, которые к ней приспособились, научились извлекать свои маленькие выгоды и любое посягательство на нее воспринимают как посягательство на себя, — утверждает заместитель директора учебного центра ОАО «АвтоВАЗ» Константин Котляров.— Бережливость — это одна из возможностей для развития личности работника. Но главное, лин — это не набор ритуальных заклинаний, это собственный путь. Существует известный набор антикризисных действий в нынешней финансовой ситуации, но лина там нет. Из кризиса выйдет обновленная экономика, в которой уже не будет легких кредитов, а федеральные потоки заметно иссякнут.
Директор Института экономики УрО РАН Челябинской области доктор экономических наук Владимир Белкин считает, что главной причиной торможения системы лин в России является, увы, человеческий фактор.
— Многие руководители, особенно среднего звена, рядовые работники нередко в штыки воспринимают все новое, что внедряется в производство, — считает он. — Любая инновация — это же дополнительные хлопоты. Однако на Шадринском автоагрегатном заводе, где занято четыре тысячи человек, нам удалось внедрить инновационный менеджмент.
Эта система коренным образом меняет социально-психологическую среду, в которой находятся первопроходцы. Героями дня становятся лучшие по инновационной активности структурные подразделения, руководители и рядовые работники. Одним из важнейших моментов системы является то, что она преодолевает уравниловку в распределении заработной платы. На предприятии повысилась корпоративная культура, люди становятся патриотами своего производства.
Говоря о системе лин, эксперты выходили за рамки конкретной темы. Потому что движение страны вперед невозможно без преобразований практически во всех сферах: образовании, науке, работе государственных институтов, воспитании современно мыслящего человека… Инвестиции не обязательно должны быть масштабными, нужно беречь каждый рубль, киловатт, кубометр. Необходимо жить по средствам и не считать, что природная казна никогда не оскудеет. Притчей во языцех стала наша невысокая производительность труда. В некоторых отраслях она ниже общемировой в десятки раз! И хотя сегодня вроде бы и так не до жиру, но, если система лин позволит хотя бы сократить отставание, ее нужно внедрять. Через «не хочу» и «не могу». И наше недавнее прошлое нам сегодня не указ: тогда научную организацию труда (НОТ) внедряли главным образом для вида, для высокого начальства. Не могли показать дело — подсовывали мероприятия. Сейчас это уже не пройдет: иного пути, кроме инновационного, у России нет.
Поделиться