Слово «кризис» пора запретить

18 Декабря 2008

Тема кризиса успела измотать нервы, подавила желание радоваться наступающим новогодним праздникам и готовить для близких рождественские подарки. Но, может, в том, что с нами происходит, виноват не кризис, а мы сами? Вспомните психологический тест со стаканом, в который до половины налита вода. Для кого-то этот стакан наполовину пуст, а для кого-то наполовину полон. О тонкостях восприятия нынешних экономических условий мы побеседовали с психотерапевтом Людмилой Ефремовой.

Тема кризиса успела измотать нервы, подавила желание радоваться наступающим новогодним праздникам и готовить для близких рождественские подарки. Но, может, в том, что с нами происходит, виноват не кризис, а мы сами? Вспомните психологический тест со стаканом, в который до половины налита вода. Для кого-то этот стакан наполовину пуст, а для кого-то наполовину полон. О тонкостях восприятия нынешних экономических условий мы побеседовали с психотерапевтом Людмилой Ефремовой.

— На наши бедные головы выплеснулась масса негативной информации про то, как все теряют работу, как всё дорожает и что надо готовиться к худшему, потому что, того и гляди, наступит отдельно взятый апокалипсис в отдельно взятой стране…

— Действительно, впечатление, что Россию захлестнула волна массового психоза. Думаю, в этом есть и «заслуга» СМИ, для которых кризис — прекрасный информационный повод. А между тем фактически нынешние трудности коснулись далеко не каждого. Меня, например, как работника бюджетной сферы, кризис обошел стороной. Жаль, что мало кто дает себе труд сесть и спокойно подумать: а что вообще происходит и что делать? Давайте попробуем определить, что мы вкладываем в понятие кризис?

— Для многих в первую очередь это потеря работы и невозможность выплачивать взятые кредиты.

— Безусловно, сокращение кадров имеет место быть. Но это еще не трагедия, ведь жизнь продолжается. Работодатели предлагают оформить увольнение по собственному желанию, однако люди имеют право получения материальной компенсации, будучи уволенными в связи с сокращением. Можно встать на учет на биржу труда, получить возможность поиска новой работы, пусть даже пока не по специальности либо оплачиваемой ниже, чем раньше. Главное — относиться к этому как к временной сложности, которую можно пережить, не опуская руки и не давая себе повода раскиснуть. Попробуйте также поставить себя на место руководителя, который вынужден идти не непопулярные меры, чтобы спасти производство от финансовых руин. Его переживания включают и чувство вины перед людьми, и груз ответственности за будущее предприятия. У наемного работника есть шанс найти новую работу. Руководителю же, допустившему крах целого предприятия, гораздо сложнее восстановить реноме. Поэтому вопрос, кто больше может пострадать — работник или руководитель, остается спорным.

А что касается кредитов… Если у кого-то сейчас висит на шее камень в виде кредитных, долговых обязательств, можно постараться от него освободиться любыми способами. Разумеется, трудно, привыкнув к определенному уровню благосостояния, резко затянуть пояс. Но другого выхода нет. Ведь мы сами создали себе эти трудности. За те благополучные годы, что предшествовали 2008-му, многие привыкли жить «взаймы», по кредитам. Теперь приходится заново учиться жить по средствам.

— В газетах писали о случаях суицида, когда люди, поняв, что сами загнали себя в долговую яму, просто сводили счеты с жизнью…

— Суицидальные мысли, участившиеся случаи алкоголизации среди населения, как проявление обесценивания жизненных принципов, безусловно, вызывают тревогу. Но, согласно статистическим данным, случаи суицидов по причине финансового краха не так часты. Вообще в России народ достаточно стрессоустойчив. Первая мировая война, октябрьский переворот, Великая Отечественная война, девяностые годы — инфляция, дефолт, продукты по талонам, очереди в магазинах… Россияне все это пережили. Многие в дополнение к основной работе занимались, например, сетевым маркетингом, другие на своем садовом участке выращивали овощи для продажи, кто-то вечером подрабатывал в баре официантом. Имеющие высшее образование не гнушались встать за прилавок, переключиться на «челночный» бизнес, хотя это было и тяжело, и опасно. То есть люди искали пути выхода из трудной ситуации. Ситуация послужила катализатором для пробуждения внутренних сил, способствующих выживанию. Люди прочувствовали ответственность за свое будущее и будущее своих детей и преодолели черную полосу. Некоторые предприятия поднялись именно в период кризисов.

Так что кризис может способствовать раскрытию творческого потенциала, дать стимул к поиску новых возможностей. Вспомните сказку про двух лягушек. Та, что продолжала барахтаться в кувшине со сливками, взбила масло и выпрыгнула из крынки. Та, что опустила лапки, захлебнулась и утонула. Хочу также добавить, что, согласно прогнозам аналитиков, экономическая ситуация в России к концу 2009 года должна стабилизироваться. Надеюсь, что подобный прогноз будет утешительным для тех, кто окончательно потерял веру в завтрашний день.

— И все-таки, может быть, есть рецепт для тех, кто еще не преодолел в себе страх?

— Универсальных рецептов нет, потому что каждый переживает по-своему свои трудности, поэтому подходы индивидуальны. Если человек сам не может справиться со своим состоянием и не находит поддержки от близких, есть смысл обратиться к подготовленному специалисту — психологу или психотерапевту. Решение финансовых проблем не является вопросом компетенции психологов, однако возможно уменьшить интенсивность переживаний, сведя их до минимума, и попробовать совместно поискать позитивные пути выхода из кризисного тупика.
Важно понять, что рядом с вами всегда есть те, кто в вас нуждается. Осознание своей значимости может стать для вас источником колоссальных сил в борьбе с любыми неурядицами.

Говорят специалисты

Марина Фролова, практикующий психолог, руководитель учебного центра ЦНТИ «Мост»:
— Любой кризис несет не только страх потерять доход, положение, угрозу расстаться с привычным укладом жизни, ощутить свою неустроенность, «бренность», уязвимость, но и благо, поскольку заставляет обратиться к себе с вопросами: зачем мне нужна та или иная работа? ради чего? что я хочу в жизни? в чем моя миссия? Происходит работа в себе, человек обретает внутренний стержень, становится более свободным, более счастливым, укорененным в бытии. Многие решаются на перемены в жизни. 
  
Ольга Асташкина, практикующий психолог:
— Период изменений и преобразований, часто неудобных и болезненных, происходит регулярно. Результатом переживания такого периода становится переход на более высокий качественный уровень развития личности. Умение и навык адаптироваться в сложных условиях дает отличный опыт, который можно использовать в будущем. Так и нынешний финансовый кризис — это возможность каждого человека, коллектива и общества в целом сориентироваться в непростой ситуации, найти новые способы решения жизненных задач для того, чтобы стать «быстрее, выше, сильнее»!

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты