Огарь. Где гнездится красный гусь из Красной книги?

11 Декабря 2008

Ученые Ильменского государственного заповедника (ИГЗ) ведут обработку научных результатов, полученных во время экспедиций за прошедший весенне-летне-осенний сезон. О своих скитаниях по лесам, степям и болотам, о своих удивительных находках на уровне научной сенсации нашей газете рассказал ведущий орнитолог Южного Урала, руководитель группы зоологов ИГЗ, кандидат биологических наук Валерий ЗАХАРОВ.

Ученые Ильменского государственного заповедника (ИГЗ) ведут обработку научных результатов, полученных во время экспедиций за прошедший весенне-летне-осенний сезон. О своих скитаниях по лесам, степям и болотам, о своих удивительных находках на уровне научной сенсации нашей газете рассказал ведущий орнитолог Южного Урала, руководитель группы зоологов ИГЗ, кандидат биологических наук Валерий ЗАХАРОВ.

Сейчас ботаники Ильменского заповедника заняты размещением своих бесценных находок в гербарии; энтомологи нанизывают насекомых — жучков, паучков, бабочек, чешуекрылых — на булавки; геологи раскладывают свою добычу по научным и музейным коллекциям; орнитологи имеют дело не столько с чучелами птиц, сколько с их фотографиями и голосами, записанными на магнитофон… Сейчас то самое время, когда ученых — хранителей и учеников великой кладовой солнца природы — возможно застать всех на их базе.

— Как корреспондент вы наверняка помните. При действенной поддержке газеты «Южноуральская панорама» совместными усилиями удалось утвердить статус памятника природы каньона Устиновские известняки в верховьях реки Миасс...

— Конечно же! Об этом удивительном уголке природы Южного Урала мы писали не раз. Чем, надеюсь, в известной мере помогли спасти всю эту территорию от безжалостной разработки миллионолетних известняков для получения обыкновенного строительного щебня и известки. А заодно спасли весь редчайший био- геоценоз от варварского истребления. Сейчас, слышал, сюда даже экскурсии привозят…

— Как раз Устиновские известняки подарили в этом сезоне солидный вклад в понимание вековечных природных процессов, вклад в орнитологию. Известен довольно редкий вид красного гуся — огаря, который входит в Красную книгу. Охотники-браконьеры иногда называют эту замечательно красивую и очень осторожную птицу «красная утка». На самом деле в орнитологии огарь занимает промежуточное положение в систематике между уткой и гусем. Даже голос птицы звучит не га-га или кря-кря, а загадочно: донн-донн! Этот вид обычно можно встретить, если, конечно, вам сопутствует удача, в районах южных степей.

Гнездится огарь в норах сурков и барсуков либо в давно заброшенных скирдах соломы. По красно-оранжевому оперению эту редкую птицу спутать с каким-либо другим видом просто невозможно. Редкость этого вида объясняется не только его промысловой ценностью для браконьеров, но и тем, что этот гусь-утка сам никаких нор, гнезд не роет. Популяция напрямую зависит от количества свободных «квартир» — сурчин. Конечно, там где степи идут под сплошную перепашку, огаря не встретить. Для нашей Челябинской области граница гнездования этой редкой птицы определялась ранее руслом реки Уй, которая, как извест-но, имеет в основном своем течении широтное направление. Да и то южнее этой реки мы сумели обнаружить только одно гнездо-нору огаря.

Изредка видели этих птиц в полете, но те были, по-видимому, залетные огари. Несколько последних сезонов мы отмечали пролеты пар «красного гуся» и над территорией памятника природы Устиновские известняки. Но место гнездования найти так и не удавалось, а без обнаружения подземной «квартиры» чудо-птицы для науки сам факт распространения ареала огаря на север представлялся сомнительным. Находили мы в верховьях реки Миасс брошенную барсучью нору, по всем параметрам подходящую для гнезда огаря. Выставляли свой особенный орнитологический сторожок, но факт гнездования здесь, далеко на севере от мест обычного обитания огаря, так и не удавалось установить. В минувший сезон мы решили убедиться, наконец: факт появления огненных жар-птиц в наших краях — случайность или нет?

— Говорят, что случай бывает щедр только к упорным…

— В определенном смысле это верно. Сколько раз мы в этом сезоне выезжали на Устиновские известняки, птиц в полете видели, а гнездо — ну никак найти не удавалось. Не научный поиск, а сплошной детектив! В одну из поездок в поисках гнезда огненного гуся-огаря орнитологическое счастье нам все-таки улыбнулось. Увидели пару огарей, летящих к стене известкового каньона. И вдруг огненная самочка, она поменьше, практически не снижая скорости, пикирует вниз к отвесной стене каньона. Непосвященному показалось бы со стороны — птаха вознамерилась разбиться о скалы! Конечно, нет, на такой высокой скорости птица влетела в неприметную расщелину известкового монолита. А самец, отвлекая внимание непрошеных свидетелей, со свистом воздуха на крыльях сделал в небесах отвлекающую фигуру замысловатого птичьего «высшего пилотажа».

Конечно, мы буквально онемели от красоты этих пируэтов огненных жар-птиц и от ощущения своего невероятного везения. Вот оно, счастье ученого-орнитолога! Счастье человека, которому приоткрылась кладовая солнца великой и вечной природы! В этот момент чуть не забыл про фотоаппарат, но снимки редкой птицы все-таки сделать удалось — профессионализм орнитолога, ведь куда его денешь?!
Место «секретной» расщелины, куда шмыгнула на полной скорости самочка огаря, конечно же, заприметил. Затем приехали на это место вновь, уже со скалолазным снаряжением — иначе до расщелины в стене известняка просто-напросто не добраться.

— А это-то зачем?

— Как то есть зачем?! Нужно еще убедиться, есть ли в гнезде кладка.
Вместе с нашим сотрудником Михаилом Ефимовичем Матвеевым мы страховали, а на альпинистской веревке спустился к заветной расщелине мой коллега и старинный товарищ Петр Егорович Брусянин. Мои коллеги на научных конференциях рассказывали, что обнаружить кладку в скальной стене довольно несложно — просунул в щель руку, нащупал гнездо и саму кладку. Конечно же, ничего не нарушая. И вся процедура! Просто прикоснулся и все. Егорыч довольно долго болтался у вертикальной стенки в альпинистской обвязке. Гнездо было устроено очень хитро: в скальной щели да еще и с поворотом. Кое-как Егорыч сумел дотянуться до кладки: длины руки не хватало, да еще и проклятый изгиб в расщелине.

— Да, непросто даются научные результаты…

— Без такой вынужденной «романтики» в нашем деле невозможно. Если лично не убедился в существовании кладки яиц в гнезде, то сам факт гнездования не является научно доказанным. Зато мы теперь вооружены неопровержимым фактом — научной сенсацией: самая северная точка гнездования огаря с координатами 54 градуса 52 минуты северной широты обнаружена в верховьях реки Миасс.

— А что вообще для науки дает сам факт обнаружения самой северной точки гнездования в общем-то южной птицы? Что это, результат глобального потепления, изменения климата?

— Причины иные. Как связать, например, с пресловутым глобальным потеплением тот факт, что процесс расширения ареалов обитания южных видов птиц идет на север, но при этом северные птицы все чаще гнездуются значительно южнее? Ведь по вашей логике границы обитания северных птиц должны бы сдвигаться тоже к северу, но никак не на юг. Неувязка, однако!

— Есть тому примеры?

— Конечно! Как мы обнаружили, журавль-красавка стал гнездиться значительно южнее, откочевал, что ли, с севера на юг. Мы это с удивлением обнаружили в южных частях нашей лесостепной зоны, в Октябрьском районе. А взять еще для примера такую северную таежную птицу — бородатую неясыть. Ее вековечная прописка — тайга севера Свердловской области. Мало того что нынче мы обнаружили гнезда бородатой неясыти у нас в Ильменском заповеднике, еще и в Ашинском районе, недалеко от Игнатьевской пещеры. В этот сезон обнаружили гнездо этой северной птицы в березовом колке аж на самом юге области, в Нагайбакском районе! Вот вам, пожалуйста, птичья сенсация номер два. И еще пример. Гнездующиеся пары северных длиннохвостых снегирей — урагусов — обнаружены по реке Миасс близ Челябинска. Гораздо южнее традиционных мест гнездования! В великой и гармоничной природе идут на наших глазах процессы во многом еще непонятные.

...После разговора с моим другом Валерием Захаровым шел по тропинке заповедника из орнитологической лаборатории и сам в чем-то окрыленный. Действительно, то, что человеку непонятно в естественной и гармоничной природе, не стоит объяснять какими-то чудесами. Мы просто не так уж много, оказывается, знаем и понимаем в этой великой кладовой солнца. Зачастую из-за этого непонимания человек, возомнивший себя венцом творения, совершает преступные и непоправимые ошибки. Вспомним небольшой рассказ Рэя Бредбери о том, как на машине времени охотники отправились в экзотическое сафари во времена динозавров. Один растяпа неосторожно сошел со специального помоста и раздавил ногой древнюю бабочку. В итоге это привело, при возврате охотников в их время, к грандиозным последствиям, вплоть до отсутствия на географической карте целых стран. А они были до злополучного путешествия охотников в древнейшие эпохи… Все на нашей планете взаимосвязано и взаимообусловлено. Потому и появление чудо-жар-птицы, огаря в наших местах — факт для понимания природы из числа значимых.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты