На игле импорта. В частной медицине Челябинска не исключают роста доли отечественного медоборудования

26 Января 2015 Автор: Подольская Елена Александровна
На игле импорта. В частной медицине Челябинска не исключают роста доли отечественного медоборудования

«Южноуральская панорама» запускает проект по исследованию рынков — UP-рейтинг

«Южноуральская панорама» запускает проект по исследованию рынков — UP-рейтинг. В этом номере мы погрузились в тему частной медицины Челябинска. Маркетинговые исследования специально для «ЮП» провела компания KGROUP.

Зависимость российского рынка медицинского оборудования от импорта эксперты называют главной проблемой отрасли. И Челябинская область в этом отношении не исключение.

Не в нашу пользу

По данным маркетологов, в частных клиниках региона доля отечественной медтехники не превышает 10—30 % в зависимости от специализации учреждения, а также от его статуса и цен на услуги. Возможно, именно поэтому так разнятся оценки опрошенных «ЮП» врачей той доли заграничных аппаратов и расходников, которые они используют в своих клиниках: от нуля до 40 %.

— Единственное российское оборудование, которое мне нравится в косметологии, — это терапевтический лазер, — признается Ольга Матийцо, руководитель косметологического отделения курорта «Увильды», кандидат медицинских наук, ведущий косметолог. — Он создан как физиотерапевтическое оборудование, но его модификации используются и в косметологии. Лазер обладает противовоспалительным действием, например, на угревую сыпь, а также работает совместно с препаратами. Это российские разработки, но совершенно мирового уровня.

Как объясняет врач, в косметологии доля процедур по уходу с использованием терапевтического лазера российского производства достаточно велика. К примеру, с его помощью успешно восстанавливают после хирургических вмешательств. С лазером быстрее уходят отеки и идет заживление, то есть эти аппараты позволяют сокращать период ранней реабилитации после хирургии и раньше отменять пациенту обезболивающие и прочие лекарственные препараты, что в период после перенесенного наркоза очень важно. Используются российские терапевтические лазеры не только в косметологии, но и в других медицинских сферах. В Челябинске спросом также пользуются, в основном, отечественные электрокардиографы, оборудование для функциональной диагностики.

Исполнительный директор центра пластической хирургии и косметологии «Молдинг маск» Наталья Гаррехт нам рассказала, что в ее клинике используются оборудование и расходники в соотношении 40 процентов отечественного происхождения и 60 — импортного.

— Мы сейчас активно изучаем предложение по оборудованию в косметологии, поскольку планируем открывать дополнительно косметологическую клинику, и пришли к выводу, что отечественных аппаратов в этом сегменте значительно меньше. Медицинское оборудование еще можно приобрести в России, но не косметологическое, — уточняет топ–менеджер центра. — Вот эти наши 40 процентов — то, что используется в стационаре. К примеру, бактерицидные камеры, облучатели, стерилизаторы, вакуумные отсосы. То есть все, что связано со вспомогательными функциями. А основная медтехника, например, наркозные аппараты, операционные столы, лучше приобретать импортные.

Цифры, совершенно не в пользу российского производителя, озвучил в беседе с «ЮП» хирург-имплантолог «Клиника реконструктивной стоматологии, косметологии и хирургии» Игорь Сумлинский:

— Как бы грустно это не звучало, но из отечественного оборудования в нашей клинике нет ничего. Расходников очень и очень мало — меньше 5 процентов. Условно назвать отечественным можно хирургический светильник, который у нас используется. Он российский, но почти полностью изготовлен из немецких деталей. Если включить в обзор и стоматологическую мебель, то в моем кабинете — рабочем, не лечебном, стоит мебель московского производителя, очень качественная, — комментирует доктор.

Однако он же потом и уточняет, что нулевая доля российского оборудования — ситуация в конкретной его клинике. Если в оснащении южноуральской стоматологии мерить среднюю температуру по больнице, то отечественные установки и расходники здесь, конечно, есть.

— Мы занимаемся высокотехнологичными услугами, к примеру, делаем костные реконструкции, и нам нужно оборудование высокой надежности. Небольшие стоматологические клиники направляют пациентов к нам, когда не могут предложить материалы высокого качества, — добавляет наш собеседник.

Корея дышит в спину

Что касается стран-производителей медтехники для челябинских клиник, то лидирует здесь Европа. Те же маркетологи вывели, что крупнейшие позиции занимают сейчас немецкие (23 % рынка), американские (17 %), японские (18 %), швейцарские (7 %), чешские (6 %), датские (3,3 %), а последнее время — и корейские производители, которые могли бы иметь уже 20 % рынка, если бы решили проблемы с сертифицированием своей продукции.

— Все остальные лазеры, кроме терапевтического, которые применяются уже для омолаживающего пилинга, лазерной реставрации, — у нас зарубежные, — говорит Ольга Матийцо. — Лидирует пока Германия. В последние 3 года около трети рынка завоевала корейская техника. Очень много на этом рынке Китая, но лазеры у них некачественные. Если говорить об оборудовании для косметологического ухода, к примеру, комбайнах, то ценится испанское. Пожалуй, никакая другая страна в этом сегменте рынка до них недотянула. Французское — это сразу дорого, примерно в два раза. А все остальное — не лучшего качества. Из оборудования для ухода за телом много итальянского. Причем весьма неплохого, поэтому итальянцы, пожалуй, здесь лидируют.

— В основном это европейское оборудование. Есть единичные позиции из Китая, Беларуси, но львиная доля идет из Европы, — соглашается Наталья Гаррехт. — Сейчас появляется много корейского оборудования для косметологии. Оно приемлемо по соотношению цена-качество, но в основной своей массе еще не сертифицировано, хотя и появляется на выставках.

Спецы пока в столице

Объем вложений в закупаемое или обновляемое оборудование у частной клиники с постоянным потоком клиентов в Челябинске и Челябинской области составляет в среднем от 1 до 10 миллионов рублей в год. Оборот иностранного оборудования в региональной частной медицине — это примерно 500 миллионов рублей в год, при этом львиная доля средств, как признаются игроки, уходит на сервисное обслуживание и замену расходников.

Вообще, сервисное обслуживание медоборудования — это один из ключевых вопросов, который обсуждается с поставщиками. «Снабженцы» в частной медицине Челябинска часто жалуются на то, что специалисты, которые могли бы исправить оборудование и настроить его, находятся в основном в Москве или Санкт-Петербурге, а запасных частей из-за рубежа иногда приходится ждать по 1—3 месяца. Само собой, это сказывается на прибыльности бизнеса. Хотя эта проблема не всех местных клиник.

— Сложности с сервисным обслуживанием? Да, в свое время они были. Но примерно с 2000 года в России работает научный подход к косметологии, и за это время все шероховатости, связанные с сервисным обслуживанием оборудования, сгладились, — комментирует Ольга Матийцо. — А сейчас в России есть представительства, которые много лет занимаются медоборудованием конкретной фирмы и обучают за рубежом специалистов по его обслуживанию. Так что проблем с сервисом нет.

Будем искать альтернативу

Зато у владельцев частных клиник в Челябинске появились другие проблемы, гораздо более существенные, чем несвоевременная замена расходников и ремонт медицинских установок. Речь о скачке цен на импортное оборудование, который произошел вместе с падением рубля в конце прошлого года. В то же время врачи отмечают, что экономические санкции со стороны Запада и обратные не повлияли на поставки техники из-за рубежа:

— Не могу сказать, как будет в следующей закупке, но пока санкции на сотрудничество с зарубежными поставщиками не влияют. В научном мире, несмотря на такие политические решения, люди все равно тянутся друг к другу. А вот стоимость оборудования и его обслуживания вырастет, конечно, колоссально, — отмечает Ольга Матийцо.

В этой ситуации игроки рынка не исключают, что будут искать альтернативу импортной медтехнике и материалам в России, чтобы сохранить бизнес.

— Есть несколько препаратов для наружного и инъекционного применения, совершенно замечательных, которые производятся в России, — продолжает Матийцо. — Можно спрогнозировать, что часть препаратов европейских из-за отсутствия необходимых сертификатов, что тоже связано с политической ситуацией, уйдет с рынка, а наши займут их место. К примеру, это относится к филлерам, которые применяются в омолаживающих процедурах.

— Для примера, недавно мы приобретали коагулятор, стоимость его выросла в два раза по сравнению с июнем этого года, — сетует Наталья Гаррехт. — Кроме того, мы уже почувствовали финансовые проблемы при закупке оборудования в новую косметологическую клинику. Будем искать выход — либо обращаться к лизинговым компаниям, либо подбирать альтернативы. Не исключаем, что выбирать будем и из российских аппаратов тоже, и доля отечественного оборудования в наших клиниках возрастет.

Не отрицает такого подхода к закупкам и хирург-имплантолог Игорь Сумлинский.

— Все стало значительно дороже, — говорит он. — Некоторым материалам приходится искать замещение. К примеру, шовному материалу. Недавно мы заказали партию российского материала, будем смотреть, каков он по качеству. Если устроит — будем использовать. Но те же имплантаты — они как были швейцарские, так и остались. Отечественных имплантатов такого уровня, к сожалению, нет. Более того, мощных производств в этой сфере в России нет и в ближайшее время не будет. Те же импортные системы для дентальной имплантации — это не просто коммерция, а большие научные школы, их становление шло не одно десятилетие, не говоря уже о многолетних инвестициях.

Хотя среди челябинских врачей есть и те, кто настроен более оптимистично. Из них — наш эксперт Ольга Матийцо:

— Я уверена, что в России могли бы делать не только терапевтические лазеры, о которых я упоминала, но и все остальное медицинское оборудование. Просто зарубежные производители за эти годы успели закрепиться на рынке настолько прочно, что отечественные, возможно, побоялись конкуренции, ну или просто не хотели инвестировать в такие проекты, — считает доктор. — В России для этого производства есть и мозги, и руки. К примеру, ко мне в центр дважды в году приезжают наши, российские инженеры калибровать зарубежные лазерные системы. Разве это не показатель?

 Исследование проведено группой специалистов под руководством эксперта по маркетингу и PR Екатерины Захаровой, генерального директора компании KGROUP.

Поделиться

Сегодня | 18:53
Какие улицы попросили отремонтировать жители Челябинска

Алексей Текслер объехал проблемные дороги областного центра.

Сегодня | 16:03
Бизнес на обочине. На М5 закрыли проезд к незаконным строениям

Южноуральские дорожники ликвидировали доступы к самостроям и незаконным придорожным объектам вдоль федеральной магистрали.

06.12.2013 | 14:48
Город Златоуст. Глава Златоуста Вячеслав Жилин о точках роста города «в ладонях гор»

В Златоусте уникальным образом сочетаются промышленные традиции и мастеровой дух, ценный геополитический ресурс и сложная логистика, крупные производственные предприятия и малый бизнес. Это город, который живет настоящим, но смотрит в будущее.

08.08.2013 | 09:22
В Челябинске готовят рейды по рынкам

По аналогии с московскими в ходе них будут искать нелегалов и мигрантов, причастных к организованной преступности.

Новости   
Спецпроекты