История и стратегия

28 Мая 2008

Сегодняшний потенциал предприятий стройиндустрии определен, прежде всего, природным и историческим факторами, а именно наличием месторождений сырья и стратегическими задачами, стоявшими перед государством в те или иные периоды истории.

Сегодняшний потенциал предприятий стройиндустрии определен, прежде всего, природным и историческим факторами, а именно наличием месторождений сырья и стратегическими задачами, стоявшими перед государством в те или иные периоды истории.

— Южный Урал — настоящая природная кладовая, где есть буквально все,— говорит Сергей Черкашев, заместитель начальника управления природных ресурсов, начальник отдела недропользования министерства промышленности и природных ресурсов области.— Запасы основных минеральных ресурсов для стройиндустрии — строительного камня, песка, глины, а также гипса и сырья для производства цемента — в области практически неограниченны.

Из основных производств на Южном Урале отсутствует разве что крупное производство стекла (при наличии огромной сырьевой базы). А вот цементные заводы, заводы железобетонных изделий, кирпичные заводы, производства стеновых материалов и прочее в наличии и производят продукции порой даже больше, чем потребляется в области.

Что же касается истории, то, как отметили эксперты, опрошенные «Стройплощадкой», Челябинская область в советские годы прежде всего индустриальный, промышленный центр, в том числе оборонной и ядерной промышленности. Наши основные города выросли вокруг громадных промышленных комплексов. А стройкомплекс и стройиндустрия начинались с промышленного строительства. Возникли громадные тресты — Магнитострой, Южно-Уральское управление строительства, Главюжуралстрой, Трест-42, а также мощные производства, которые делали железобетон.

Еще одна особенность — для массового строительства жилья в 70-х годах после долгих споров была выбрана концепция панельного домостроения и созданы серьезные производственные мощности, и сегодня обслуживающие значительную часть строящегося в регионе жилья. Кроме того, стройиндустрия Челябинской области обеспечивала (и обеспечивает) стройматериалами не только собственно Южный Урал, но и другие регионы страны, а также северные районы Казахстана, куда уходит значительная часть продукции южноуральских предприятий.

Новые задачи и планов громадье

По мнению экспертов, стройиндустрия Челябинской области после кризиса 90-х годов благодаря резко выросшему спросу на жилье практически полностью восстановила заложенный в советские годы потенциал и работает сегодня на полную мощность. Точнее, на ту, что позволяют всерьез изношенные основные фонды.

По данным, указанным в разрабатывавшейся в стенах министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства программы развития стройиндустрии на 2006–2010 годы (так толком и не воплощенной в жизнь), износ основных фондов на 2005 год составил 46,8 процента от их стоимости.

— Сегодня полностью вовлечены в оборот месторождения, которые были разведаны, но не использовались и находились в госрезерве,— дополняет Сергей Черкашев.— Этот задел уже исчерпан. Единственный выход — вести геологоразведку новых залежей и запасов сырья.

Все это может означать, что сегодняшние 1,6–1,8 миллиона квадратных метров жилья в год — тот же показатель, что и в лучшие советские годы,— пожалуй, максимум для сегодняшней стройиндустрии региона.

Задачи же, стоящие перед областью, на порядок более масштабны. Для выхода на общепринятую норму строительства жилья, принятую в развитых странах,— один квадратный метр на человека в год — Южному Уралу придется вводить в два с лишним раза больше жилья, чем сегодня. Плюс уже озвученные государством и бизнесом масштабные планы по строительству новых производств (от новых металлургических заводов до строительства атомной электростанции), коммерческое и инфраструктурное строительство. Нельзя забывать и то, что значительная часть продукции челябинской стройиндустрии (в частности, по мнению экспертов, до двух третей всего производимого цемента) традиционно уходит за пределы региона, что создает дефицит стройматериалов

Подытоживая факторы, можно предположить, что в ближайшие семь-десять лет мощности стройиндустрии Южного Урала должны будут вырасти минимум в три раза. И не только в чисто валовом отношении, но и в плане внедрения новых, самых разнообразных стройматериалов и технологий домостроения.

— Срочно нужна областная программа развития стройиндустрии, осознанная и понятная,— констатирует председатель комитета по строительству Законодательного Собрания области Юрий Карликанов.

Впрочем, недостатка в планах вроде бы нет. В областном минстрое разрабатывается программа развития стройиндустрии. В прошлом году в регионе принят долгосрочный комплексный план геологического изучения недр и развития минерально-сырьевой базы Челябинской области на 2007–2010 годы. О конкретных планах по строительству новых производств и реконструкции существующих, в частности о расширении мощностей, заявляли владельцы крупнейших цементных заводов региона — Первомайского («Лафарж») и Катав-Ивановского («Евроцемент»). Также ходят усиленные слухи о грядущем строительстве нового крупного цементного производства в Магнитогорске. Это, учитывая все более растущий дефицит цемента в стране (так, по опубликованным в газете «Коммерсант» прогнозам компании «Интеко», одного из основных игроков строительного рынка Москвы, разрыв между производством и потреблением цемента в России может к 2014 году достичь 33 миллионов тонн), особенно важно для обеспечения нужд региона.

Кроме того, есть несколько проектов строительства кирпичных заводов. И это не считая многочисленных небольших проектов малого и среднего бизнеса, способного, как считают эксперты, опрошенные «Стройплощадкой», стать локомотивом развития отрасли.

Но…

— Разработки программ отраслевого развития должны быть плодом коллегиального труда и еще на начальном этапе выноситься на обсуждение,— считает Юрий Карликанов.— Было бы полезно со всех сторон ее обсудить с заинтересованными сторонами процесса, профессионалами отрасли. А так — кто-то где-то что-то разработал, кто-то одобрил или отстранил по каким-то причинам. Бизнес об этой программе по большому счету не знает.

Обещать — не значит построить

Впрочем, и причин, могущих сорвать планы по развитию стройиндустрии, а значит, поставить под угрозу планы по строительству жилья, достаточно. Назовем лишь основные.

  Огромные временные потери

По мнению экспертов, на строительство стандартного цементного завода производительностью один миллион тонн продукции в год требуется не только 200–250 миллионов долларов, но и от трех до пяти лет. Значительная часть из них уходит на многочисленные согласования проектов, землеотводов и поставку оборудования. А для того чтобы начать разработку, скажем, песочного карьера, необходимо на согласования тратить примерно год.

— Для добычи возникает немало ограничений по доступности сырья: месторождения нередко расположены в лесах, водоохранных зонах, где их разработка запрещена,— говорит Сергей Черкашев.— А «свободные» земли зачастую находятся не в собственности государства, а принадлежат конкретным владельцам. Как результат — при практически неограниченном природном потенциале мы можем скоро столкнуться с проблемой нехватки сырья для промышленности строительных материалов.

Сложности испытывает и малый бизнес. Только к разного рода согласованиям прибавляются и проблемы с финансированием.

— Далеко не все банки и не всегда идут навстречу предприятиям малого и среднего бизнеса, сколько бы об этом ни говорили,— считает Сергей Рогов, директор компании «Стройлесиндустрия».— У нашей компании с момента, как к нам пришла мысль купить, скажем, бетонно-растворный узел, на получение кредита или оформление лизинга, поставку оборудования, его монтаж и запуск уйдет не менее года.

Отсутствие четкой и понятной градостроительной политики, прежде всего на уровне муниципалитетов

— Трудно говорить о планах развития без четкого понимания того, в какую сторону будет двигаться строительная отрасль — главный потребитель продукции стройиндустрии,— говорит президент ассоциации предприятий строительной отрасли Челябинска Владимир Бурлаков.— Нужно в конце концов просто решить, какими мы видим наши города в будущем.

— Генпланы, схемы территориального планирования должны быть не просто утверждены,— считает Юрий Карликанов,— но быть четкими и понятными, где какой тип жилья (не в деталях, но хотя бы по зонам) будет возведен. И вот от этого надо смотреть, где, сколько и каких материалов необходимо, и под эти планы и задачи «закатывать» стройиндустрию.

Сегодня формирование генеральных планов и стратегий развития городов, судя по сообщениям в СМИ, вроде бы идет полным ходом. Но кто может поручиться за их качество?

Еще одна тема, на которую обратили внимание эксперты, опрошенные «Стройплощадкой»,— отсутствие в сегодняшней структуре областного минстроя специализированной аналитической структуры, которая бы занималась изучением, аналитикой российского и мирового опыта по развитию новых технологий в строительстве и стройиндустрии. Сегодняшний импорт и адаптация тех или иных зарубежных технологий и оборудования носит скорее хаотичный характер и основывается на личных впечатлениях от зарубежных поездок чиновников и бизнесменов.

Кадры

— Интересно, даже если мы построим эти десятки предприятий, кто будет на них работать? — задался вопросом один из собеседников «Стройплощадки».

— Далеко не каждому можно доверить работу на сложном современном оборудовании. А собрать необходимый для серьезного предприятия штат из нескольких десятков хотя бы относительно непьющих работников в райцентрах и селах и вовсе архисложно,— констатирует совладелец лесоперерабатывающей компании «УСК-регион» Александр Велитченко.

Но дело даже не в рабочих. Крайне острый дефицит наблюдается (притом по всей стране) и среди конструкторов и проектировщиков. Квалифицированные кадры этих специальностей, как правило, заняты заказами под завязку, да и затраты на оплату их труда растут как на дрожжах.

  Инфраструктурные ограничения

Новые производства, как известно, требуют не только сырья, но и подключения к инженерной инфраструктуре: воде, газу, электроэнергии. Проблемы подключения к инфраструктуре естественных монополистов (локальных и федеральных) — как невероятная дороговизна, так и продолжительность этой процедуры — одна из самых наболевших тем для предпринимателей любого уровня. И, похоже, без политической воли аппетиты энергетиков, газовиков и водоканалов разного уровня не умерить.

Впрочем, дело не только в алчности.

— При таких темпах прироста потребления электроэнергии мы к 2010 году упираемся в серьезную проблему, когда сетевое хозяйство, которое есть в области, не позволит пропустить то количество электроэнергии, которое потребуется для нашей промышленности и нашей жилищно-бытовой сферы,— говорил в прошлом году в интервью «Южноуральской панораме» первый вице-губернатор области Владимир Дятлов.

Заложник ситуации

Вышеописанные проблемы в целом взаимосвязаны друг с другом и в конечном итоге могут привести к тому, что далеко не все заявленные проекты по строительству новых производств будут реализованы. А значит, дефицит стройматериалов наряду с кадровым голодом может привести к дальнейшему росту цен на продукцию предприятий стройиндустрии, что, в свою очередь, послужит поводом для роста цен на жилье. Впрочем, чем выше цены на жилье, тем ограниченнее на него платежеспособный спрос и меньше потребность в стройматериалах. А значит, стройиндустрия — скорее заложник сложившейся ситуации, зависящий от спроса на жилье, нежели злой и алчный гений, ищущий сверхприбыли.

И конечно же, про нацпроект «Доступное и комфортное жилье» можно будет уже не вспоминать…

 

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты