«Юрюзанский след» челябинского металла. Один из гигантов отрасли возник с 10-летним опозданием

21 Июля 2015 Автор: Александр Сысов
«Юрюзанский след» челябинского металла. Один из гигантов отрасли возник с 10-летним опозданием

Челябинский металлургический комбинат был построен в рекордно короткие сроки: окончательное решение о начале его строительства было принято лишь за 10 дней до начала Великой Отечественной войны. А уже 19 апреля 1943 года выплавлен первый металл.

Гигантомания производства

Как известно, до 7 августа 1942 года этот строящийся завод носил название «Бакальский металлургический завод» и лишь затем был переименован в «Челябинский металлургический завод». Именно Бакальское месторождение железных руд должно было стать основной сырьевой базой строящегося завода. Строительство велось в условиях сурового военного времени рядом с поселком Першино. Здесь широко применялся труд заключенных, мобилизованных в трудармию, а позднее и военнопленных. Осенью 1941 года в район стройки на Першинскую площадку начинает прибывать оборудование заводов, эвакуированных из подмосковной Электростали, Запорожья, Липецка, со сталинградского «Красного Октября» и ряда других предприятий. А уже в марте 1942 года началось широкомасштабное строительство заводских корпусов…

Вступив в строй, Челябинский металлургический завод сыграл большую роль в завоевании Победы в Великой Отечественной войне, а в послевоенное время участвовал в выполнении космических программ, производил металл для военно-промышленного комплекса и наукоемкого сектора экономики. Да и в настоящее время ЧМК продолжает занимать серьезные позиции в отечественной металлургии.

Однако было бы несправедливо вести историю создания ЧМК с 1941 года, так как вопрос о строительстве нового Бакальского металлургического завода-гиганта был поставлен еще в начале 30-х годов, уже в первые годы индустриализации.

Развитие металлургии на Южном Урале в 30-х годах XX века было частью правительственного плана «Большой Урал», целью которого было создание здесь второй угольно-металлургической базы страны. И хотя главную ставку правительство делало на строительство Магнитогорского металлургического комбината, горнозаводской зоне Южного Урала в период индустриализации тоже уделялось значительное внимание. Именно реализации этого плана должно было служить возведение здесь нового мощного металлургического завода.

В качестве основного источника сырья для производства металла предполагалось задействовать Бакальское рудное месторождение. И хотя оно эксплуатировалось с середины XVIII века, даже уже разведанных запасов, по мнению экспертов, должно было хватить для работы нового завода. Вблизи Бакальских рудников на протяжении двухсот лет успешно функционировали металлургические заводы (Юрюзанский, Катав-Ивановский, Усть-Катавский, Симский, Миньярский, Саткинский), и, казалось бы, не было никакой необходимости в строительстве нового завода.

Однако советское правительство считало по-другому. Во-первых, в годы индустриализации руководство страны охватила гигантомания, и главное внимание уделялось именно строительству огромных промышленных предприятий, где, по-мнению правительства, и должно было концентрироваться основное производство. Поэтому в этом смысле старые заводы явно не устраивали советское руководство. К тому же они явно устарели технологически, многие из них были сильно разорены в ходе революции и Гражданской войны. А некоторые и вовсе простаивали с первых лет XX века (например, Юрюзанский завод был закрыт еще в 1908 году), и поэтому здесь пришлось бы фактически заново возрождать производство.

Спроектировали ЗАТО?

Предполагалось, что будущий Бакальский металлургический завод должен будет уже в 1934–1935 гг. (1-я очередь) выплавлять 1300-1400 тыс. тонн металла. К концу второй пятилетки (1936–1937 гг.) производительность завода должна была быть доведена до 4500 тыс. тонн чугуна. Основным назначением Бакальского металлургического завода должен был стать выпуск качественного металла, предназначенного главным образом для удовлетворения потребностей тракторостроения, авто-, станко- и машиностроения.

Первоначально разработкой проекта завода занимался Уралгипромез, управление которого находилось в Свердловске. Вопрос о себестоимости перевозок был чуть ли не самым главным аргументом в пользу того или иного варианта размещения завода. В ходе проведения исследований специалисты Уралгипромеза полностью отвергли курганский вариант, т.к. по всем транспортным показателям он оказался самым дорогим. Юрюзанский и челябинский варианты были признаны примерно равнозначными, хотя по расходам, связанным с доставкой руды, перевес оказался на стороне Юрюзани. И хотя челябинский вариант был более удобным с точки зрения доставки угля из Сибири, а также близости рынков сбыта и потребления (промышленность Свердловской и Пермской областей, сам Челябинск как крупнейший промышленный центр), свердловский Уралгипромез в тот момент отдал предпочтение юрюзанскому варианту. 

В районе Юрюзани исследованию подверглись несколько площадок, но в результате анализа полученных данных наиболее пригодным местом для строительства завода, согласно резолюции Уралгипромеза, оказался район Бахтиарка — Аксарка — Гальское Поле. Этот район был утвержден протоколом № 51/302–262 от 10 июня 1930 года ленинградским Гипромезом.

Потребность завода в энергии должна была восполнить электростанция, сооружение которой должно было идти параллельно со строительством завода. Для этого здесь планировалась постройка плотины и установка двух гидротурбин с расходом воды 6,9 кубических метра в секунду. В заводоуправлении юрюзанского завода к тому времени уже был в наличии проект установки этих турбин, разработанный московским монтажно-проектным бюро. Снабжение завода водой должно обеспечиваться из реки Юрюзани, водоснабжение города — из Аксарского ручья и других водоемов.

Так случилось, что данная площадка практически полностью совпадает с местом, где сейчас располагается город Трехгорный и приборостроительный завод. Вполне возможно, руководство страны, планируя в начале 50-х годов создание секретного объекта в этих местах, воспользовалось планами, составленными 20 лет назад. Но в любом случае, приходится только восхищаться профессионализмом инженеров и техников 30-х годов, которые четко и со знанием дела произвели планировку данной местности под строительство здесь крупного промышленного предприятия.

«Ввиду ряда недостатков»

Однако всем этим грандиозным планам не суждено было сбыться. 29 сентября 1930 года правление «Новостали», созданной постановлением президиума ВСНХ СССР 28 ноября 1929 года специально для строительства новых металлургических заводов, постановило передать составление проекта завода из ведомства Уралгипромеза в Ленинград — ленинградскому Гипромезу. После этого в изыскательных и проектных работах в районе Юрюзани внезапно наступает непонятное затишье. Ситуацию прояснила телеграмма, присланная 2 апреля 1931 года ленинградским Гипромезом, в которой указывалось, что «ввиду ряда недостатков, имеющихся на площадке (Гальское Поле), намечавшейся для постройки нового Бакальского завода, Гипромез решил отказаться от проектирования завода в Катавском районе и намечает расположение завода в районе Челябинска или Кургана, куда в ближайшие дни выезжает комиссия для выбора площадки». Впоследствии оказалось, что на практике стал реализовываться именно челябинский вариант.

Не было точных объяснений причин того, почему юрюзанский вариант был отклонен. Скорее всего здесь сыграли роль такие обстоятельства, как экономия средств на доставке кузнецкого угля, везти который в Челябинск было дешевле, чем в район Юрюзани, а также такой факт, что Челябинск был в более выгодном положении с точки зрения реализации готовой продукции. Вполне возможно, что на принятие решения повлияла и передача проектирования из свердловского Уралгипромеза в руки ленинградского Гипромеза, специалисты которого имели свой взгляд на проблему строительства металлургического завода-гиганта на Южном Урале.

Сложно предположить, как могла бы развиваться металлургия нашего края в том случае, если бы металлургический завод-гигант в 30-х годах был построен в окрестностях Юрюзани. Это предприятие вполне могло дать серьезный импульс для развития прилегающих территорий горнозаводской зоны Южного Урала. И, несомненно, этот завод мог внести огромный вклад в укрепление обороноспособности страны, особенно в условиях приближающейся, а затем и начавшейся войны с фашистской Германией.

Однако, к сожалению, время было упущено, и Бакальский металлургический завод, переименованный 7 августа 1942 года в Челябинский, пришлось строить в напряженных условиях войны. Такова была предыстория возникновения ЧМК, одного из гигантов отечественной металлургии.

Поделиться

Вчера | 14:55
Сколько дорог отремонтируют на Южном Урале

В регионе ежегодно растут объемы сезонных работы.

Вчера | 11:35
В Челябинске обсудили коммуникации некоммерческого сектора с людьми и властью

Некоммерческий сектор в регионе растет и развивается, охватывая самые разные направления — от кризисных квартир до гастролей уральских танцевальных коллективов за рубежом. Однако, как признаются сами общественники, слабым местом в НКО остаются коммуникации — с представителями власти, благотворителями и потенциальными сторонниками проектов.

Новости   
Спецпроекты