Булгарлыки средней Волги. Образец современной толерантности демонстрировал Троицк еще в XIX веке

11 Августа 2015 Автор: Рауф Гизатуллин
Булгарлыки средней Волги. Образец современной толерантности демонстрировал Троицк еще в XIX веке

Не будем дискутировать с Владимиром Людвиговичем по поводу его «детских» (во всех смыслах) аргументов, или о «домашнем», «мужском языке» у казаков, а лишь согласимся с тем, что язык — основное средство коммуникации и взаимопонимания людей, принадлежащих к различным культурам.

Продолжение.

Посетив Троицк в конце XIX века, В. Л. Кигн-Дедлов (1856-1908), фактически сам отмечал именно экономическую подоплеку «билингвизма» горожан: «В городе монументальные лавки битком набиты покупающей русский товар «ордой», с которой приказчики бойко разговаривают по-киргизски». Как бы то ни было, владение родным языком визави (vis-à‑vis) немало способствует доброжелательности собеседников.

Политические чаепития

Подтверждением являются заметки из дневника А. Топчибашева, который он вел летом 1909 г. во время поездки по Уралу и Сибири. Адвокат Алимардан-бек Топчибашев (1863-1934) был председателем политической партии «Иттифак аль муслимин» («Союз мусульман»), депутатом I Государственной Думы, примыкал к левому крылу фракции партии П. Н. Милюкова «Народная свобода» (до января 1906 г. — Конституционно-демократическая партия, иначе — «кадеты»).

Вот его краткие записи, относящиеся к началу июля, о троицких впечатлениях: «Выехали [из Челябинска] в 8 ч[асов] 45 м[инут] утра и прибыли в Троицк в 10 ч[асов] веч[ера], два с лишним часа на чаепитие, запряжку и пр.: ехали шибко… Днем осмотр города: Пассажа Яушева, помещения благотвор[ительного] о[бщест]ва, роспись в книге, газеты, книги, библиотека и учителя. Посещение Ахм[арова], Яуш[ева] и др. Обед у Валиева с Уразаевым и др. Беседа на общие темы о думских делах. Объяснение о работах фракции и необходимости помощи. Резолюции. Визиты петропавл[овскому] ахуну Яушеву, ишану Зейнулла Расулеву, у последнего много киргиз [казахов. — Р. Г.], а во дворе нищих. Прием, чай, беседы, 40 р[уб.], деньги ишана. Еще обед у троицк[ого] гор[одского] головы Мельникова с чл[енами] управы и г. Башкировым, радушный прием, добрые отношения между русскими и мусульманами, прекрасно произносят имена татарские и сами говорят даже по-киргизски».

Здесь надо сказать, что появление Топчибашева в Троицке не случайно. На этот город российские кадеты возлагали большие надежды в связи с тем, что именно здесь усиливались политические позиции их партии, а залогом этого было успешное сотрудничество русских и татарских либералов. Так, одним из самых активных участников этого процесса был видный представитель торговой буржуазии губернии — Муллагали Яушев.

Обучение звуком

Мусульманская буржуазия выступила также активным сторонником модернизации образования, создания школы нового типа, названной джадидистской (от араб. джадид — новое). И здесь впереди был Троицк, в котором уже в 1893 году было принято решение о согласованном переходе всех мусульманских школ города на преподавание по прогрессивному звуковому методу (вместо прежнего — буквослогательного). Система обучения была реформирована на основе разработки учебных планов и программ, внедрения общеобразовательных светских дисциплин, стандартных учебников, классно-урочной системы и экзаменов, школьной формы и т. п.

Особенностью Троицка было то, что джадидистские настроения преобладали и у интеллигенции, и у духовенства. По программам, разработанным троицкими учителями, занималось большинство мусульманских школ России. Это привело к превращению Троицка в один из крупнейших учебно-методических центров по подготовке педагогических кадров для мусульманских школ края. В статье «Мусульмане города Троицка» откровенно указывалось: «старые мударрисы и хазреты совершенно не вмешиваются в дела медресэ».

Родня великоросса

О мощном влиянии троицких татар свидетельствует лидер челябинских левых либералов — Иван Корнильевич Покровский. В своем отчете от 21.03.1906 г., сделанном для Московского комитета Конституционно-демократической партии, он, в частности, замечает: «…что же касается фразы: «партия наша сильна в Троицке», то следует пояснить, что она сильна в Троицке главным образом мусульманами. Троицкие мусульмане влияют на наших мусульман в Челябинске…. И было бы весьма полезно увидеть мусульман нашего края членами Государственной Думы». Подчеркнем, что лидер всероссийской мусульманской партии, подробно описывавший все свои встречи и впечатления, почел необходимым выделить именно Троицк за особенно радушную атмосферу и добрые отношения между представителями основных этнорелигиозных общин города.

В качестве примера приведем взгляд и уроженца Таганрога, Антона Чехова. В 1890 году он тоже предпринимал путешествие на Восток, до Сахалина. Правда, путь известного прозаика и драматурга пролегал севернее — через Средний Урал. Вот отрывки из его писем родным: «24 апреля, вечером (по старому стилю. — Р. Г.) …Плыву по Каме, кажется, около Чистополя. …Стали попадаться инородцы. Татар очень много: народ почтенный и скромный…».

В. Л. Кигн-Дедлов, о котором уже говорилось выше, оставил множество описаний различных народов России. Называвших себя «и православным, и русским». Вот образчик его высказываний из книги «Переселенцы. Путевые заметки»: «Корят великоросса еще родством с татарами. Опять-таки и это предрассудок, и в этом родстве нет ничего худого. Он и в основе своей тюрк, да и, кроме того, смешался с волжскими болгарами и хазарами. Сами себя татары средней Волги называют булгарлык.

Татарин — родня великоросса, среднего роста жилистый, широкоплечий. Голова маленечко кругла, борода пожиже, но лицо овальное, глаза быстрые, живые, хорошо, совсем не по-монгольски, открытые: у одних маленькие серые; у других блестящие, веселые, черные. Татарин — неважный земледелец, но способный торгаш. Я мог бы назвать много первостепенных московских и петербургских коммерсантов, происходящих из татар; все это люди вполне русские, предприимчивые, образованные, и в числе семей, которые я теперь припоминаю, я не знаю ни одного некрасивого; напротив, многие — писаные красавцы и красавицы. Как видите, и тут нечего обижаться». А ведь из-за своих резких высказываний Владимир Людвигович считался человеком не только имперских, но и чуть ли не расистских взглядов…

Помощь общины

Рассудительный читатель может сказать, что приведенные выше комлементарные оценки представителей татарского этноса можно найти почти у всех русских классиков, от Достоевского и Толстого до Горького, что одно дело — суждения в среде интеллигенции и либеральной буржуазии, другое — господствующее мнение простого народа, тем более, в доатеистическую эпоху, когда религия играла основную роль в формировании мировоззрения и этнического самосознания.

В этом вопросе мы прибегнем к свидетельству еще одного путешественника. Большой знаток нашей страны, проживший в России с целью ее изучения в 70‑е годы XIX века шесть лет, британский историк Доналд Макензи Уоллес (1841-1919), работы которого весьма популярны в англосаксонских странах, отмечал: «В восточных и северо-восточных губерниях европейской России есть множество деревень, в продолжение нескольких поколений полу-татарских, полу-русских, и слияния двух национальностей еще до сих пор не началось. С одного конца стоит церковь, а с другого мечеть. А все это составляет одну общину, с одной сельской сходкой и одним старостой… Не следует, однакоже, предполагать, что обе расы питают друг к другу фанатическую ненависть. Напротив того, оне живут в полном согласии, выбирают в старосты иногда русского, иногда татарина, и обсуждают общинные дела на сельских сходках, не касаясь дел религии. Я знаю одно село, где обоюдное согласие доходило до того, что когда христиане задумали чинить свою церковь, то магометане помогали им возить для этого лес».

Перед нами типичный образец «помочи» или «толоки» — коллективной помощи, организуемой решением общины. Заурядный, в общем‑то, случай, привлекший внимание только потому, что у крестьян различные вероисповедания. В повседневной жизни чаще всего встречалась помощь при проведении больших религиозных праздников, когда некогда и некому было присматривать за домашней скотиной. Автор вспоминает, как на самой первой конференции «Этнические взаимодействия на Южном Урале»  докладчик рассказывала, что во время престольных праздников крестьяне отгоняли скот в башкирские и татарские деревни, а те, соответственно, перегоняли своих животных к соседям перед Ураза-байрамом и Курбаном. Как отмечалось в том же выступлении: «Если в экономике существовали довольно тесные взаимодействия коренного населения и переселенцев, то культурные связи почти отсутствовали. Представители различных этнических традиций жили по принципу невмешательства во внутреннюю жизнь друг друга…» Как видим, наши крестьяне умудрялись извлекать пользу даже из календарной разницы.

Поделиться

Сегодня | 10:26
Челябинские эксперты обсудили способы защиты от террора

На Южном Урале введут дополнительные меры безопасности.

Вчера | 14:51
Отчет принят. Депутаты гордумы Челябинска оценили работу городских властей

В Челябинске в этом году будет обустроен пляж для людей с ограниченными возможностями, появятся новые велосипедные дорожки, начнется капитальный ремонт парка имени Гагарина и продолжатся работы по озеленению территорий.

22.04.2022 | 10:09
Право на защиту. Юристы России соберутся на родине адвоката Плевако

В Троицке 25 апреля начнет работу I Всероссийский юридический форум «Правозащитная деятельность в России: история и современность».

01.07.2019 | 14:45
Куда пропал мифический клад троицкого купца

Присланная генералом от разведки в Троицк фотография может пролить свет на таинственную историю столетней давности.

Новости   
Спецпроекты