Проблемы аграриев разрешимы. В этом убежден фермер Константин Лысов из Нагайбакского района

11 Ноября 2015
Проблемы аграриев разрешимы. В этом убежден фермер Константин Лысов из Нагайбакского района

Небольшое крестьянско-фермерское хозяйство Константина Александровича Лысова занимается растениеводством. На 700 гектарах выращивают пшеницу и овес, применяя трехпольную систему земледелия. Из техники три комбайна «Нива», два трактора.

Крестьянские гены

09_Лысов-Константин_PB050039.jpg— Кроме меня  в хозяйстве еще трое, — рассказывает Константин Александрович, — все делаем своими руками: пашем, сеем, убираем урожай. Если надо, то я сам или мой шурин, Сергей Александров, ремонтируем технику.

По словам фермера, год урожайный. В целом повезло с погодой, хотя весной из-за проливных дождей отсеялись поздно. Соответственно с опозданием завершили и уборочную — к 19 октября.

После окончания Челябинского пединститута он работал учителем истории в школе и не думал стать фермером.

— Видимо, гены сработали, — улыбается Константин Александрович и рассказывает свою историю.
Генеалогическое древо Лысовых корнями уходит в Брянские земли. Накануне Октябрьской революции прапрадед Лысова, крепкий середняк, осуществил заветную мечту: купил мельницу. Но вскоре был раскулачен. Сослали в нагайбакские степи. В районе немало переселенцев с Брянщины, осевших тут в двадцатые годы XX века.

— Отец решил стать фермером в 1992 году, но проработал только десять лет, — рассказывает Константин Лысов, — я решил принять эстафету. Продал дом, который подарили на свадьбу, купил технику. Как было тяжело первые восемь лет — не передать! После расплаты с кредиторами на жизнь почти ничего не оставалось. Сейчас легче. Знания появились и опыт. Заочно получил второе высшее образование — юридическое.

— Какие проблемы? — переспрашивает фермер, — главная — финансовая. Я понять не могу: почему Россельхозбанк так называется? Он призван способствовать развитию сельского хозяйства, но на деле я этого не вижу. Да и другие банки обращают внимание только на крупные хозяйства, а фермеры спутаны по рукам и ногам отсутствием средств. Вы дайте мне 5 миллионов под 5 % годовых на 10 лет! Совсем другое будет хозяйство. А меня по статусу приравняли к торговле.

Хочется быть услышанным

— Дотацию на молоко дают перекупщикам, а не производителям, — сетует Константин Лысов, — или, образно выражаясь, слили агропром в одно ведро с фермерами, насыпали туда субсидий и перемешали. Так нельзя! Переработка и производство — разные вещи. У такой схемы нет перспективы. Переработка развита, а элеваторы еще с советских времен.

Как ни крути, государство начинается с деревни, убежден фермер. Подумав, добавляет: - Агропром - это капитал. А сельское хозяйство — это люди, работающие на земле. Чтобы оживить деревню, надо думать о производстве и о жителях. Если заживут хорошо на селе, туда люди потянутся. Нужны и другие стимулы. Субсидировать по количеству сданного зерна, а не по площади. А сама субсидия должна быть весомой, чтобы фермер мог поднять технический уровень. Можно привязать дотации к созданию рабочих мест».

Фермер Константин Александрович Лысов много читает, сопоставляет факты и делает выводы:

— У нас нет единой системы, и фермеры разрознены. Если посмотреть на зарубежный опыт, 70 % фермеров США объединены в кооперацию. Через кооператив можно получать субсидии, закупать технику, реализовывать продукцию и привлекать научные силы. В России есть программа по развитию кооперации, но она плохо работает на местах. Было бы неплохо установить районам конкретные задачи по развитию кооперации и ввести индикативные показатели. И еще хотелось бы провести по проблемам села круглый стол в районе или области. Хочется быть услышанным!

Фермер Константин Александрович Лысов не мечтает о новом внедорожнике или большом коттедже. Его мечта многим покажется странной: поработать на новой технике.

— Земля — живой организм, — объясняет он, — а я люблю землю!

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты