Село на портале. Энциклопедия сельских школ России началась с Челябинской области

12 Октября 2016 Автор: Олег Гошев Фото: Вячеслав Шишкоедов
Село на портале. Энциклопедия сельских школ России началась с Челябинской области

Пока заполняются еще ее первые электронные страницы. По задумке, национальный проект должен объединить порядка 25 000 сельских образовательных учреждений страны.

Масштабный проект, рожденный на Урале, начали реализовывать единомышленники из разных регионов нашей страны. В оргкомитет вошли Дмитрий Григорьев, руководитель отдела воспитания в федеральном институте развития образования, сотрудник проекта «Умная школа», Нина Ерюхина, советник первого заместителя федерального министра образования (бывшая классным руководителем председателя правительства РФ Дмитрия Медведева).

Махнев-Николай-(цвет),.jpgКак убежден Николай Махнев, исполнительный директор проекта, энциклопедия расскажет об особой роли сельской школы в развитии России, о которой может и должно узнать большое количество наших соотечественников. Задача проекта состоит в том, чтобы заполнить информационное пространство, собрав сельские школы на одном электронном портале, получив уникальный свод всех сельских школ России. Организаторы проекта считают, что он поможет сельским школам в развитии сегодня и в будущем. И на вопрос, что может дать эта энциклопедия, оказалось много ответов.

Часть страны

— Оператором проекта стал наш фонд содействия развитию образования, культуры и спорта «Институт воспитания строителей страны», зарегистрированный в Миассе. Мы уверены, что сельские школы являются основой нашего государства. Той экономической, образовательной и культурной нитью, которая во многом объединяла и объединяет наше огромное российское пространство, — заметил Николай Аркадьевич. — Просто рассказать о сельской школе — это слишком мало. Она нуждается в поддержке, в многоканальном финансировании не только от государства, регионов и муниципалитетов. Сельским школам могут оказать поддержку и бывшие выпускники, и бизнес-сообщества, и активные граждане из городов.

Особую роль в поддержке сельских школ могут сыграть НКО. Наш фонд в этом году выиграл президентский грант на создание механизмов взаимодействия сельских школ и НКО. Сельские школы в рамках этого проекта узнают, чем занимается российский некоммерческий сектор, чем он может помочь. А российские НКО, которые в основном пока только связаны с городом, войдут в российское село в проектами, с помощью.

Сегодня уже на сайте энциклопедии зарегистрировано более 400 школ. Активно приняли участие Оренбургская, Белгородская, Ульяновская, Сахалинская области, Ингушетия, много школ Саратовской области — всего 30 регионов. К сожалению, пока мало активны Сибирь, Дальний Восток, Урал, Юг России, Северо-Запад. Нет в проекте пока и Челябинской области, хотя руководители проекта были в Красноармейском, Варненском, Каслинском, Уйском районах.

— В обывательском понимании сельские школы явно не претендуют на звание престижных. Будем разбивать стереотипы?

— Основная проблема сельских школ — наполняемость. Сейчас вместо прежних 700-800 учеников там учится 100-200 человек. Надо понимать, что для села школа — это не только возможность получить образование, но и составляющая экономики деревни. Хорошая сельская школа затормозит отток жителей из деревни, поможет и самим жителям, и властям увидеть различные жизненные перспективы. Но школе нужно научиться мотивировать своих учеников на сельский образ жизни. В проекте мы намерены наладить взаимодействие ведущих школ крупных городов и сел. Это могут быть общие социально-образовательные проекты, совместные историко-культурные, экологические дела, которые уберут эти, пусть и условные, границы.

— Стереть границы между городом и селом? Это что-то из времен Советского Союза...

— Это лозунговая демократия. Нельзя убивать самобытность села. Еще раз подчеркну, что наша энциклопедия — это не только рассказ о сельских школах, это ресурс развития для них. А все географические границы давно уже стер интернет. В энциклопедии все специализированные ресурсы будут систематизированы, что поможет педагогическим коллективам. Нельзя сбрасывать со счетов, что сельские школы работают в менее конкурентной среде. Это городские школы (другой вопрос, плохо это или хорошо) вынуждены жестко соперничать. Но конкуренция — это еще и развитие. Поэтому совместные проекты городских и сельских школ помогут стать сельским школам успешнее. Поэтому сильная и интересная сельская школа поможет сохранить население деревень. Во всяком случае тех, кто уезжает только из-за проблем с качественным образованием.

Ну а насчет престижности сельского образования… В нашей энциклопедии рассказано о выдающихся выпускниках сельских школ, достигших федеральной и международной известности. Сегодня там немного фамилий, но среди них — Исаак Иосифович Калина, руководитель московского департамента образования. Он учился в селе Шарлык Оренбургской области, потом преподавал математику в родном селе, был директором сельской школы, а сейчас директор всех школ столицы, известный своими инновациями и достижениями.

Вперед в деревню

— Сейчас возник новый тренд: люди стремятся из мегаполисов обратно в село, где чистый воздух и размеренная жизнь…

— А если там еще будут обеспечены условия для образования и воспитания детей, то возвращение к истокам только усилится. Поэтому мы и говорим, что развитие школ может стать основой для подъема сельского хозяйства, возвращения полноценной жизни в деревню. И было бы слишком примитивным считать, что село — это вотчина только крестьян и фермеров. Существуют всевозможные дистанционные формы работы, связанные с новыми информационными технологиями, которые позволяют выполнять многий функционал вне зависимости от нахождения работника. Есть и другие виды деятельности, которые могли бы развиваться на селе, связанные с социальной работой.

Есть же обывательский стереотип, что жизнь в селе — это не успешно. Так давайте рушить шаблоны! В первую очередь — в головах родителей, которые мечтают о городской жизни для своих детей. В их понимании, город — это возможность исполнения желаний. Но это далеко не так. Часть молодежи, несомненно, нашла бы себя в сельском образе жизни. Но здесь нужно соединять усилия власти, школы, общества. И власти, которая рассуждает, а зачем вкладывать в развитие села, если все равно оттуда уезжает молодежь, надо тоже менять политику. А может, лучше создать инфраструктуру, довести интернет до каждой избы, включить село в информационное пространство? И тогда гений-компьютерщик будет писать программы, а в перерывах поливать грядки и кормить овечек в приусадебном хозяйстве. Да еще продавать излишки горожанам. Чем не модель развития села?

Есть и в нашей стране, и за рубежом успешные образовательные практики не только качественного обучения, но и мотивации оставаться работать в селе. И может, правильнее было бы говорить даже не «возвращение», а «движение вперед». Ведь за сельскими школами, за сельской жизнью большое будущее. Энциклопедия расскажет о разных практиках развития сельского образования в разных регионах нашей страны. Так, например, есть хороший опыт в Якутии, где есть официальный тип учреждения — агрошколы. Они получают бюджетное финансирование, в том числе на ГСМ и сельхозтехнику, получают гранты на развитие. В условиях вечной мерзлоты получают отличные урожаи, на столах в школьных столовых есть мраморная говядина! Еще есть пример в Тамбовской области, где прошла реорганизация школ. В районах оставили практически по одной центральной школе, которые имеют транспортный парк на 20-30 автобусов и со всех окрестных школ собирают старшеклассников на уроки в мегасовременные школы, больше похожие на дворцы знаний. И эти странички разных практик войдут в энциклопедию сельских школ, которая станет учебным пособием для руководителей муниципалитетов и управлений образования.

— У энциклопедии должна быть и последняя страница. Когда планируете завершить электронную книгу сельских школ?

— Финала у национального проекта нет и быть не может. И, предваряя возможный вопрос, сразу объясню: сельские школы за участие в проекте ничего не платят. Да, мы будем участвовать в различных конкурсах, отправлять заявки на гранты, привлекать в роли инвесторов бизнес. Основным спонсором на начальном этапе выступил миасский предприниматель Иван Воскобойников, который и сегодня поддерживает масштабный проект. Личное участие в финансировании проекта приняли и московские директора школ, члены экспертного совета проекта: Артур Луцишин, Ольга Голубева, Наталья Даньшина, профессор Тульского университета Ольга Заславская. С самого начала поддержку проекту оказывает моя мама Галина Борисовна, отдавая всю пенсию на развитие проекта. Сама она начинала учителем сельской школы Усть-Катавского района.

Для своего развития проект «Энциклопедия сельских школ России» должен получить разные варианты финансирования. Мы уверены, что проект нужен и найдет поддержку и у людей, и у бизнеса, и у власти, а главное, у самих сельских школ.

Поделиться

07.11.2024 | 14:39
Стандарт без рисков. Кто будет отвечать за качество капремонта

На Южном Урале предлагают коллегиальную ответственность.

05.11.2024 | 15:21
В Челябинске прошла всероссийская конференция нейрохирургов

Эти врачи спасают пациентов с инсультами и аневризмами, серьезными травмами, в том числе после ЧС, аварий и экстремального отдыха, удаляют опухоли в головном мозге и освобождают от хронической изнуряющей боли.

14.02.2020 | 08:26
Алексею Текслеру предложили проект восстановления древней колесницы

Губернатор Алексей Текслер обсудил идеи реконструкции с руководителем центра исторических проектов «Археос» Иваном Семьяном.

24.10.2018 | 13:01
Поймать осетра. В Челябинской области обсудили состояние рыбохозяйственной отрасли

Напомним, что стратегия развития отрасли региона предусматривает к 2020 году увеличение объемов производства товарной рыбы до 7 тыс. тонн.

Новости   
Спецпроекты