Село на портале. Энциклопедия сельских школ России началась с Челябинской области

Пока заполняются еще ее первые электронные страницы. По задумке, национальный проект должен объединить порядка 25 000 сельских образовательных учреждений страны.

Часть страны
— Оператором проекта стал наш фонд содействия развитию образования, культуры и спорта «Институт воспитания строителей страны», зарегистрированный в Миассе. Мы уверены, что сельские школы являются основой нашего государства. Той экономической, образовательной и культурной нитью, которая во многом объединяла и объединяет наше огромное российское пространство, — заметил Николай Аркадьевич. — Просто рассказать о сельской школе — это слишком мало. Она нуждается в поддержке, в многоканальном финансировании не только от государства, регионов и муниципалитетов. Сельским школам могут оказать поддержку и бывшие выпускники, и бизнес-сообщества, и активные граждане из городов.
Особую роль в поддержке сельских школ могут сыграть НКО. Наш фонд в этом году выиграл президентский грант на создание механизмов взаимодействия сельских школ и НКО. Сельские школы в рамках этого проекта узнают, чем занимается российский некоммерческий сектор, чем он может помочь. А российские НКО, которые в основном пока только связаны с городом, войдут в российское село в проектами, с помощью.
Сегодня уже на сайте энциклопедии зарегистрировано более 400 школ. Активно приняли участие Оренбургская, Белгородская, Ульяновская, Сахалинская области, Ингушетия, много школ Саратовской области — всего 30 регионов. К сожалению, пока мало активны Сибирь, Дальний Восток, Урал, Юг России, Северо-Запад. Нет в проекте пока и Челябинской области, хотя руководители проекта были в Красноармейском, Варненском, Каслинском, Уйском районах.
— В обывательском понимании сельские школы явно не претендуют на звание престижных. Будем разбивать стереотипы?
— Основная проблема сельских школ — наполняемость. Сейчас вместо прежних 700-800 учеников там учится 100-200 человек. Надо понимать, что для села школа — это не только возможность получить образование, но и составляющая экономики деревни. Хорошая сельская школа затормозит отток жителей из деревни, поможет и самим жителям, и властям увидеть различные жизненные перспективы. Но школе нужно научиться мотивировать своих учеников на сельский образ жизни. В проекте мы намерены наладить взаимодействие ведущих школ крупных городов и сел. Это могут быть общие социально-образовательные проекты, совместные историко-культурные, экологические дела, которые уберут эти, пусть и условные, границы.
— Стереть границы между городом и селом? Это что-то из времен Советского Союза...
— Это лозунговая демократия. Нельзя убивать самобытность села. Еще раз подчеркну, что наша энциклопедия — это не только рассказ о сельских школах, это ресурс развития для них. А все географические границы давно уже стер интернет. В энциклопедии все специализированные ресурсы будут систематизированы, что поможет педагогическим коллективам. Нельзя сбрасывать со счетов, что сельские школы работают в менее конкурентной среде. Это городские школы (другой вопрос, плохо это или хорошо) вынуждены жестко соперничать. Но конкуренция — это еще и развитие. Поэтому совместные проекты городских и сельских школ помогут стать сельским школам успешнее. Поэтому сильная и интересная сельская школа поможет сохранить население деревень. Во всяком случае тех, кто уезжает только из-за проблем с качественным образованием.
Ну а насчет престижности сельского образования… В нашей энциклопедии рассказано о выдающихся выпускниках сельских школ, достигших федеральной и международной известности. Сегодня там немного фамилий, но среди них — Исаак Иосифович Калина, руководитель московского департамента образования. Он учился в селе Шарлык Оренбургской области, потом преподавал математику в родном селе, был директором сельской школы, а сейчас директор всех школ столицы, известный своими инновациями и достижениями.
Вперед в деревню
— Сейчас возник новый тренд: люди стремятся из мегаполисов обратно в село, где чистый воздух и размеренная жизнь…
— А если там еще будут обеспечены условия для образования и воспитания детей, то возвращение к истокам только усилится. Поэтому мы и говорим, что развитие школ может стать основой для подъема сельского хозяйства, возвращения полноценной жизни в деревню. И было бы слишком примитивным считать, что село — это вотчина только крестьян и фермеров. Существуют всевозможные дистанционные формы работы, связанные с новыми информационными технологиями, которые позволяют выполнять многий функционал вне зависимости от нахождения работника. Есть и другие виды деятельности, которые могли бы развиваться на селе, связанные с социальной работой.
Есть же обывательский стереотип, что жизнь в селе — это не успешно. Так давайте рушить шаблоны! В первую очередь — в головах родителей, которые мечтают о городской жизни для своих детей. В их понимании, город — это возможность исполнения желаний. Но это далеко не так. Часть молодежи, несомненно, нашла бы себя в сельском образе жизни. Но здесь нужно соединять усилия власти, школы, общества. И власти, которая рассуждает, а зачем вкладывать в развитие села, если все равно оттуда уезжает молодежь, надо тоже менять политику. А может, лучше создать инфраструктуру, довести интернет до каждой избы, включить село в информационное пространство? И тогда гений-компьютерщик будет писать программы, а в перерывах поливать грядки и кормить овечек в приусадебном хозяйстве. Да еще продавать излишки горожанам. Чем не модель развития села?
Есть и в нашей стране, и за рубежом успешные образовательные практики не только качественного обучения, но и мотивации оставаться работать в селе. И может, правильнее было бы говорить даже не «возвращение», а «движение вперед». Ведь за сельскими школами, за сельской жизнью большое будущее. Энциклопедия расскажет о разных практиках развития сельского образования в разных регионах нашей страны. Так, например, есть хороший опыт в Якутии, где есть официальный тип учреждения — агрошколы. Они получают бюджетное финансирование, в том числе на ГСМ и сельхозтехнику, получают гранты на развитие. В условиях вечной мерзлоты получают отличные урожаи, на столах в школьных столовых есть мраморная говядина! Еще есть пример в Тамбовской области, где прошла реорганизация школ. В районах оставили практически по одной центральной школе, которые имеют транспортный парк на 20-30 автобусов и со всех окрестных школ собирают старшеклассников на уроки в мегасовременные школы, больше похожие на дворцы знаний. И эти странички разных практик войдут в энциклопедию сельских школ, которая станет учебным пособием для руководителей муниципалитетов и управлений образования.
— У энциклопедии должна быть и последняя страница. Когда планируете завершить электронную книгу сельских школ?
— Финала у национального проекта нет и быть не может. И, предваряя возможный вопрос, сразу объясню: сельские школы за участие в проекте ничего не платят. Да, мы будем участвовать в различных конкурсах, отправлять заявки на гранты, привлекать в роли инвесторов бизнес. Основным спонсором на начальном этапе выступил миасский предприниматель Иван Воскобойников, который и сегодня поддерживает масштабный проект. Личное участие в финансировании проекта приняли и московские директора школ, члены экспертного совета проекта: Артур Луцишин, Ольга Голубева, Наталья Даньшина, профессор Тульского университета Ольга Заславская. С самого начала поддержку проекту оказывает моя мама Галина Борисовна, отдавая всю пенсию на развитие проекта. Сама она начинала учителем сельской школы Усть-Катавского района.
Для своего развития проект «Энциклопедия сельских школ России» должен получить разные варианты финансирования. Мы уверены, что проект нужен и найдет поддержку и у людей, и у бизнеса, и у власти, а главное, у самих сельских школ.
Поделиться