Владимир Садырин: «Нестабильностью в образовательной системе мы лишь пугаем выпускников»
Инициатива нового министра образования и науки России Ольги Васильевой, касающаяся возвращения письменных вступительных экзаменов в вуз по профильным предметам, вызвала в профессиональной среде неоднозначную реакцию.
— Вопрос очень и очень сложный. Наверное, только китайцам удалось совместить социализм и капитализм, эти две абсолютно разные экономические и общественные формации.
Мы здесь тоже перешли полностью на ЕГЭ, когда всем сказали, что выпускники сдают один раз и этого достаточно, чтобы отобрать в вуз. И практически с 2001 года мы учили выпускников в школе отвечать в телеграфном стиле: нет или да. И тот факт, что уже третий год пишутся сочинения, очень наглядно показывает, что вынужденная необходимость излагать свои мысли в связной форме в письменном виде дается нынешним школьникам очень и очень сложно.
— Выходит, министр образования права, говоря о необходимости изменить общественное мнение по вопросу о том, что в старшей школе занимаются только «натаскиванием» на сдачу экзамена?
— В известном смысле так, к сожалению, нередко и происходит. В этом году мы на трех факультетах проверяли сочинения по желанию абитуриентов. Оценка у нас была от 0 до 10 баллов. Так вот, из почти двух тысяч абитуриентов лишь один (!) получил 10 баллов.
Поэтому с точки зрения привлечения хороших абитуриентов, каких мы, кстати, в этом году и набрали (со средним баллом 67,3), нам достаточно ЕГЭ и письменного сочинения.
Вводить полностью письменные экзамены надо тогда, когда мы вернем это в школу и, повторюсь, в школе научим детей излагать мысли письменно, но при этом красиво, связно, грамотно, без ошибок.
А сегодня мы этой нестабильностью лишь пугаем многих выпускников, равно как и их родителей. Поэтому в этом году не только у нас, в Челябинской области, но и по всей стране выпускники девятых классов ногами показали, как они уходят из десятого класса, как они уходят от ЕГЭ. И большинство из них, чтобы не сдавать этот страшный ЕГЭ, пошли в колледжи. Они так и мыслят: если уж, дескать, и поступать в вузы, то через колледжи.
Поэтому мы на следующий год только на двух факультетах взяли дополнительные испытания: в высшей школе спорта и физкультуры — легкую атлетику, и в профессионально-педагогическом институте на дизайн мы дополнительно взяли рисунок, потому что человек, который идет учиться тому, как создавать красивые вещи, обязан и сам красиво рисовать.
— Со всем остальным вы бы подождали?
— Именно так: подождал бы. Тем более что надо дождаться, когда все-таки появится нормативная база, когда изменятся подходы, правила поступления. Но самое главное, когда мы научим в школе, начиная с первого класса, письменно излагать свои знания, мысли и чувства. Вот тогда-то и можно будет смело вводить абитуриентам, поступающим в вузы, письменные экзамены. А сейчас мы просто можем выпускников загнать в тупик и усложнить само поступление в вузы.
— То есть ради чистоты эксперимента потребуется еще 10 лет?
— Уж не десять, конечно... Знаете, так сложилось исторически: во всем мире считается, что русские по участию в выдвижении идей гениальнее всех! И впереди всех! А вот по части воплощения этих идей мы, как всегда, тащимся в последнем обозе. Поэтому нам хорошо бы все-таки продумать, как это сделать.
Пока же я не очень понимаю, как совместить ЕГЭ и письменные экзамены по физике, химии, географии, биологии. Если же речь идет только о проверке русского языка, то это, несомненно, надо делать. В этом случае нам достаточно сочинения выпускников, которые пишут в декабре. Мы прибавляем эти баллы к тем баллам, которые абитуриенты зарабатывают на ЕГЭ.
Поделиться