Сергей Шаль: «Никто не против метро в Челябинске»
Предстоящий 2017 год станет третьим для Сергея Шаля в должности вице-губернатора региона. В перечне его полномочий — вопросы тарифной политики, жилищного строительства, ЖКХ и энергоснабжения, а также дорожная отрасль. Практически это болевые точки любого региона. Какие прогнозы у этих отраслей на год будущий, мы и обсудили с заместителем губернатора.
— В третьем варианте минэнерго наконец-то утвердило схему теплоснабжения Челябинска. Это идеальный вариант, который устраивает все стороны?
— Идеальна в моем понимании только Конституция России, а все остальные документы можно исправлять и улучшать. И, анализируя этот проект, областное правительство направило главе города Евгению Тефтелеву свои предложения, попросив учесть их при актуализации схемы теплоснабжения, которая происходит практически ежегодно. К такому сложному документу остается немало вопросов, в том числе и у теплоснабжающих организаций, которые продолжали поступать и за два дня до рассмотрения его на комиссии.
— Потребители ресурсов пугали горожан и предупреждали власть о неизбежной монополизации рынка и росте тарифов.
— Есть одно простое правило: то, чего нет в схеме, в тарифе однозначно появиться не может, а если есть, то это не означает, что оно будет в тарифе. Мероприятия, предлагаемые в схеме, должны появиться в инвестиционной программе, которая должна быть утверждена областным правительством. И только потом мы утверждаем тарифы, оценивая все с точки зрения доступности и эффективности. Поэтому пугать людей не надо.
— Говоря о тарифной политике региона, стоит отметить, что у нас тарифное регулирование, пожалуй, самое гуманное по сравнению с другими регионами. Это за счет субсидирования из областного бюджета?
— В том числе и это играет роль. Если сравнивать тарифы на тепло и воду, то Челябинск оказывается в более выигрышном положении, чем другие крупные города, в том числе это и Екатеринбург, и Пермь, и Уфа, и Курган… Упомянув субсидирование, стоит отметить и самую экономически эффективную и выверенную систему теплоснабжения. Это зависит от многих факторов: где построена ТЭЦ, какое оборудование установлено, как спроектирована и проложена тепловая сеть, насколько высоки фактические теплопотери. У нас централизация теплоснабжения почти 85 %, это один самых высоких показателей в стране. Поэтому нельзя называть наши тарифы заниженными, они экономически обоснованы.
— Впервые в этом году муниципалитетам не выделялись деньги на покрытие долгов ресурсоснабжающим организациям.
— Это результат планомерной политики по снижению доли выпадающих доходов. В абсолютных значениях выпадающие доходы 2016 года в два-три раза меньше, чем в 2013 году. Мы практически навели порядок в тарифообразовании, приучили руководителей думать об эффективности, а не о списывании затрат в надежде на погашение долгов за счет областного бюджета. Не всех, правда, руководителей муниципалитетов и конкретных теплоснабжающих организаций. Болезнь эта очень тяжелая, и сразу вылечить ее невозможно.
Дорога к метро
— Помимо доступных тарифов Челябинскую область в лучшую сторону отличает и дорожное покрытие. Хотя еще прошлой весной негодование по поводу ям и колдобин превышало градус терпения.
— В этом году мы заметно улучшили практику дорожного ремонта, отказавшись от технологий по заделке ям. Восстановление всей поверхности объективно дороже, но позволит избежать как минимум на 3-4 года ремонта на этом участке. А латание ям проходило по несколько раз в год. Огульно хвалить дорожную сеть региона я бы не стал. Есть у нас еще дороги, которые требуют ремонта, есть еще щебеночное покрытие. На следующий год дорожный фонд у нас будет на 2 млрд рублей меньше, и это не радует. Но с приходом нового министра, я говорю о Дмитрии Микулике, серьезно подтянулся менеджмент ведомства, стал более профессиональным подход к задачам. Я думаю, что в 2017 году провалов по дорожному ремонту и строительству не будет.
— Тема челябинского метро очень спорная и вызывает очень яркие дискуссии, мнения разделяются.
— Но я уверен, что никто не будет против, если в Челябинске появится метро. Вот только в стране нет прецедентов, чтобы такое строительство велось без участия федерального бюджета. И то, что мы в течение нескольких лет пытаемся его строить и поддерживать в рабочем состоянии, это прецедент. В таком темпе нам как минимум потребуется не один десяток лет.
— Но уже столько «закопано» денег…
— Вот это и есть вопрос. Бросать этот проект мы не будем. И сейчас идет активный поиск инвесторов. Мы очень рассчитываем и на помощь нашего депутатского корпуса в Госдуме, сенаторов, федеральных структур. Учитывая, что уже ведутся переговоры с частным инвестором, вполне возможно, что этот проект действительно станет реальностью. Мы метро не собираемся консервировать и закрывать. На следующий год в бюджете Челябинска закладываются средства и на его поддержание, и на необходимые регламентные работы.
— Что еще нам обещает 2017 год?
— Если тезисно, то будет продолжено жилищное строительство, кризисные явления преодолеем. Если говорить о ЖКХ, то в плане надежности и доступности по цене оно одно из лучших в стране. Есть вопросы по качеству услуг, надо поработать и над клиентоориентированностью. На 2017 год планируется провести капитальный ремонт почти на 5 млрд рублей. Это более чем в два раза больше, чем в нынешнем году. В планах и замена порядка полутора тысяч лифтов. Для сравнения: в 2015 году по программе капремонта мы поменяли 4 лифта, в 2016 году — 250. А главное пожелание на год следующий — чтобы наши планы стали реальностью. Но это уже от нас зависит.
Поделиться