Издание Правительства и Законодательного Собрания Челябинской области
Сегодня Понедельник, 1 Мая 2017, 11:24

Сибирь начиналась с Урала. Исламским центром в ХIХ веке был Троицк

9 Января 2017 Автор: Рауф Гизатуллин
Сибирь начиналась с Урала. Исламским центром в ХIХ веке был Троицк

Мы продолжаем рассказ о статусах, которыми обладал (или мог бы в перспективе обладать) дореволюционный Троицк. Именно там была одна из самых многочисленных мусульманских общин.

На окладе генерала

Еще царским указом от 22 сентября 1788 года для контроля над мусульманами было учреждено Оренбургское магометанское духовное собрание. Возглавлявший его муфтий содержался за казенный счет из расчета 1500 рублей (оклад тогдашнего армейского генерал-майора). В 1836 году жалованье составило две тысячи рублей ассигнациями и полторы тысячи «столовых». Заседатели собрания должны были «быть избираемы изъ муллъ казанских татаръ въ каждое трехлѣтiе».

Зимой 1884 года, в преддверии столетнего юбилея духовного правления, директор Казанской учительской семинарии Н.И. Ильминский писал обер-прокурору Священного синода К.П. Победоносцеву: «…Русское муфтийство с магометанским собранием выдумала императрица Екатерина II по соображениям политическим и в свое время, без сомнения, основательным и полезным…». И далее Николай Иванович, ссылаясь на сверхцентрализацию духовного правления, превышающую оную в любом другом российском ведомстве, предлагал: «Знаете ли, мне что пришло в голову? Уничтожить уфимский центр, т.е. отменить существование Уфимского магометанского собрания и муфтия, предоставив, впрочем, нынешнему муфтию Хаджи Тевкелеву доживать свой век в муфтийском сане».

Однако еще два десятка лет все оставалось неизменным…

После указа, провозглашавшего принципы веротерпимости, в комитет министров от мусульман империи посыпались письма. Просили об уравнении в правах православного и мусульманского духовенства, о привлечении госсредств к расходам по содержанию последнего, о введении выборов при замещении их должностей, об учреждении органов духовного управления в регионах, не имевших таковых, и т.д.

Для рассмотрения этих обращений в 1905 году было созвано особое вневедомственное совещание по делам веротерпимости под председательством графа А.П. Игнатьева. По поручению участников совещания перед ними с докладом выступил сенатор В.П. Череванский. По сути, доклад являлся изложением его же «Записок по делам веры мусульман-суннитов», составленных годом раньше. Член государственного совета действительный тайный советник Владимир Павлович Череванский хорошо знал Восток: в 1869-1883 годах он служил председателем Туркестанской контрольной палаты, позже — товарищем государственного контролера. Был известен работами, посвященными панисламизму, в частности, «Мир ислама и его пробуждение» и другими. В разделе своего доклада «Управление по делам мусульманской веры» граф Череванский обратил особое внимание на Оренбургское собрание, которое, по его мнению, имело «слишком огромный округ действия и чрезмерную централизацию», и предложил раздробить его. Вместо него, по идее сенатора, нужно было создать следующие окружные мусульманские духовные управления: Петербургское (с центром в столице), Башкирское (с центром в Уфе), Кавказское, Крымское, Оренбургское, Степное и Сибирское (с центром в Троицке).

Глазами этнографа

Напомню, что согласно представлениям XIX века Сибирь начиналась с восточных склонов Уральских гор. Понятно, почему был выбран именно Троицк, имевший многочисленную мусульманскую общину, купеческая верхушка которой могла обеспечить содержание семи мечетей со служителями, пяти медресе и большого количества «магометанских» школ.

В свое время в книге музыковеда С.Г. Рыбакова он описывался так: «Деятельный пункт свило себе мусульманство на Урале также в Троицке Оренбургской губернии, наполовину населенном татарами; до последних лет в городе мечетей было больше, чем христианских церквей, и их в настоящее время насчитывается до шести… Вообще обрядовая сторона мусульманства в Троицке проявляется ярче, чем даже в Уфе. В Троицке же сосредоточиваются носители мусульманской премудрости и бдительные стражи ее интересов в лице местных мулл. Троицк является центром, откуда зорко следят за неприкосновенностью религии правоверных в окружающих странах и где сосредоточиваются все вести о положении дел мусульманства».

Интересна биография автора книги, Сергея Гавриловича. Он родился в семье статского советника, кандидата богословия Гавриила Симоновича Рыбакова, инспектора (заведующего) Троицко-Верхнеуральского учебного района.

Еще в детстве в Троицке Сергей познакомился с многообразием культур народов, обитавших в восточной части империи. После окончания с серебряной медалью в 1885 году троицкой гимназии он учился в Санкт-Петербурге, сначала в университете, а затем в консерватории. Стал известен как этнограф, собиратель музыкального фольклора мусульманских народов.

Сочувственно писал о тяжелом быте коренных народов Урала, на основании чего авторы некоторых краеведческих публикаций относят воззрения ученого чуть ли не к либерально-демократическим. Но надо сказать, что по своим убеждениям С.Г. Рыбаков был сторонником официальной позиции православного традиционализма, а отнюдь не либерализма. Будучи почитателем взглядов и деятельности Н.И. Ильминского и считая себя русским патриотом, Рыбаков пытался реализовать свои взгляды не только в научных трудах, но и на государственном поприще, где нашел много единомышленников и соратников. В 1894–1900 годах он служил в государственном контроле, органе, ведшем учет государственных доходов и расходов, где пользовался покровительством госконтролера Т.И. Филиппова и его заместителя В.П. Череванского, с которым был особенно близок. В 1913-1917 годах С.Г. Рыбаков служил в чине коллежского советника (соответствует армейскому полковнику) в департаменте духовных дел иностранных исповеданий министерства внутренних дел, ведущим экспертом МВД по вопросам ислама в России. Так что объективную оценку весу и роли Троицкой «магометанской» общины в масштабах всей России давал квалифицированный специалист. Возможно, именно он подсказал в свое время В.П. Череванскому идею выбрать Троицк в качестве местопребывания будущего Сибирского мусульманского духовного управления. Вероятно, свое значение имели и оценка и вес местного духовенства в глазах официальных властей.

Азиатский гостиный двор

Не секрет, что начиная с XVIII века троицкие мусульмане привлекались властями империи к выполнению деликатных (и не только дипломатических) поручений как в сопредельной степи, так и в среднеазиатских государствах. Недаром Екатерина II в свое время выбрала Троицк, «дабы устроить в нем азиатский гостиный двор и магометанскую мечеть с духовным училищем для приручения «киргизов» через посредство родственных им татар». Когда оказалось, что смета строительства превышает количество собранных денег, последовал именной указ императрицы от 4 июля (ст. ст.) 1787 года оренбургскому генерал-губернатору: «Господин генерал-поручик барон Игельстром, по содержанию донесений ваших от 14 мая позволяем вам начать строение мечети со школою и гостиного двора, употребя в число показанной по смете суммы 56 340 рублей с копейками наличные оставшиеся деньги 10 204 рубли с копейками, а остальные не преминем назначить с будущего года».

Не последнюю роль в выборе Троицка сыграла, видимо, и сама фигура будущего сибирского муфтия, предводителя троицких мусульман — ахуна Ахмадхаджи (Ахметхази) бин Абдуззахира (сына Абдултагира) Рахманкули.
29.04.2017 | 08:12
Неделя в разрезе: В шахту за смертью. Ремонт ко двору. Стоп автохламу. Волонтеры Победы. Тает лед. Квартал губернатора. Неродная власть

Читайте в итоговом недельном обзоре «ЮП»: Какие события в период с 24 по 28 апреля больше всего интересовали жителей Челябинской области.

28.04.2017 | 09:56
Рободоктор в подмогу. Ученые представили в Челябинске «скорую помощь» компьютерной медицины

Возможно ли научить искусственный интеллект ставить диагноз, давать советы по лечению и даже создавать лекарства?

13.03.2017 | 16:44
Троицкому ахуну покровительствовал сам император Николай II

По сей день остается тайной место рождения и погребения ахуна-хазрата Ахмадхаджи, великого троицкого шейха.

14.02.2017 | 15:40
Хадж с купцами. Вопросы семейного права мусульман редактировали муллы Троицка

Особое внимание в этой статье — мулле Рахманкулову, который менее известен, чем его современник, также живший в Троицке, известный мусульманский богослов и просветитель Зайнулла Расулев.

Новости   



180х240.jpg

план перехват 180х 240.jpg

180x240_up.gif

Азбука_180 150.jpg

180x240.png

 Строим храм вместе
Спецпроекты