Елена Ямпольская: «Сейчас российская культура производит преимущественно пустоту»

13 Марта 2017 Автор: Марк Рискин Фото: Вячеслав Шишкоедов
Елена Ямпольская: «Сейчас российская культура производит преимущественно пустоту»

Заместитель председателя комитета Госдумы по делам национальностей Елена Ямпольская на днях в рамках депутатской недели побывала в Челябинске. После выступления на коллегии регионального минкульта она согласилась пообщаться с корреспондентом «Южноуральской панорамы».

Общению с Еленой Александровной предшествовал «Лавр» Евгения Водолазкина. В самом начале книги я натолкнулся на фразу «… записанное слово упорядочивает мир. Останавливает его текучесть». С этого и начался наш разговор.

Ценности возвращаются

— Елена Александровна, если рассуждать о «записанном слове», то мы коснемся и будущего библиотек, которые все чаще становятся жертвами оптимизации расходов на культуру, и можем рассуждать о будущем печатных СМИ…

— Этот вопрос часто звучал во время моей предвыборной кампании. Но его и раньше адресовали мне как главному редактору газеты «Культура». Коллеги по всей стране волнуются, выживет ли «бумага». Повторюсь, но все это напоминает мне известного персонажа, который утверждал, будто скоро ничего не будет — ни театра, ни кино, одно сплошное телевидение. Его последователи двинулись дальше — они утверждают, что останется один сплошной интернет. Абсолютно уверена — ничего подобного. Более того, чем доступнее и разнообразнее становятся всевозможные гаджеты, тем меньший интерес они вызывают у людей, вышедших из периода подросткового любопытства.

В нашу жизнь возвращается ценность предметов, которые имеют цвет, запах, вкус, объем, дают неповторимые тактильные ощущения… Уникальными становятся камень, дерево, кожа, бумага, а не электронные девайсы. Психологи утверждают: чем больше функций несет та или иная вещь, тем менее она привлекательна для потребителя. Это парадоксально, но факт. Так устроено человеческое сознание, так оно, в свою очередь, упорядочивает мир. Бумага несет одну основную функцию — она сохраняет смыслы и образы. Поэтому ей ничего не грозит.

— На уровне генетической памяти для нас чтение связано с перелистыванием страниц, запахом краски, фотографиями, которые не «заливают», а печатают.

— Уверена, так будет всегда. И потребность в качественной бумажной прессе у развитого человека обязательно возникает с возрастом. Особо подчеркиваю, речь о качественных СМИ. Где все на высоком уровне: и мысль, и слово, и дизайн. О них надо заботиться, их надо поддерживать. Это важный элемент общественной культуры. Вот «желтым» газетам действительно безразлично: пачкать руки читателю плохой краской или полностью уйти в интернет.

Дом с классиками

— Свою трактовку некоторые издания дали и вашему выступлению в Госдуме, посвященному 180-летию со дня смерти Пушкина.

— Да, 10 февраля у нас как раз было пленарное заседание. И я сочла необходимым напомнить коллегам об этой скорбной дате, чтобы мы все вместе, без деления на партии и фракции, почтили память Александра Сергеевича. Но, конечно, доклад мой касался и современных проблем нашей культуры. В частности, того, что у нас не переиздаются качественные и доступные полные собрания сочинений русских классиков. Привела для сведения коллег-парламентариев свой недавний разговор с господином Сеславинским, главой «Роспечати». Он заявил, что отдельных изданий много, а старые полные собрания есть у букинистов, и он не видит ничего страшного, если люди будут покупать у них. Я посчитала ненормальным искать полное собрание Пушкина исключительно подержанным, в букинистических отделах, о чем и сообщила с думской трибуны. Спустя какое‑то время «Московский комсомолец» публикует статью под заголовком, на сайте изначально звучавшим как «Депутат Ямпольская наврала россиянам про Пушкина».

— Стреляющий заголовок, который должен был собрать неплохую аудиторию читателей.

— Да. Правда, наутро его по каким‑то причинам изменили. Возможно, нашелся грамотный редактор, которому претит подобная терминология из детской песочницы. Из ехидной заметки я узнала, что депутат Ямпольская не умеет ходить по магазинам и, видимо, ищет томики Пушкина в супермаркетах  между шампанским и ананасами. Зато дальше повторялись фактически все тезисы моей речи  только с другим знаком. Мол, хоть одно полное собрание в букинистических отделах всегда наличествует, а больше и не надо, народу не требуется. Хочу заметить, что у депутата Ямпольской есть преимущество — у меня очень хорошая родительская библиотека. Из поколения в поколение, начиная с прадедушек и прабабушек, наша семья собирала книги, зачастую тратя на них последние деньги. Такова наша традиция. Но, к сожалению, не у всех такой бэкграунд. И пока мы с господином Сеславинским меряемся длиной книжных полок в родительских домах, перечисляя, у кого какие собрания сочинений, называя их по цветам обложек, от культурного, а значит, и социального лифта отрезаны многие наши сограждане, которым повезло меньше.

Благодаря мне «МК» даже благосклонно отозвался про 1937 год, припомнив полное собрание, выпущенное к вековому юбилею трагической гибели Пушкина. Похвалить 37‑й — это смело, разумеется, но вот вопрос: а мы‑то что после себя оставим? Мне неловко объяснять — не репортерам, отрабатывающим заказ, а ответственным чиновникам, что издать полное собрание сочинений — не значит сделать примитивный репринт. Подразумевается свежий справочный материал, современные комментарии, абсолютно новое иллюстративное решение. Насколько мне известно, такие попытки предпринимались, однако не были доведены до результата из-за проблем с финансированием. Очень надеюсь, что деньги появятся раньше, нежели исчезнут последние специалисты, которые в курсе, что полное собрание — итог многолетних трудов, событие в научной и художественной жизни. А не слепой шрифт на папиросной бумаге, когда все наследие классика утоптано в один неподъемный, не пригодный к использованию том.

— В той же публикации «МК» журналисты ссылаются на крупные книжные магазины столицы, утверждая, что спроса на русских классиков нет. Для кого тогда эти собрания сочинений?

— Аргументация ниже всякой критики. Спрос формируется очень легко. Помните, когда на экраны выходили многосерийные фильмы «Идиот» или «Тихий Дон», книжные магазины буквально подвергались осаде, романы-первоисточники просто сметали с полок. Правда, к 110-летию Шолохова так и не выпустили новое полное собрание его сочинений… Как сейчас принято говорить, надо грамотно строить медийную повестку. Отечественная классика — то, вокруг чего вообще должен прирастать в России нормальный дом. Человек должен знать, что это правильно, красиво, полезно для него и детей, если в доме есть полные — с перепиской, дневниками — собрания сочинений русских классиков. Другой вопрос, никакой чиновник, даже если он будет заботиться о порученном ему деле больше, чем о собственном кресле, в одиночку решить эту проблему не сможет. Книгоиздательская отрасль России находится в свободном рыночном плавании, у нее нет обязательств перед страной, обществом, родной культурой, именно поэтому все прилавки завалены клеветой Акунина на нашу историю. Дикие учебники, детские книжки с грамматическими ошибками — об этом мне часто с возмущением говорили избиратели Челябинской области, но беда общая для всей страны. На мой взгляд, книгоиздание — важнейшая часть государственной культурной политики и, безусловно, нуждается в разумном регулировании.

Не надо перегонять Америку

— Выступая на итоговой коллегии министерства культуры Челябинской области, вы заметили, что у культуры сейчас нет ориентиров. И это проблема не только России, но и всего мира.

— Были периоды — во времена становления той же великой нашей литературы или значительно позже — при первых шагах советского кинематографа, когда наши таланты творчески переосмысливали преимущественно европейские, а затем  американские образцы. Как бы мы сегодня ни относились к США, язык не повернется отрицать былое величие голливудского киноискусства. Но именно  былое. То, что они сейчас производят, мы с вами смотреть не пойдем. Там сплошная глобальная пустота. Поэтому вернее сказать, что у культуры сейчас нет не ориентиров, а образцов. Нам не на что опереться, не на кого равняться. Но, может, это и к лучшему. У нас достаточно собственных ресурсов.

— Вы припомнили и хрущевское «Догнать и перегнать Америку», в основе которой не культурная, а потребительская состязательность.

— Сравнительно недавно я осознала эту фразу как чудовищно пошлую. Хрущев начал внедрять в сознание людей культ потребления. Почувствуйте разницу: вам говорят, что надо прожить уникальную жизнь, оставить свой след в мире, или — что надо прожить не хуже соседа. Низменная, ничтожная задача. Перед русским человеком нельзя ставить приземленные цели. Иначе он перестает быть русским, а подчас и вообще  человеком. Для нас чем выше, тем лучше. Нам интересно строить свою неповторимую культуру, свою уникальную цивилизацию, свой мир, который всегда стремится к духовному идеалу, даже если пока далек от него в реальности.

Заполнить пустоту

— Победив на выборах, вы пообещали культурную экспансию в Госдуме. Можно уже говорить о свершившемся факте?

— Полагаю, можно говорить, что экспансия начинается. Когда прежде с трибуны Государственной думы звучали речи о Пушкине?

— Год культуры, театра, кино, экологии… Вам не слышится в этих проектах какой‑то кампанейщины, а значит, понимания временности этих усилий? Можно уделять внимание этим сферам без аврала и временных ограничений?

— Аврала я не заметила. Миновал Год кино, что‑то существенно изменилось? Вышли на экраны несколько хороших отечественных фильмов — это пока капля в море, однако они дают надежду. Посмотрим, что будет дальше, какие семена были посеяны в Год кино, какие плоды они принесут завтра-послезавтра. Что касается экологии, надо же было когда‑то начинать наводить порядок в нашем общем доме. Тематический год — просто повод привлечь внимание, заострить проблему.

— В Госдуме сейчас готовится новый закон о культуре. А насколько возможно вместить культуру в какие‑то рамки, свод правил?

— Законы — это прежде всего инструменты. Средства. Любое средство бессмысленно, если у нас нет ясной цели. Да, должны быть определенные нормативы обеспеченности граждан учреждениями культуры, гарантии доступности. Должно быть прописано обязательное финансирование отрасли, в том числе из дополнительных источников. Но надо двигаться от общего к частному. Закон должен отталкиваться от задач, поставленных Основами государственной культурной политики. О целях культуры, какими они видятся мне, я стараюсь регулярно говорить с думской трибуны. Надеюсь, и плотная работа над проектом нового закона о культуре  не за горами.

— И тогда такие слова как «культура» и «интеллигенция» из уст определенной категории населения не будут звучать как ругательства…

— Человек может вообще не знать этих слов, жить в глухой деревушке и при этом быть интеллигентом по своей природе, тонким, глубоким, деликатным. Это душевная интеллигентность, очень свойственная русским людям. Нет никакого смысла в культуре, если она не способствует душевному развитию человека. Заметьте, и те, кто уехал из России, и мы, кто живет здесь и никуда не собирается, и либералы, и патриоты, смотрят старое советское кино, рыдают, хохочут, испытывают нежность, забывают про идеологические споры. Надо понять, что народ объединяется не взглядами, не умозрительными понятиями. Напротив, взгляды разобщают. Причем не только радикальных противников: различные оттенки одного, скажем, патриотического спектра зачастую несовместимы между собой.

Людей сплачивают общие эмоции. То, что попадает сразу в сердце, минуя разум. Кто это понял, тот король. К сожалению, сейчас российская культура производит преимущественно пустоту, фантики, обертки. Причем молодежь даже не спрашивает, как в известном фильме: «Дядя Петя, ты дурак?». Потому что они не знают, что внутри пестрой бумажки может быть конфета. Их с детства кормили фантиками, заставляя думать, будто вкуснее ничего не бывает. Одна сторона этой пустоты — глупое подражательство, гламур, доходящий до комизма, бесчисленные «звезды», которых толком не знают ни в лицо, ни по имени. Сторона обратная — резкое ухудшение психического здоровья общества, рост агрессии, криминализация, маргинализация, наплевательское отношение к чужой и собственной жизни. Потому что душевная боль есть, много боли, а отклика, утешения  нет. Существует масса методик, при помощи которых рассчитывается эффективность работы культурной отрасли. На мой взгляд, главные показатели здесь — не проценты и коэффициенты, а уровень нашей доброжелательности, способность к эмпатии, духовное, душевное и нравственное здоровье общества.

…Беседа с Еленой Александровной завершилась тоже на цитировании. На этот раз киношных образов. Она для примера привела фильм «Монах и бес» по сценарию Юрия Арабова.

— Там есть гениальная формулировка: «Хочешь знать тайну беззакония? Не любите, да не любимы будете». Я бы только за эту реплику отдельно «Золотого орла» дала. Вот самая полная характеристика того, что у нас сейчас происходит в обществе. Нелюбовь всех ко всем просто зашкаливает. Мы практически разучились состраданию, перестали понимать друг друга. Исправить это можно только культурой. Тем, что попадает прямо в сердце, без громких лозунгов, без пустых криков о патриотизме. Когда культура в полной мере начнет выполнять миссию оздоровления нашего общества, предсказывать не берусь. Но стремиться к этому необходимо.

Поделиться

Вчера | 10:26
Челябинские эксперты обсудили способы защиты от террора

На Южном Урале введут дополнительные меры безопасности.

27.03.2024 | 14:51
Отчет принят. Депутаты гордумы Челябинска оценили работу городских властей

В Челябинске в этом году будет обустроен пляж для людей с ограниченными возможностями, появятся новые велосипедные дорожки, начнется капитальный ремонт парка имени Гагарина и продолжатся работы по озеленению территорий.

15.07.2022 | 11:58
Здесь, за линией фронта. Какую помощь Ясиноватая ждет от Южного Урала

Ясиноватая, Волноваха, Рубежное, Счастье, Каховка… Названия донбасских городов и сел звучат немного непривычно. Нет в них нарочитой урбанистики, пафосной мегаполисности с окончанием на -град и -бург. А есть своя мелодия звучания и произношения.

27.04.2022 | 10:23
«Южноуральская панорама» 27 апреля отмечает свое 25-летие

Газета, учредителем которой выступили правительство Челябинской области и региональный парламент, изначально задумывалась для публикации нормативно-правовых актов и постановлений государственной власти и прочих официальных документов. Неслучайно и вполне оправданно к одному из корпоративных календарей «Южноуральской панорамы» журналисты придумали слоган «Без нас нет закона». И это абсолютная правда, ведь без публикации в «ЮП» документы не имели юридической силы.

Новости   
Спецпроекты