Экологические проблемы Челябинской области находятся в фокусе федерального внимания

23 Ноября 2017 Автор: Яков Алексеев Фото: предоставлено пресс-службой депутата Госдумы Владимира Бурматова
Экологические проблемы Челябинской области находятся в фокусе федерального внимания

Какие законы могут помочь сократить выбросы промышленных предприятий? Может ли наш регион претендовать на федеральные средства, необходимые для решения экологических проблем? Есть ли перспективы у «мусорной реформы»? На эти и другие вопросы ответил председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.

Норма на выбросы

— Недавно вы представили депутатам Госдумы проект закона Челябинской области о сводных расчетах. Скажите, как была воспринята в Госдуме эта инициатива нашего региона?

— Пока она была воспринята позитивно депутатами, которые приняли решение начать подготовку законопроекта к первому чтению. Оно может состояться уже в январе следующего года. Не менее важно, что в целом эта идея была поддержана и Министерством природы Российской Федерации, и Росприроднадзором. Я провел встречи с руководителями этих ведомств Сергеем Донским и Артемом Сидоровым. Мы подробно обсудили челябинский законопроект, и коллеги поддержали его концепцию. Это тот редкий случай, когда региональная законодательная инициатива имеет очень высокие шансы на принятие и реализацию. С этой инициативой губернатор Челябинской области Борис Дубровский выступал на Госсовете, и то, что она вынесена на федеральный уровень, это заслуга главы региона, и он обратился ко мне с просьбой поспособствовать принятию данного закона.

— Можете объяснить в двух словах, в чем суть законопроекта?

— Законопроект направлен на совершенствование нормирования выбросов. Для этого предлагается использовать сводные расчеты загрязнения воздуха. Сводный расчет суммирует выбросы всех предприятий города и автотранспорта. Он позволяет оценить суммарный уровень загрязнения воздуха. Имея этот показатель, можно выдавать каждому предприятию разрешение с учетом общего загрязнения. Сейчас при выдаче разрешения общее загрязнение не учитывается. При этом общее совокупное загрязнение воздуха остается сверх нормы. Особенно остро мы это ощущаем во время НМУ.

— А правда ли, что Челябинская область может стать пилотным регионом, где эта инициатива будет опробована?

— Да, такая идея есть, на мой взгляд, она оправданна. Челябинская область не единственный регион, где она будет опробована. Правительство подготовит список территорий, которые станут своего рода экспериментальными площадками. Это те регионы, где тема выбросов в атмосферу является особенно актуальной: регионы с высокой промышленной нагрузкой, концентрацией автомобильного транспорта, крупных производств. Челябинская область будет в этом списке, безусловно.

— Это не единственный законопроект, направленный на снижение вредных выбросов в атмосферу, в Госдуме?

— Не единственный. Не так давно был принят закон о наилучших доступных технологиях. Его важнейшие нормы должны вступить в силу с 1 января 2018 года. Однако федеральное Министерство природы до сих пор не подготовило необходимые подзаконные акты и не внесло изменений в этот закон, что может затормозить установку счетчиков и автоматических средств фиксации объемов выбросов на трубы предприятий-загрязнителей. Мы провели специальное заседание комитета и потребовали от Минприроды максимально оперативно решить этот вопрос. Мы заинтересованы в том, чтобы на каждой трубе каждого предприятия-загрязнителя стоял счетчик, позволяющий фиксировать объем и химический состав выбросов, и граждане, и надзорные ведомства могли бы понимать, кто и сколько выбрасывает в атмосферу и воду.

Разделить мусор

— Вы активно боролись за то, чтобы Челябинская область получила дополнительные средства на утилизацию мусора. Чем завершилась эта борьба?

— Госдума поддержала мою поправку, и наш регион получил дополнительно 113 млн рублей на эти цели. Это средства экологического сбора, и они пойдут на утилизацию мусора. Важно проконтролировать, чтобы каждая копейка пошла в дело. Изначально нашего региона не было в числе получателей этих денег, а в итоге мы, наоборот, стали рекордсменами по объему выделенных средств. Теперь важно их качественно освоить, чтобы все почувствовали результат.

— Насколько нам известно, еще и удалось выбить финансирование на защиту леса?

— После обращения ко мне вице-губернатора Олега Климова, курирующего этот вопрос, с просьбой помочь найти дополнительное финансирование на покрытие образовавшегося в бюджете дефицита мы провели ряд консультаций с Министерством природы и экологии РФ, в итоге было принято несколько важных для Челябинской области решений. Уже известно, что наш регион получит дополнительно 20 млн рублей из федерального бюджета на реализацию лесозащитных мероприятий. Эти деньги мы уже заложили в бюджете. Кроме того, весной 2018 года области будут выделены дополнительные федеральные средства из резервного фонда Рослесхоза на профилактику лесных пожаров. Для нашего региона, являющегося одним из «горящих» субъектов РФ, это принципиальное направление. Нам важно сохранить наши леса, а сделать это без нормального финансирования невозможно.

— Давайте вернемся к теме мусора. Ваш комитет готовит так называемую мусорную реформу.

— Да. Ее основная суть — повышение роли регионов в процессе формирования территориальных схем размещения отходов. Второй базовый приоритет — учет мнения граждан. Сейчас формирование территориальных схем размещения отходов происходит, на наш взгляд, неэффективно. Территориальные схемы размещения отходов утверждает Росприроднадзор, а регион потом не может повлиять на результат и скорректировать их в соответствии со своими потребностями. Население тоже практически исключено из этого процесса, что часто вызывает серьезные протесты. Во многих регионах проходят митинги против предложенных схем размещения свалок. Я считаю, это неправильно. Нужно слышать людей и исходить из их мнения. Мы предлагаем, чтобы территориальные схемы размещения отходов утверждались регионом, но обязательно с учетом мнения граждан, то есть проходили через процедуру публичных общественных слушаний. При этом планируем повысить и роль муниципалитетов в этом вопросе, дав им возможность также участвовать в формировании этих территориальных схем. Еще один базовый приоритет реформы — раздельный сбор мусора. Этому посвящены отдельные поправки, которые мы вносим в законодательство. Мы предусмотрели целый комплекс мер, стимулирующих бизнес и граждан к раздельному сбору мусора, что является давно принятой общемировой практикой, тогда как у нас в стране она фактически не была реализована. Рассчитываем, что эти поправки будут внесены до конца года. В Челябинской области мы сейчас активно боремся с несанкционированными свалками, которых мы только на территории областного центра обнаружили двадцать пять. Из них треть уже была ликвидирована после моего обращения к главе города Евгению Тефтелеву. Администрация города очень помогла нам в этой работе. До конца года мы будем настаивать на ликвидации всех незаконных свалок.

Поделиться

Вчера | 15:11
На Южном Урале впервые проходит форум креативных индустрий

В регион приехали эксперты из креативного бизнеса, люди, чьи имена и бренды знает вся Россия.

Вчера | 11:47
В Челябинске больше детей смогут получать бесплатное питание

Список получателей этой меры соцподдержки дополнен по решению депутатов Челябинской городской Думы.

01.09.2023 | 20:37
Безопасные уроки. На Южном Урале в День знаний обеспечили правопорядок

На всей территории Челябинской области в День знаний прошли торжественные мероприятия, посвященные началу нового учебного года.

23.06.2023 | 13:13
Забытое старое? В Челябинске готовы отказаться от двухуровневой системы МСУ

Свою инициативу уже озвучили депутаты городской думы Челябинска.

Новости   
Спецпроекты