Читаем между строк. Челябинские эксперты выяснили реальную силу массмедиа

14 Сентября 2018 Автор: Александр Файрузов Фото: Андрей Ткаченко
Читаем между строк. Челябинские эксперты выяснили реальную силу массмедиа


Руководители крупных южноуральских СМИ и пресс-служб разобрались, насколько актуальна в стране «четвертая власть».

Насколько актуальны и востребованы нынешние массмедиа, обсудили на заседании «Сигарного клуба», организованного медиахолдингом «Гранада Пресс». Эксперты обозначили наиболее острые реалии, в которых живут нынешние редакции, а также выяснили, насколько сильно влияние СМИ в современной России.

Экономика отношений

Встреча экспертов в «Сигарном клубе» дополнила прошедший в Челябинске Всероссийский медиафорум. Первым слово взял гость заседания заместитель генерального директора ИД «Московский комсомолец» Олег Воробьев. Доводы столичного эксперта состояли в том, что основной проблемой современных СМИ является экономика. Отсутствие финансовой независимости ведет к ослаблению влияния медиа на множество вопросов в России, считает Олег Воробьев.

«Мы видим, что убираются киоски, а это выбивает достаточно серьезный заработок, знаем о ситуации с подпиской, тут тоже потеря средств, видим рост цен на бумагу, в итоге газеты становятся «золотыми». Все это приводит к тому, что СМИ становятся минимально выгодны экономически, и в этой связи государство решает финансово поддержать нас. Однако через эти методы государство ставит нас под свое влияние и говорит: вам нужно писать вот так, и тогда у вас будут деньги. Только наша экономическая независимость позволит нам вернуть пошатнувшееся влияние как «четвертой власти», — пояснил Олег Воробьев.

Председатель Союза журналистов Челябинской области Светлана Яремчук считает, что в традиционных СМИ не всегда видят объективные причины снижения популярности. Можно долго пенять на снижение возможностей для реализации печатной продукции или организации успешной подписной кампании, но нужно понимать, что на рынке появились новые медиа. Большую роль в современной жизни стали играть социальные сети и мессенджеры. Власти и рекламодатели стали видеть их возможности, которые очень часто являются более эффективными, а стоят намного дешевле. Отношение властей к СМИ не изменилось, они всегда будут пытаться подчинять медиа, а те, в свою очередь, либо угождать им, либо дружить, рассказывает Светлана Яремчук. Политики и спонсоры понимают, что с новыми СМИ дружить выгодней, и тогда у традиционных изданий появляются вопросы: а как же мы?

«Становится больше инструментов. На них нет больше денег, поэтому происходит перераспределение бюджетов. Говоря о «четвертой власти», на мой взгляд, сегодня гораздо сложнее конфигурации и причины экономических неудач. Появились новые игроки. Они смелые, дерзкие, наглые, делающие новые форматы. Так будет происходить и дальше», — заявила Светлана Яремчук.

Критика на заказ?

Бескорыстной дружбы между прессой и спонсорами не бывает, разъясняет директор ИД «Губерния» и член Общественной палаты Челябинской области Сергей Филичкин. За десятилетия работы в медиа руководитель крупного информационного холдинга ни разу не получил денег извне, чтобы просто СМИ продолжало жить. Это бизнес, и в нем есть свои правила игры.

«Спонсоры и рекламодатели хотят изменять поведение людей. Не информировать, не просвещать, а именно изменять поведение людей. Рекламодатели ждут, что люди пойдут что-либо покупать, у власти тоже есть свои определенные задачи. Всегда это очень прагматичное сотрудничество. Люди, понимающие эту механику, относятся к СМИ правильно и сдержанно. Они умеют читать между строк. Экономика у СМИ становится очень тяжелой, и хороших материалов, полезных людям, все меньше и меньше», — рассказал Сергей Филичкин.

Несмотря на коммерческую составляющую, Сергей Филичкин считает, что влияние на определенные события у СМИ осталось. Раньше можно было одной публикацией снять любого руководителя предприятия, сейчас изменилась реакция на такие новости. Если о человеке пишут плохо, он не начинает искать причину в себе, а просто заявляет о заказном характере материала.

Уволить по статье

Представители власти указывают на то, что многие редакции остановились в собственном развитии и не обращают внимания на новые форматы подачи информации.

«СМИ более расфокусированы, но свое влияние каналы коммуникации не потеряли. Если раньше публикацией в одном издании можно было уволить заместителя главы, то сегодня набором таких публикаций и сообщений в соцсетях тоже можно уволить человека. Проблема массмедиа заключается в том, что мы вспоминаем некие «жирные» годы, когда денег было много. Но мы должны помнить причину появления этих времен: не было в России огромного количества СМИ. Сейчас, как бы мы ни смотрели (берем сухой прагматизм), многие рекламодатели поняли, что им проще сделать таргетированную рекламу в соцсетях, чем работать со СМИ. Циничная задача. Эффективность соцсетей выше, а стоимость ниже. Поиск проблемы нужно начинать с себя. Что нужно делать сегодня традиционным массмедиа? Каналы коммуникаций меняются. Не власть их меняет, а люди. Им стало удобнее получать новости в телефоне. Значит, нужно идти за людьми и предлагать те форматы, которые им удобнее. Появится завтра постмобильный способ, значит, нужно опережать и предлагать им это. Отслеживайте тренды и внедряйте их», — высказал свою точку зрения Дмитрий Федечкин, пресс-секретарь губернатора Челябинской области.

Поделиться

21.04.2024 | 17:09
Какие перспективы у парламентских партий на Южном Урале

Итоги выборов президента России оказались беспрецедентными и могут оказать сильное влияние на расстановку политических сил в стране и единый день голосования в сентябре.

19.04.2024 | 12:36
В Челябинске состоялись публичные слушания по проекту устава города

Число депутатов в областном центре сведено к минимуму.

19.10.2018 | 16:38
Состав магнитогорского «Металлурга» пополнил чешский нападающий

Левый форвард провел всю карьеру в клубе родного города «Белые тигры».

19.10.2018 | 15:24
Дороги Челябинской области считаются одними из лучших в России

Борис Дубровский поздравил более 10 тысяч южноуральцев, работающих в сфере благоустройства и поддержания дорог.

Новости   
Спецпроекты