Духовная перезагрузка. Нужны ли Челябинску свои святые покровители?

7 Сентября 2018 Автор: Марат Гайнуллин Фото: Вячеслав Шишкоедов
Духовная перезагрузка. Нужны ли Челябинску свои святые покровители?


Именно на такую неожиданную тему в Челябинске прошел круглый стол. Согласитесь, что еще лет тридцать назад такая дискуссия могла разве что присниться в сюрреалистическом сне. Если быть точнее, в политически незрелом сне…

А как в Европе?

Этому круглому столу предшествовало очередное заседание «Сигарного клуба», проведенное медиахолдингом «Гранада Пресс», где обсуждалась тема идентичности города и горожан, где и был поднят этот неожиданный вопрос. На этот раз участники дискуссии уже хотели услышать имена.

12_отец-Игорь_MG_8761.jpgПо словам протоиерея, секретаря Челябинской епархии отца Игоря, святые покровители есть во всех городах христианской Европы. У Москвы это Георгий Победоносец, у Киева — архангел Михаил. Санкт-Петербург защищают апостолы Петр и Павел, а также Александр Невский. У соседнего Екатеринбурга святая покровительница — великомученица Екатерина Александрийская.

А, по словам священника, день 15 февраля 2013 года красноречиво доказал всему миру, что святые покровители есть и в нашем городе. При этом отец Игорь, перебирая возможные кандидатуры на эту роль, вспомнил подвиг челябинского горожанина протоиерея Иоанна Днепровского, благодаря которому у нас появилась из Афона частица мощей Андрея Первозванного. В свое время именно его прихожане предлагали сделать святым покровителем нашего города, забыв, что святой апостол уже является покровителем Шотландии.

В нынешнем обсуждении святых выбор пал на Флора и Лавра, которые, к слову, и сами были градостроителями, но им приписывали также и покровительство коневодству. Казалось бы, тогда при чем здесь Челябинск? Но именно в нашем городе некогда был задан очень мощный импульс для движения на Восток, которое невозможно представить без тех же коней. Да и сам день памяти Флора и Лавра, 31 августа, очень близок к дате основания Челябинска — 13 сентября.

Конюченко-Андрей-ЧелГУ-доктор-исторических-наук.jpgТему кандидатур продолжил доктор исторических наук Андрей Конюченко, предложивший обратиться к нашим предкам. По его словам, в первых крепостях — Челябинской, Чебаркульской и Еткульской самыми популярными именами были Иоанн, Василий, Григорий, Феодот, Максим, Михаил и Петр. Из женских имен в этих крепостях превалировали Мария, Анна, Параскева. Почти каждую десятую особу женского пола в этих крепостях звали Дуней.

В этой связи отец Игорь деликатно заметил, что вряд ли логично будет искать связь между тем, как наши предки называли детей, и тем, какие святые были наиболее популярными. Самый первый храм в Челябинске возник и освящен был в честь святителя Николая. Главным храмом в Челябинске был Христорождественский собор, один из приделов которого был также освящен во Николая Чудотворца. Однако, по словам отца Игоря, имя Николай у русских людей встречалось не так уж часто.

Самигулов-Гаяз.jpgМежду тем, как заметил кандидат исторических наук Гаяз Самигулов, именно святитель Николай мог бы стать некоей компромиссной фигурой, которая устроила бы всех. Стоит вспомнить, что будущий Свято-Троицкий храм первоначально был церковью во имя Николая, перенесенной впоследствии в Заречье. Да и сегодня только в Челябинске четыре Никольских прихода!

В поисках своих праведников

Однако есть города, в том числе и Челябинск, которые возникали, по словам Самигулова, чисто с прагматической точки зрения. Например, те же крепости Исетской линии, в биографии которых не было какого-то религиозного начала.

С другой стороны, еще два года назад газета «Южноуральская панорама» стартовала с рубрикой «Пастыри», героями которой становились зачастую полузабытые сегодня представители православного духовенства Челябинска начиная с XVIII века. Это Иван Задорин, первый настоятель первой челябинской церкви, Антоний Альбокринов, выступавший против модернизации русского православия, Дмитрий Неаполитанов, ставший первой жертвой расстрела в истории челябинского православия... Быть может, благодаря именно их духовной силе Челябинск в разное время выстоял, заново возродился, стал духовно чище. И их тоже в известном смысле можно было бы назвать небесными покровителями города.

С этим согласился отец Игорь, подтвердив, что в Челябинске действительно были люди, которых можно было назвать праведниками. О многом, например, заставляют задуматься мытарства останков купца Перцева. И слава Богу, что они наконец-то упокоились, причем на освященной земле, в заимке Одигитриевского монастыря, чудом уцелевшего в вихре богоборческих событий.

Как бы то ни было, но все участники круглого стола сошлись на том, что назначить волевым решением небесного покровителя для нашего города мы не можем. Избирать же его можно лишь гипотетически.

Преподобные металлурги?

Важенин-Андрей-Владимирович--главный-онколог.jpgНе замыкаться лишь на священнослужителях, но вспомнить и о людях светских предложил главный онколог Челябинской области Андрей Важенин. Да, они не стали святыми, но они создавали Челябинск — танкоградский, атомградский, Челябинск сегодняшний… Например, «преподобные» Исаак Зальцман или Яков Сокол. Чем не фигуры?

При этом Важенин заметил, что у нас много символов, очень неудачных для имиджа города, начиная от верблюда и заканчивая белым медведем хоккейного клуба «Трактор». По словам академика, происходит некая дезориентация исторической памяти: на Северо-Западе большой проспект Салавата Юлаева пересекает маленькая улочка академика Макеева…

Филичкин_DSC5469-(1).jpgВ ходе дискуссии правомерно родился и вопрос, как к появлению в Челябинске православного покровителя могут отнестись представители других конфессий. Отвечая на него, руководитель медиахолдинга «Гранада Пресс» Сергей Филичкин заметил, что дело тут отнюдь не в религии.

Упоминая имя того или иного святого, мы понимаем, что он никогда не был в Челябинске, храма в его честь не называли.

— Святой в моем понимании представляет собой некий набор христианских, общечеловеческих добродетелей, — отметил Филичкин. — Это человек, совершивший очень сильный, значимый поступок. И выбирая его, мы ориентируемся на его нравственные качества. Да, те же Флор и Лавр никогда не были в Челябинске. Но за этими раннехристианскими мучениками стоят их праведные деяния. Мы сами должны понять, хотим ли мы быть похожими на этих святых или нет? Сегодня мы очень сильно оторвались от наших корней. Челябинск уже давно не купеческий город и, честно говоря, уже и не Танкоград. Мы — Челябинск новый. Но нам важно понять, кто мы есть сегодня. И самое главное, нам нужно понять, кем мы хотим стать завтра. Челябинску очень нужны свои символы, свои красивые городские легенды. Это необходимо для нашей перезагрузки, чтобы мы не ругали свой город, но любили его».

Поделиться

Вчера | 11:51
Казачья деревня. Оренбургское казачье войско отметит 450-летие

К этой дате в Челябинске переиздана книга Михаила Голубых «Казачья деревня». Это этнографический труд, в нем детально исследованы жизнь и быт казаков поселка Тимофеевского середины 1920-х годов.

Вчера | 10:26
В Челябинске очистят реку Миасс и Шершни

Уже исследованы наиболее донные отложения и водозаборы. Готовится программа, как работать с ними.

20.05.2021 | 12:56
Челябинский учитель истории считает, что школам не нужны учебники без героев

Министерство просвещения проведет полный анализ всех учебников истории. Об этом заявил глава ведомства Сергей Кравцов в ответ на критику президента Владимира Путина, прозвучавшую в рамках послания Федеральному собранию.

15.05.2021 | 09:06
В «Ночь музеев» челябинцы увидят питерское кино и научатся делать «зин»

В субботу, 15 мая, Челябинский музей изобразительных искусств будет работать с полудня до полуночи.

Новости   
Спецпроекты