Перетряхнуть одежды. Ведущая политическая сила страны заявила о запуске процесса партийного обновления

23 Ноября 2019 Автор: Федор Кручинин Фото: Олег Каргаполов и пресс-служба Челябинского отделения партии «Единая Россия»
Перетряхнуть одежды. Ведущая политическая сила страны заявила о запуске процесса партийного обновления

Насколько они будут глубинными, помогут ли «Единой России» сохранить свои лидерские позиции и в каких направлениях будут запущены, рассуждали участники дискуссии, организованной при поддержке медиахолдинга «Гранада Пресс» в рамках проекта «Экспертный клуб Челябинска».

Остается в лидерах

Надо отметить, что все участники этого разговора, который на этот раз состоялся на площадке «Южноуральской панорамы» сошлись на том, что в среднесрочной перспективе «Единой России» потеря лидерских позиций не грозит. На это указывает социология, результаты последних выборных кампаний и проблемы в стане оппозиции.

«В настоящий момент есть несколько ключевых мотивов для голосования за партию «Единая Россия», — объясняет Никита Трегубов, кандидат политических наук, доцент ЮУрГУ. – Первый мотив, базируется на том, что часть избирателей устраивает сегодняшнее положение вещей — жить стало лучше, жить стало веселей. «Единая Россия» заявляет, что делает реальные дела на благо страны, а другие только болтают. Второй мотив – отождествление партии с Владимиром Путиным. Третий мотив – за «Единую Россию» голосуют потому, что это большая и мощная партия. Многим избирателям комфортнее оставаться с большинством, нежели с меньшинством. Подвижные избиратели, у которых нет идеологической или личностной мотивации, голосуют по этому принципу. Это три позитивных мотива, есть еще один негативный, который базируется на утверждении, что если не «Единая Россия», то будет хуже, наступят снова лихие 90-е. Это атрибуция рациональных вещей, связанных с позитивными изменениями в жизни избирателей, атрибуция надежды на лучшее будущее при нынешней власти и страх того, что будет хуже. Результаты будущих выборов будут зависеть от того, как партийным технологам удастся активировать соответствующие мотивы, а оппонентам их демотивировать».

0003.jpg

В том, что оппозиции удастся достигнуть серьезного прогресса в вопросе демотивации избирателей, отдающих ныне голоса за «Единую Россию», некоторые эксперты сильно сомневаются.

«Я уверен, что грядущие парламентские выборы «Единая Россия» выиграет, – считает Виталий Иванов, доктор политических наук, профессор ЧелГУ. — Политической конкуренции нет и быть не может. Есть такой термин в политологии – количество конкурентоспособных партий. У нас процент таких партий 1,4, то есть у нас одна конкурентоспособная партия — «Единая Россия». Так, на выборах 2016 года она выдвинула 208 мажоритарщиков, из них прошло 203. Коэффициент эффективности – 97 %. Все ресурсные кандидаты объединены в эту партию. Посмотрите, как обстояли дела в этом плане у КПРФ: из 225 депутатов по мажоритарным округам прошло семь. Сейчас у власти болит голова не за то, как спасать «Единую Россию» и повысить ее рейтинг, а за то, как реанимировать оппозицию. У КПРФ, «Справедливой России», ЛДПР по 6-7 мажоритарных кандидата на всю страну. Все они сидят на госфинансировании. Задача – создать конкурентную среду, иначе политический процесс будет стагнировать. Поэтому проводить искусственную модернизацию, на мой взгляд, «Единой России» не нужно».

«Выборы 2019 во многих территориях были очень агрессивными, – приводит пример состояние дел на политическом поле Челябинска Виталий Родионов, депутат Челябинской городской думы. — На кандидатов от «Единой России» было вылито много грязи. Но, несмотря на это, выборы выиграли наши кандидаты. По данным социологов «Единая Россия» имеет на Южном Урале около 35 %, но на самом деле эти цифры выше. Выборы показали, что в 80 % народ голосует за единороссов».

0002.jpg

Электоральные потери

Однако за определенной долей оптимизма есть и некоторый набор проблем, который намекает партии власти, что на лаврах почивать не стоит. 

«Разговоры об обновлении в «Единой России» идут постоянно, к каждому новому электоральному циклу партия подходит с четкой и ясно сформулированной задачей по оптимизации, улучшению, поиску новых решений и новых смыслов, – говорит Василий Зорин, кандидат политических наук, зав. кафедрой политических наук и международных отношений ЧелГУ. — На моей памяти самое масштабное обновление было в 2012 году. Все помнят политический кризис 2011 года с белыми ленточками и массовыми протестами. Этот кризис вылился в серьезную масштабную партийную реформу: выборы секретарей всех уровней прошли, были введены в устав на тайной альтернативной основе, проведены ротации в политсоветах. Действительно, был переписан устав, партия стала работать совершенно по-новому. А вот все последующие этапы обновления, мне кажется, были не настолько глубокими, они были связаны с поиском каких-то идей для проведения избирательных компаний, для обновления имиджа партии и коррекции негативных тенденций в массовом сознании. Эти тенденции отразились на рейтингах партии, на результатах соцопросов. На днях «Коммерсант» опубликовал данные закрытого опроса общественного мнения, согласно которому за партию власти готовы проголосовать 34 % россиян. Это в разы больше, чем у других партий, но, по сравнению с прошлыми периодами, это очень мало. Это все свидетельствует о том, что нужно что-то менять, оптимизировать, улучшать».

0001.jpg

Некоторые эксперты отмечали, что определенные риски несет и некоторая закостенелость партийной жизни.

«Можно сказать, что некоторые элементы советской действительности встречаются в современной «Единой России», – говорит Федотов Александр Сергеевич, кандидат исторических наук, доцент ЧелГУ. – Так, членство в партии отражает некий номенклатурный принцип в формировании элит. Как правило, стать членом «Единой России» предлагают успешным людям. Как в СССР нельзя было быть директором крупного предприятия и быть беспартийным, так и в «Единой России» наблюдается похожий подход. Достаточно вспомнить тренд на то, чтобы избранные губернаторы возглавляли региональные отделения партии. Здесь можно говорить об определенных исторических параллелях».

И хотя статистика выборов, показывает, что «Единая Россия» продолжает иметь серьезную поддержку среди избирателей, эксперты отмечают, что отдельные электоральные потери она уже несет.

«Мне кажется, что сегодня «Единая Россия» проигрывает битву за креативный класс, за обладание умами, – говорит Андрей Трушников, директор по информационной политике медиахолдинга «Гранада Пресс». – В результате партии зачастую не хватает креатива, чтобы наиболее эффективно решать многие задачи».

В чем обновляться?

Так что же, по мнению челябинских экспертов и самих политиков, необходимо обновить и усилить в партии власти, чтобы она продолжала оставаться таковой.

75636031_2392431491008438_1192027551204114432_n.jpg

«У нас в области уже прошла ротация и в президиуме регионального политсовета, и в самом политсовете, – говорит Денис Лапотышкин, депутат Челябинской городской думы. – В президиум вошли представители исполнительной власти, что, без сомнения, укрепит позиции власти и позволит решать наболевшие вопросы. Наша задача как депутатов — быть ближе к избирателям. Что люди хотят видеть в партии? Идеологию и повышенную ответственность. Также мы не должны закрываться в своей информационной политике, если молодежь сидит в соцсетях, то и мы должны двигаться в этом направлении. Ведь через 10-12 лет они станут более опытными избирателями, которые будут формировать политическую и экономическую повестку».

«Интересы населения многогранны, – говорит Константин Толкачев, заместитель председателя комитета ЗСО Челябинской области по информационной политике. – «Единая Россия» должна провести четкую сегментацию своих избирателей, выстроить инструменты работы с каждым сегментом через каналы коммуникации, которыми пользуются эти сегменты. Кроме того, партии нужны достойные представители, нужно совершенствовать институт предварительного голосования. Необходимо приравнять праймериз к избирательному законодательству. Совершенствование праймериз – это один из путей обновления партии».

«Нужно немножко изменить политическую повестку дня, – обращается к единороссам Виталий Иванов. — Если вы представляете только власть, то тогда ее можно ее не менять, но если представляете еще и избирателей, то нужно социальную составляющую актуализировать.

0005.jpg

Самое слабое место партии власти – отчетность депутатов. Мы не знаем о многих, не понимаем, чем они занимаются. В советское время можно было посмотреть статистику по любому представительному органу, от поселкового до Верховного совета. Также был такой хороший институт, как наказы избирателей. Это был некий социальный контракт, который заключался между кандидатом в депутаты и избирателями. Формировался перечень проблем, который кандидат будет решать, придя к власти. Сейчас же кандидат в депутаты предлагает свою программу, а не берет те вопросы, которые генерируют сами избиратели. Да, система наказов якобы существует, но раньше она была законодательно закреплена, кроме того на ней оценивался коэффициент полезности конкретного депутата».

Это лишь малая толика того, что стоило бы изменить «Единой России», утверждают наши эксперты. Теперь на повестке дня вопрос, будет ли партия власти это делать.

«Как человек приходит к решению что-то изменить? Либо его заставляют обстоятельства, либо у него есть внутренняя мотивация, – говорит Василий Зорин. — Мне кажется, что «Единая Россия» находится в таком же положении. Можно сидеть и ждать, а можно продемонстрировать зрелость и высокий уровень организационной структуры, самих себя заставить совершить какие-то действия. Это вопрос, готова ли партия увеличить объем работы, понимая значимость стоящих перед ними задач. Понять это должны все члены партии, от рядовых до верхушки. Найдется ли у них внутренний механизм для самомотивации?»

Вчера | 10:01
Способна ли «цифра» изменить политический ландшафт Челябинской области

В Челябинской области цифровые технологии только начинают выходить на политическое поле. Так как электоральная база политических партий находилась долгое время среди избирателей в возрасте 40 плюс (а то и старше), технологи не видели особого смысла в цифровом вооружении. Но сейчас к сороковому рубежу подошли избиратели, которые с «цифрой» во многом уже на ты.

06.12.2019 | 17:03
Фигурки из сена и фонари от бизнеса. Как муниципалитету создать позитивный имидж?

Пластовский район долгие годы не теряет статуса одного из самых благополучных муниципалитетов. Он занимает первые места по газификации, благоустройству и взаимодействию с бизнесом. Какие успешные практики могли бы перенять у него другие муниципалитеты, а также как здесь справляются с поручениями главы региона и нацпроектами? Ответ на эти вопросы «ЮП» искала в ходе рабочей поездки вице-губернатора Евгения Голицына, который курирует южные территории области.

02.12.2019 | 11:48
Чувствует ли южноуральский бизнес потребность в политике

Многие политические партии не прочь увидеть бизнес в своих рядах, однако далеко не все эксперты уверены, что это пойдет на пользу и обществу, и предпринимателям.

29.11.2019 | 11:03
Как Челябинская область реализует новую экологическую политику

Как ожидается, менее через год, летом 2020 года в Челябинской области начнет действовать региональный экологический стандарт.

Новости   
Спецпроекты