Агент или нет. Зачем в России усилили закон об иноагентах

1 Декабря 2022 Автор: Александр Анурьев Фото: Людмила Ковалева
Агент или нет. Зачем в России усилили закон об иноагентах


Депутат Госдумы Дмитрий Вяткин рассказал, какие цели преследовал российский парламент.

В среду, 30 ноября, гостем проекта «Большая редакция» медиахолдинга «Гранада Пресс» стал депутат Госдумы Дмитрий Вяткин. Недавно нижняя палата парламента усилила закон «Об иноагентах». В ходе общения с руководителями ведущих СМИ Челябинской области депутат рассказал, в чем суть нормативных изменений, на кого они направлены и как ужесточение ряда требований поможет укрепить позиции России.

«Влияние извне, которое в определенный момент стало глобальным, бьет по всем направлениям, до чего дотянется. В июле этого года Государственная дума приняла новый закон об иноагентах. Это отдельный документ, где четко определены понятия, статус, как определяется этот статус, кто его устанавливает и так далее. Однако после этого нужно было внести изменения в десяток других смежных законов. К примеру, о выборах, муниципальной, государственной службе и даже об экологической экспертизе, где тоже необходимо было ограничить возможности влияния тех лиц либо организаций, которые признаны иноагентами. Мы их просто хирургически из этих сфер вырезаем».

Цель законодателей очевидна: отодвинуть от основных сфер общественной жизни организации, а также отдельных лиц, получающих иностранное финансирование. Речь, в частности, идет об образовании, выборных и государственных должностях. Кроме того, иноагенты не могут получить в России никаких преференций, в том числе налоговых. По словам Дмитрия Вяткина, все это является естественной защитной реакцией государства, которую, к слову, уже давно практикуют на том же Западе.

«Попробуйте русскоязычную радиостанцию открыть и зарегистрировать в США. Через день-другой к вам придут из ФБР, станцию закроют, а людей посадят в тюрьму. К примеру, Мария Бутина, которая несла в штатах представительские функции, полтора года отсидела в тюрьме, в одиночке, в кандалах. Никто церемониться не собирался, ей грозило 40 лет, — отметил Дмитрий Вяткин. — Она не занималась сбором информации, шпионаж не был доказан. Когда мы приняли первую редакцию закона об иноагентах, то прекрасно понимали, что это очень мягкий закон».
Кого же можно считать иноагентом? По словам парламентария, это физическое или юридическое лицо, связанное с иностранными государствами, организациями или отдельными людьми. Иноагент осуществляет свою деятельность, которая может так или иначе воздействовать на политические процессы в России, на деньги заморских заказчиков.

Вяткин-20221130121844_O05A7921.JPG
Фото Юлии Боровиковой

«Если говорить по-честному, иностранцы свои деньги за просто так, на какие-нибудь чисто благотворительные цели, поверьте, не дадут. Они свои копейки хорошо считают. Не буду говорить кто, но как-то на меня вышла одна российская общественная организация, которая занималась работой с больными ребятишками. Грантовой системы тогда еще не было, все это происходило во второй половине 2000-х годов. Говорят: денег нет, а местные власти все гоняют нас с места на место, считают шарлатанами. Но тут на них вышел некий иностранный фонд, предложив спонсировать программы в обмен на сбор информации о протестных настроениях в стране. И передавать все это раз в месяц. Вот как такое расценивать? Это использование наших граждан под благовидным предлогом. Что касается критики, то она не должна переходить в клевету и оскорбления», — рассказал Дмитрий Вяткин.

Закон «Об иноагентах» обрел широкое правоприменительное поле. Однако не получится ли так, что под его действие попадут лица, занимающиеся общественной деятельностью? Не запустит ли критика определенных вещей механизм «выписывания из своих»?

«Общественников это все не затронет. Нужно понимать, что речь не идет о критике как таковой. Но, к примеру, жестких высказываний о специальной военной операции однозначно быть не должно, — заключил Дмитрий Вяткин. — Будет ли послабление требований, когда все закончится, все зависит от обстановки. Посмотрим. Скажу честно, было несколько заходов по части смягчения статуса иноагентов. И каждый раз за этими предложениями торчали «не отечественные ушки», которым так хочется, чтобы все вернулось в девяностые годы, когда они все тут подруливали и контролировали и, если что, где-то перекрывали кран. Нам кран перекрывали, понимаете? Не мы им. Если человек не связан с иностранными лицами, если он не действует в интересах иностранных организаций, не собирает для них информацию и не получает от них деньги, то ничего ему не грозит. Что касается критики, она не должна переходить в клевету и оскорбления».


Поделиться

17.03.2024 | 17:13
Почему конкурс «Лидеры России» называют кадровым лифтом

Челябинские эксперты оценили систему, позволяющую реализовать здоровые амбиции.

17.03.2024 | 14:14
Основной день. Челябинцы выбирают президента страны

В челябинском лицее № 120 выборы всегда особенное событие. С советских времен в дни голосования здесь царит особая праздничная атмосфера, а еще избирателей, многие из которых заканчивали когда-то эту школу, ждут увидеть их учителя.

Вчера | 19:46
В Челябинске отметили десятилетие Крымской весны

Специальным гостем праздника в ЦПКиО им. Гагарина стала группа «Земляне».

Вчера | 13:49
Южный Урал показал впечатляющий результат на президентских выборах

Эксперт уверен, что главное политическое событие года укрепило позиции местных властей.

Новости   
Спецпроекты