В Челябинской области копируют американскую систему выборов
Изменения, внесенные в марте в систему выборов глав муниципалитетов, вызвали большой общественный резонанс. Многим оказалось трудно разобраться в сути вопроса, поэтому в ЗСО пригласили глав районов и муниципальных поселений, а также экспертов, чтобы очно прийти к взаимопониманию.
Суть закона сводится к тому, что главы муниципальных образований теперь будут избираться не напрямую, как было раньше, а депутатами. Процедура включает в себя формирование собранием депутатов муниципалитета и губернатором комиссии, которая будет представлять местным парламентариям кандидатуры на пост главы, а те уже будут выбирать и утверждать мэра. Таким образом, может показаться, что население отстраняется от выбора глав своих городов и районов.
— Действительно, южноуральцы не смогут напрямую выбирать глав муниципальных образований, — поясняет Семен Мительман, заместитель председателя Законодательного Собрания Челябинской области. — Но выборы депутатов никто не отменял, а эта реформа станет как раз поводом к тому, чтобы граждане ответственнее к ним подходили.
Семен Мительман также четко обозначил основные цели данных изменений. По его мнению, «во-первых, такая система позволит создать единую схему управления; во-вторых — подобрать на должности мэров профессиональных управленцев и в целом укрепить авторитет власти, поскольку в выборе глав муниципалитетов ответственность теперь разделят между собой как депутаты, так и губернатор». Кроме того, Семен Мительман подчеркнул, что «система управления не должна быть застывшей, ее необходимо постоянно совершенствовать и развивать».
— После принятия данного закона больше не будут возникать ситуации, когда к власти мог прийти непрофессионал, а населению приходилось с ним после избрания мучиться, — поясняет Семен Мительман. — Мы действуем в рамках закона, поэтому, считаю, что разговоры, что реформу могут оспорить в судах, останутся разговорами.
Институт выборщиков
Главы муниципальных образований и эксперты сходятся во мнении, что данная реформа должна способствовать укреплению политических институтов области и повышению качества управления муниципальными образованиями. Так, например, Сергей Стрижов, глава Агаповского сельского поселения, главным преимуществом изменений в системе управления видит то, что «теперь в районе мы, главы всех уровней, можем пойти единой командой. Так нам будет проще решать проблемы территорий, мы друг другу подставим плечо».
— В муниципалитетах далеко не всегда к власти приходят те, кто хорошо разбирается в управлении и знает специфику территории, — отмечает Иван Игнатов, глава Саткинского городского поселения. — Непрофессионалы, пришедшие благодаря, например, своим связям и знакомствам, в течение года осматриваются, пытаются понять, что происходит. А начинают действовать, в лучшем случае, уже тогда, когда встает вопрос о переизбрании и зачастую готовы переложить нерешенные проблемы на плечи нового мэра. При данной же системе к власти будут приходить люди, которые способны сразу принимать грамотные организационные решения.
Близка к мнению глав и позиция ученых. Так, Алексей Ильиных, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Челябинского филиала РАНХиГС при президенте РФ, отметил, что «в условиях снижения явки населения на выборы применение так называемой системы выборщиков, с которой можно сравнить избрание глав депутатами представительных органов, оправдано и никаких правовых коллизий со сроками полномочий глав не возникнет, так как эти вопросы отрегулированы законодательством».
Кроме того, данная реформа уже сейчас послужила толчком к постановке новых вопросов. Помимо вполне предсказуемых тем о конкретных механизмах ее реализации с учетом специфики муниципалитетов, все большее значение приобретает аспект доверия граждан к властным структурам.
В данной законодательной инициативе наш регион является первопроходцем. Из-за этого, по словам Семена Мительмана. «взятая ответственность еще более возрастает». Впрочем, первый этап реформы прошел относительно удачно и никакой растерянности, как отметил Михаил Молчан, глава Октябрьского района, во всяком случае в руководящих кругах, не вызвал. Впрочем, насколько эффективной окажется подобная почти американская модель, основанная на решающей роли «института выборщиков», в южноуральских реалиях покажет время.
Поделиться